Советник председателя комитета по тарифам Петербурга Ирина Бугославская подтвердила, что петербуржцы в праве добиваться возврата денег за невывезенный «НЭО» мусор. Рассказываем, как «МК в Питере» запустил акцию #НеХочуПлатитьЗаМусор и добился внимания чиновников к охватившей город проблеме.
Мусорный коллапс случился в Петербурге сразу после наступления нового года. «Подарочек» в виде ломящихся от отходов помоек и загаженных из-за нехватки баков дворов стал следствием мусорной реформы: с 1 января в права вступил новый региональный оператор — «Невский экологический оператор» («НЭО»). Гладко переход на систему единого контроля вывоза отходов не прошел: старые контракты истекли, новые заключили не везде, контейнеры старого оператора увезли, а новые либо еще не установили, либо их было мало. Итогом стало тотальное зарастание дворов мусором в самый разгар новогодних праздников: фотографиями помоек люди охотно делились в соцсетях, не в силах наблюдать за такой картиной в одиночку. Массовые жалобы летели в адрес «НЭО» по всем фронтам — люди обрывали контактные телефоны, писали по почте и во всех соцсетях оператора. Реакция, впрочем, стала ожидаемой — оператор поспешил найти объяснения сложившейся ситуации, правда, извинения принес и обещал все взять в свои руки. На деле — до конца праздников город утопал в мусоре, и до сих пор в некоторых районах его вывоз не поставлен на поток.
11 января «МК в Питере» запустил акцию — #НеХочуПлатитьЗаМусор. Дело в том, что согласно законодательству РФ, граждане в праве не платить за услуги ненадлежащего качества. Посты в соцсетях с указанным хештегом и красочными фото переполненных петербургских помоек разлетелись по соцсетям. Первым результатом запущенной кампании стало замечание «НЭО», что решение о скидке для всех местных жителей на услуги требует обсуждения.
Дальше «НЭО» стал отчитываться, что порядок в городе наведен на 96,5 %. Ситуация к этому моменту перестала быть катастрофической, но до идеала все еще далеко — соцсети по-прежнему полны фотографий невывезенного мусора, люди продолжают жаловаться.
Спустя неделю с небольшим власти города наконец отреагировали на народный запрос — советник председателя комитета по тарифам Петербурга Ирина Бугославская подтвердила на пресс-конференции ТАСС, что граждане имеют право не платить за некачественно оказанные услуги.
«Правила предусматривают возможность возврата денежных средств, если услуга оказана некачественно. Это приложение №1, 354 постановления. То есть, если в течение трех дней мусор в зимний период не вывозится, то это уже нарушение, связанное с предоставлением качественной услуги. Необходимо составить акт и на его основе потребовать возврат», — сказала чиновница.
Ее слова дополнил генеральный директор ВЦКП «Жилищное хозяйство» Василий Федотов. Он пояснил, что вывоз мусора — услуга коммунальная, а не жилищная, поэтому перерасчет ее стоимости действительно возможен. Для этого нужно посмотреть в платежной квитанции, кто отвечает за ее оказание — это может быть либо непосредственно регоператор, либо управляющая компания. К ним и нужно обращаться.
Подробную инструкцию, как добиться перерасчета за невывезенный «НЭО» мусор, мы публиковали в предыдущем материале «МК в Питере». Уверены, что львиная доля горожан, все праздники страдавших от переполненных помоек во дворах, воспользуется возможностью не платить лишнее за такой «качественный» вывоз мусора. А новый регоператор, остается надеяться, учтет ошибки своего старта и впредь не будет реагировать на справедливую критику оправданиями и отписками.