Повышение в Петербурге платежей на капремонт очень напоминает технический дефолт

Смольный не объясняет причин двукратного подъема взносов на капитальный ремонт в Петербурге, за чиновников это делают депутаты ЗакСа и внимательные аналитики

«МК» в Питере» уже писал о том, что депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский направил губернатору города письменный запрос с просьбой пересмотреть размер взносов на капремонт, которые обязаны платить петербуржцы.

«Полагая, что увеличение максимального взноса на капитальный ремонт в 2020 году является экономически необоснованным и противоречит расчетам, которые были представлены самим правительством Санкт-Петербурга, прошу вас рассмотреть вопрос о пересмотре указанного постановления правительства и установлении минимального взноса на капитальный ремонт в размере от 5 до 6 рублей за квадратный метр», — отметил в своем запросе Вишневский.

Далее, 15 января, на пленарном заседании ЗакСа депутат от «Партии Роста» Максим Резник призвал не наделять городское правительство новыми полномочиями, пока оно не ответит «за тот беспредел, который творит на выходе из новогодних праздников». Критику поддержал и представитель «Справедливой России» Алексей Ковалев. Однако он предложил просто отменить постановление правительства об установке новых тарифов на капремонт.

Уже на следующий день на заседании Координационного совета по развитию местного самоуправления в Смольном губернатор Петербурга Александр Беглов призвал относиться к проблеме «с пониманием». «Спекуляций тут никаких не должно быть», — сказал он. В свою очередь, спикер ЗакСа и лидер региональной «Единой России» Вячеслав Макаров сообщил, что «отдельные партии и политики» используют ситуацию, чтобы «внести напряжение» в общество. Поэтому, по его словам, главы районов и депутаты-единороссы должны «объяснять, встречаться, убеждать и дружно, без интриг расшивать эти вопросы».

Напомним, что с 1 января 2020 года минимальный размер взноса на капитальный ремонт «общего имущества» увеличился вдвое. Так, если в прошлом году отчисления в домах дореволюционной постройки составляли от 4,5 до 5 рублей за квадратный метр (в домах без лифта и с лифтом соответственно), то теперь — от 8,5 до 9 рублей.

Конечно, повышение не ограничилось «старым фондом» (в котором капремонт оправдан и часто необходим). Взносы повысились и для жителей других домов:

  • «брежневок» (тариф вырос до 8–8,5 руб для кирпичных и до 8,2–8,7 для панельных серий);
  • в «сталинском» фонде они выросли до практически «царских» 8,34–8,84;
  • для массовых «хрущевок» — до 8,12–8,62 в кирпиче и до 8,3–8,8 в панели.

Особенно трогательно смотрится повышение для деревянных домов — до 8 рублей за кв.м. с лифтом и до 8,5 — без лифта. Остается найти в городе хотя бы один деревянный дом без капремонта, но с лифтом.

«МЫ НЕ ВИНОВАТЫ»

Главное заинтересованное лицо — «Фонд — региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» — пока не опубликовало развернутого релиза своих достижений. Однако на нескольких официальных ресурсах (например, на сайтах ряда районных администраций) все же появилась разъяснительная информация для населения о том, чем обусловлен рост взносов на капремонт.

Пояснения местами убедительны, и мы приведем их максимально подробно. Так, сообщается, что региональная программа капремонта «была сформирована в 2013 году с учетом установленной на тот момент предельной стоимости работ, которая к настоящему времени существенно увеличилась». Так, «увеличилась стоимость основных строительных материалов, например: кровельное железо — 63 %, краска фасадная — 80 %, строительные смеси — 31 %, трубы металлические — 33 %, радиаторы — 43 %».

По словам источника, изменилась и технология ремонта: так, «вместо герметизации стыков панелей в панельных домах, сегодня мы выполняем полное оштукатуривание фасадов и окрашивание современными материалами, также выполняем полную замену оконных и дверных заполнений в местах общего пользования. Преобразившийся облик фасада является неотъемлемым элементом комфортной городской среды и повышения качества уровня жизни. При ремонте инженерных систем выполняются в обязательном порядке работы по повышению энергоэффективности: дооборудование системами погодного регулирования, установка энергосберегающего оборудования (терморегуляторов, балансировочных клапанов), как результат — снижение платы за отопление до 15 %». Происходит также «синхронизация работ по инженерным системам, а также по ремонту крыш и фасадов (которые выполняются в один год)».

В некоторые аргументы верится легко, в другие — с оговорками. Подорожание действительно имело место, и действительно в заявленных пределах, если не больше. А вот как на самом деле подрядчики выполняют ремонт (и с чем они его синхронизируют), знают только они сами.

Далее авторы разъяснения

  • не забывают припугнуть горожан аварийными домами: «всего к настоящему времени выявлено 1337 объектов аварийности» — и лифтами: «в целях безопасности граждан до 2026 года необходимо отремонтировать 10 689 лифтов, вышедших за 25-летний срок эксплуатации»;
  • напоминают о вечном: «в Санкт-Петер­бурге 1890 домов, являющихся объектами культурного наследия. На сегодняшний день [выполнен ремонт] всего 176 домов»;
  • признают, что и горожане кое в чем правы: «невыполнение работ в установленные Региональной программой сроки порождает большое количество обоснованных жалоб от жителей города. Так, только в 2019 году количество обращений, поступивших в Жилищный комитет по тематике: «Работы на объекте не осуществляются в соответствии с запланированными сроками», составило 2692 обращений»;
  • и, наконец, вплотную подходят к главной теме: «в результате недостаточности средств в настоящее время уже сейчас отставание в реализации региональной программы по периоду 2015–2017 годы [составляет] 3000 видов работ в сумме 19 млрд рублей. Соответственно, при таком низком взносе эта тенденция продолжится».

Надо отдать должное авторам разъяснения: они подробно и даже по-своему честно объяснили, почему им необходимы новые деньги. Не забыли и о контексте:

«В сравнении с другими регионами РФ, в Санкт-Петербурге один из самых низких взносов за капитальный ремонт. Начиная с 2014 года по 2019 год, он вырос всего на 3 рубля и поднимался за 5 лет всего лишь 3 раза.

Для сравнения:

  • в Москве — 18,19 руб.,
  • в Ленинградской области (с 2020 года) 7,92 руб.,
  • в Московской области — 9,07 руб.,
  •  Екатеринбурге — 9,36 руб.».

Однако главные причины подорожания платежей за капремонт остались за рамками документа. Вероятно, из соображений субординации.

ЖИЗНЬ БЕЗ БЮДЖЕТА

Дело в том, что за последние годы поддержка программы капремонта из городского бюджета сильно сократилась. В 2019 году, например, краткосрочный план рассчитывался исходя из суммы около 9 млрд рублей. Чуть больше половины собрали в виде взносов, 4 млрд пришли из бюджета (из них 1 млрд рублей по линии КГИОП, на «фасады особой сложности»). А ведь в 2015 году бюджетная субсидия составляла около 7 миллиардов рублей!

Вторая причина связана с первой, и многие называют ее «популизмом». По словам упомянутого выше депутата Вишневского, в свое время экс-глава жилищного комитета Валерий Шиян (он покинул пост в марте 2019-го) называл реальный, обусловленный текущей практикой тариф: для выполнения графика капремонтов нужно было собирать с населения по 15 рублей с квадратного метра. С учетом субсидий можно было снизить эту сумму до 8 рублей. Но прежний губернатор, по словам депутата, «попросил остановиться на двух рублях». Население тихо радовалось, но ведь и ремонты затягивались.

Результат: как минимум последние пять лет недофинансирование программы капремонта росло и копилось. В конце концов ситуация стала похожа на вынужденный технический дефолт оператора — того самого Фонда капремонта (который, к слову сказать, зарегистрирован как некоммерческая организация). Теперь дофинансировать программу придется за счет горожан. По крайней мере, другого выхода администрация не предлагает. Зато (словами авторов все того же разъяснения) в случае своевременного и регулярного получения удвоенных взносов обещает экономическое чудо. Оно будет состоять сразу из нескольких пунктов (цитируем документ):

  • модернизация жилого фонда и сохранение объектов культурного наследия;
  • приближение срока капитального ремонта. Ежегодное количество объектов увеличится более чем на 33 % (в среднем это 170 лифтов, 180 крыш и 65 фасадов ежегодно);
  • рост капитализации квартиры на рынке в среднем в центральных районах Санкт-Петербурга составит 10–15 %, в спальных районах — 6–8 %.

Этот последний пункт может означать «тихий переворот» на рынке недвижимости (подробнее об этом см. врезку).

Есть и хорошие новости для тех, кто часто ходит на выборы (продолжаем цитирование): «все меры социальной поддержки льготных категорий граждан, которые действуют в настоящее время, сохранятся. Ожидаемые расходы бюджета на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на 2020 год составят 19 234,8 млн руб. всего, в том числе:

  • бюджет Санкт-Петербурга — 12 329,1 млн руб.
  • федеральный бюджет — 6 905,7 млн руб.».

Резюмируем: все, кто остался без льгот, радостно готовятся платить и ждать в ответ экономических чудес.

В скучной же реальности к работе Фонда капремонта тоже есть вопросы, причем именно в области цифр. «МК» в Питере» в свое время писал, что в конце ноября 2019-го там были проведены обыски, а в декабре прокуратура пояснила их причину: пропало 7 млн рублей, выделенные на модернизацию автоматизированной системы управления. «Фактически работы не произведены», — отметили в прокуратуре.

На фоне этого общественный интерес к проблеме вполне понятен. По состоянию на 22 января 2020 года более 15 тысяч петербуржцев подписали петицию против роста тарифов на капремонт.

«МК» в Питере» будет внимательно следить за развитием этой истории. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 22 января 2020

Заголовок в газете: Капремонт: подъем с переворотом

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру