Знаток криминального мира рассказал, что удержит Петербург от возврата в «лихие 90-е»

Знаток криминального мира рассказал, что удержит Петербург от возврата в «лихие 90-е»
Михаил Орский — автор книг о 90-х годах. ФОТО: Предоставлено героем публикации

В Новом Девяткино группа неизвестных терроризирует местных предпринимателей: под видом правоохранителей молодые люди бандитского вида требуют от торговцев дань за «крышу», а на отказ отвечают угрозами. Местные бизнесмены уже обратились в полицию и ждут возбуждения уголовного дела. Шлейф «лихих 90-х» тянется за Петербургом не первый год, но их возвращения в XXI веке, мягко говоря, никто не ждал. «МК в Питере» расспросил знатока криминального мира, писателя, активного участника неформальных движений тех лет Михаила Орского — есть ли риск у Петербурга вновь обрести статус «бандитского».

— Вероятен ли вариант вакханалии 90-х, исходя из неблагоприятной обстановки сейчас?

— На мой взгляд, все-таки ситуация кардинально другая, объясню почему. Потому что всплеск как организованной, так и профессиональной преступности в 90-х годах обуславливался прежде всего слабостью власти…

По сравнению с 90-ми годами наша власть нарастила железные мышцы, и сейчас правоохранительные органы сильны как никогда. Кроме того, преступникам дают огромные сроки. Допустим, когда я семь лет назад уходил на пенсию, одним из движущих мотивов было — на кой черт мне это нужно, у меня все есть, зачем я буду лезть куда-то и рисковать потерять все, и я точно знаю, что я сяду не на 3-4 года, а на 8-10 лет.

Второй момент — это технический прогресс. В крупных городах повсюду висят камеры видеонаблюдения, и у представителей преступного мира нет возможности каких-то силовых акций. Давеча я ехал звериной тропой в области, а мне и оттуда штраф прилетел, то есть и там где-то уже камеру повесили на каких-то проселочных дорогах. То есть с битами уже не залетишь ни в ресторан, ни в отель, потому что все будет на камерах, и всех идентифицируют. Надевай маски или нет, если будет нужно, по походке вычислят.

Третий момент — это выбор. После 2000 года, допустим, коллектив в котором я трудился, столкнулся с такой проблемой, как нехватка кадров. Мы сидели и не понимали — а где молодежь? Почему никто в бригаду не идет? В 90-е отбоя не было от молодых ребят. А все, теперь немодно стало среди молодежи быть бандитом. Стало модно сидеть за компьютером, появились другие возможности зарабатывать деньги. Самое главное у нас было так, что в советские времена ничего было нельзя: создать условную рок-группу — нельзя, написать и выпустить книгу без связей — нельзя, открыть бизнес — нельзя.

Были жуткие бюрократические препятствия, сейчас худо-бедно, но есть свобода выбора. Хочешь — за границу уезжай и работай, хочешь — панковский гребень себе сделай, хочешь — старайся и бизнес создавай. Поэтому умные и серьезные люди сейчас не идут в преступность. В те годы для многих это был единственный путь наверх и путь проявления какого-то своего креатива и одаренности. Сейчас всего этого не нужно, сегодня свои возможности и креатив можно проявить в любых направлениях. Сейчас спортсмены идут работать не в бригады, а в фитнес-центры или тренировать детей, потому что это безопаснее. Вот я хожу в фитнес-зал, там десятка два этих инструкторов, если не больше.

— То есть вы, как эксперт, не видите каких-то тревожных звоночков и параллелей, которые перекликаются сегодня с лихими 90-ми?

— Нет, вот есть три фактора, которые нам не дадут скатиться в 90-е: сильная власть, технический прогресс, возможности для молодежи заработать в других местах. Это скорее какие-то тиктокерши и инстаграмщицы*, которые попали на бабки с отключением соцсетей, это скорее они сейчас на панель пойдут.

В пользу такого оптимистичного взгляда на настоящее отчасти говорит отчетность правоохранительных органов. Про грабежи, разбой и похищения людей если и приходится слышать, то в основном речь идет о преступлениях многолетней давности. Так, ранее «МК в Питере» писал, что дело скрывавшегося 20 лет главаря банды петербургских разбойников отправили в суд.

* Instagram — принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру