Цены трубят «большой сбор»: по кому прежде всего ударит рост утильсбора на машины

Очередной виток повышения цен на автомобили стал явью

Эксперты сходятся во мнении: положительные эффекты от новых мер исполнительной власти, во‑первых, будут отложены, а во‑вторых, не факт, что вообще наступят. С отрицательными же обыватели уже столкнулись.

Очередной виток повышения цен на автомобили стал явью
Автомобиль для многих давно уже роскошь, а не средство передвижения. Фото: МК в Питере»

Правительство РФ в сентябре утвердило долгосрочную (до 2030 года) шкалу индексации утилизационного сбора для легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, а также отдельных видов дорожно-­строительной техники.

Документ вступил в силу с 1 октября 2024 года. Хотя повышение сбора по отдельным видам дорожно-­строительного и спецтранспорта растянуто во времени, машины, которые приобретают обычные люди для частных поездок, новый порядок затронул сразу же.

Подробно переписывать здесь Постановление Правительства РФ № 1255 от 13.09.2024 с непримечательным названием «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» нет смысла. Во-первых, все заинтересованные лица его уже прочли, во‑вторых, первоисточник в наш век найти легко.

Принцип расчета утильсбора прост: есть база (например, 20 тысяч руб­лей для легкового авто). Есть коэффициент, на который эта база умножается. Раньше сбор для легковушки с двигателем 1–2 литра составлял 300,6 тысячи руб­лей, а с начала октября вырос до 556,2 тысячи. Для легковых машин с двигателем 2 и 3 литра — соответственно до 844,8 тысячи и 1,5 млн руб­лей. И так далее.

Отметим, что «утвержденные коэффициенты расчета утилизационного сбора сформированы с учетом перспективного уровня инфляции и влияния других макроэкономических факторов». По крайней мере так говорится в официальном релизе Минпромторга РФ.

Ведомство продолжает «следить за соблюдением ответственной ценовой политики со стороны отечественных производителей и предоставлять предприятиям комплекс мер господдержки, за счет которого индексация не скажется на стоимости автомобильной и специализированной техники отечественного производства. В частности, ранее Минпромторгом России было принято решение о дофинансировании программ льготного автокредитования и льготного лизинга на 2024 год».

Ну вот, началось…

На самом деле подорожание популярных у петербуржцев машин стало явью уже в тот момент, когда только поползли слухи о вводе новых коэффициентов. С началом осени в автосалонах наблюдался настоящий ажиотаж. Люди, старые машины которых явно начали разваливаться, удивились, что не могут найти адекватную замену (по соотношению цена — качество). Старшее поколение вспомнило советское слово «дефицит», ­кто-то из молодежи узнал его полное значение.

Понятно, что дилеры создали запасы и шок постараются размазать. Но, увы, негатив неизбежен.

Также отметим, что рост утильсбора на 85% для самых малых машин сам по себе говорит о реальной инфляции. Не будем лукавить: поднятие сборов на коммерческие авто неизбежно отразится на стоимости всех товаров, которые эти машины перевозят. А значит, вероятен новый виток роста инфляции, а за ним и появление новых коэффициентов.

Формально утилизационный сбор — это компенсация за экологический ущерб, который машина наносит природе после окончания срока службы. Но воспринимается он как налог, который пополняет бюджет. Также сбор должен поощрять производство автомобилей внутри страны, но тут не все так гладко.

Некоторые выводы

Гражданам придется приспосабливаться: автомобили менять пореже, выбирать модели поскромнее. Или больше зарабатывать. Еще есть вариант — каршеринг. А ­кому-то придется ходить пешком или ездить на общественном транспорте. Наконец, можно в теплое время года пересесть на велосипеды или самокаты (правда, на дачу в Ленобласть на них не поездишь).

В конце концов, еще 40 лет назад машины (даже «Жигули») были признаком богатства и успеха. Может быть, старые времена вернутся? На военном флоте сигнал «большой сбор» подается в особых случаях. В гражданской жизни не надо трубить его слишком часто.

«Это ударит абсолютно по всем»

«МК в Питере» спросил у экспертов авторынка и знатоков экономики, как повышение утильсбора отразится на авторынке и по кому сильнее всего ударит.

Финансовый эксперт, автор телеграм-­канала «Экономизм» Алексей Кричевский:

— Если брать по маркам, то тройка самых популярных для покупки авто в Петербурге — это Kia, Exeed и Hyundai. Дальше с небольшим отставанием идут Volkswagen и Skoda. Более-менее премиальной историей можно считать только китайца, поскольку в остальных марках доминируют бюджетные модели. Но если говорить в контексте повышения утильсбора, не нужно смотреть на продажи: все гораздо проще. Сбор с 1 января для машин с самыми объемными двигателями будет плюс-минус равен стоимости нового бюджетного легкового автомобиля. То есть ударит это абсолютно по всем. Это первое. Второе — наибольший урон, разумеется, будет нанесен самым бюджетным лотам, потому что прирост стоимости на 100–200 тысяч для массы покупателей в этом сегменте — это неподъемные суммы. Личный транспорт смогут себе позволить все меньше людей. С одной стороны, конечно, допустимо рассуждать о том, что со временем на дорогах станет посвободнее, но де-факто это очень сильное и стрессовое снижение уровня комфорта жизни россиян. Совершенно непонятно, почему законотворцы решили, что после поднятия утильсбора иностранные производители начнут инвестировать в строительство заводов в России (аргументация была именно такая). Учитывая, что сейчас почти весь рынок китайский, они просто могут поднять цены и не слишком волноваться по поводу спроса, поскольку российский рынок — это далеко не основной рынок для продаж.

Основатель российско-­китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников:

— Для понимания влияния новых правил важно рассмотреть, какие автомобили наиболее популярны среди покупателей в Петербурге.

Китайские модели. В 2024 году среди самых продаваемых автомобилей в Петербурге лидируют китайские марки, такие как Geely, Haval, Chery, Changan и Exeed. Например, за первые два месяца 2024 года Geely занял первое место по продажам с 1,2 тысячи регистраций. Это говорит о растущем интересе к доступным и современным китайским автомобилям.

АвтоВАЗ. Модели от АвтоВАЗа остаются популярными, занимая третью строчку по продажам. В условиях повышения цен на иномарки отечественные авто могут стать более привлекательными для потребителей.

Сегмент подержанных автомобилей. Несмотря на рост цен на новые автомобили, спрос на подержанные машины также остается высоким, хотя продажи сократились на 12,9% в начале 2024 года. Увеличение стоимости новых автомобилей автоматически вызовет рост цен на уже продаваемые и подержанные автомобили.

Петербургский автокластер включает в себя как производителей автомобилей, так и множество поставщиков комплектующих. Одной из целей повышения утилизационного сбора является стимулирование производителей к локализации сборки автомобилей в России. Это может привести к увеличению инвестиций в производство и созданию новых рабочих мест в регионе. С повышением утильсбора ожидается рост цен не только на новые авто, но и на запчасти: производители будут вынуждены компенсировать дополнительные расходы через увеличение цен для конечного потребителя.

Также с ростом цен на новые автомобили потребители могут начать искать более доступные альтернативы, что приведет к увеличению спроса на бюджетные модели и подержанные машины.

Гендиректор сети «Мой Автопрокат» Дмит­рий Матвеев:

— Цены вырастут до 15% точно. А на марки из Китая, которые официально поставляют к нам в страну, — до 10%. Производители из КНР вряд ли начнут переносить заводы в РФ, потому что они очень долго окупаются. Хотя есть надежда, что китайцы будут удерживать цены даже себе в убыток, чтобы поддержать такой объем продаж, который позволит им выполнить изначально завышенные планы на 2024 год: дилерские и дистрибьюторские склады заполнены машинами, которые еще нужно реализовать. Падение спроса на автомобили закономерно скорректирует цены. Повышение стоимости новых авто подстегнет спрос на подержанные: цены на них поползут вверх. А как поведут себя владельцы б/у авто — большой вопрос. К­то-то выставит ТС на продажу, пока это выгодно, а ­кто-то отложит планы по замене машины на новую. То есть нельзя утверждать, что нас ждет увеличение предложений на вторичном рынке, но спрос на хорошие б/у авто возрастом до семи лет вырастет точно. Самым недоступным станет представительский сегмент, который сейчас везут по параллельному импорту. Рост цен на бюджетные авто будет самым небольшим. Не вступившие еще в силу изменения уже отражаются на интересе наших соотечественников: в автосалоны потянулись даже те, кто в ближайшей перспективе не планировал замену железного коня на нового. И результатом такого спроса стало то, что автосалоны потихоньку начали отменять спецпредложения.

Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов:

— Постепенное увеличение тарифов утильсбора может отразиться на стоимости новых автомобилей в следующем году. Например, востребованные модели китайских автоконцернов могут стать дороже на 25%. Если говорить о ввезенных в страну параллельным импортом корейских, японских и европейских авто, их прайсы увеличатся еще больше с учетом расходов на логистику и оформление таможенных документов при пересечении границ нескольких государств. Сильнее других вырастут цены на автомобили с двигателями свыше 3 литров. На данный момент ими оснащаются такие популярные модели, как Toyota Land Cruiser 300, Toyota Camry, Volkswagen Touareg, Lexus RX 350, Hyundai Santa Fe, Kia Mohave и Sorento. Их стоимость может увеличиться на миллион руб­лей. Несмотря на то что индексация утилизационного сбора проводится в качестве стимула для зарубежных автоконцернов локализовать свое производство в России, вряд ли цель будет достигнута. Китайские автомобили по итогам августа 2024 года уже и так были проданы в рекордном количестве (90 000 единиц), что обеспечило им долю 50% российского рынка. Сейчас для китайского автопрома приоритетной целью является скорее экспансия на рынки Европы. Например, в 2023 году в Великобритании, Италии, Германии, Франции и Испании было продано более 300 000 автомобилей китайского производства, в том числе электромобилей. Для сравнения: в России в прошлом году было реализовано ненамного больше — 450 000 авто. Кроме того, риски вторичных санкций снизят интерес инвесторов из Китая к вложениям в развитие бизнеса в России.

Директор по административно-­хозяйственной деятельности ООО «Байкал-­Сервис ТК» Александр Разин:

— Основная причина повышения утилизационного сбора — необходимость увеличения поступлений средств во все более дефицитный в текущих обстоятельствах бюджет. Все остальные аргументы про поддержку отечественного автопрома и экологию не выдерживают никакой критики. Повышение утильсбора окажет влияние в первую очередь на импортные автомобили с большими двигателями, а также на коммерческий транспорт, что в конечном итоге приведет к росту цен не только на эти категории машин, но и на всю линейку отечественного автопарка. Повышение утильсбора не является панацеей и не решает всех проблем. Долгосрочная конкурентоспособность оте­чественного автопрома зависит не только от ценовых факторов, но и от качества продукции, уровня технологического развития, инноваций. Ничего из вышеперечисленного у нас нет и не предвидится даже в долгосрочной перспективе. В результате получаем очередной удар по кошельку потребителя и дополнительное подстегивание инфляции.

Руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-­Лизинг» Анастасия Байбароша:

— В 2024 году в топе продаж легковые автомобили марок Geely (19% от общего числа продаж в «Альфа-­Лизинге» в Петербурге), Chery (13%), Haval (5%). Рост утилизационного сбора на новые и подержанные автомобили, ввозимые в Россию, может привести к повышению цен на автомобили в пределах индексации тарифов — на 300–500 тысяч руб­лей. Таким образом, личный транспорт может подорожать на 20–40%. В связи с этим дилеры опасаются снижения спроса на представителей всех сегментов российского авторынка, в том числе отечественного автопрома, которые могут прибавить в цене около 10% за счет импорта запчастей для их сборки. Уже в августе на фоне ожидаемого роста утильсбора ряд моделей, представленных на авторынке РФ, стали дороже. Например, две модели АвтоВАЗа подорожали на 20–45 тысяч руб­лей, почти все автомобили Geely — на 15–30 тысяч руб­лей. Автопроизводители не будут резко повышать стоимость автомобилей, они растянут этот процесс на несколько месяцев. Предположительно, цены могут расти до февраля — марта 2025 года. Помимо этого, повышение утильсбора может существенно сократить объем поставок новых авто в нашу страну. Например, в апреле текущего года после очередной индексации объем импорта сократился почти на 35% по сравнению с мартом 2024 года, а продажи — на 7%. Подобного эффекта можно ожидать и в октябре текущего года. С ростом цен на автомобили вырастет и стоимость обслуживания. Некоторые импортеры часть «утиля» переложили в стоимость автозапчастей и обслуживания, чтобы сама стоимость автомобиля не возросла резко и не отпугнула потребителя. Через несколько месяцев после повышения спрос восстанавливается, вопрос лишь — в каком размере. А если уменьшается спрос, то и предложений становится меньше, меньше импортируется колесной техники.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру