Я в актеры бы пошел: как и сколько петербуржцы зарабатывают на съемках фильмов

Северную столицу и ее предместья можно с уверенностью объединить одним термином — кинематографическая столица страны. Петербург и его пригороды с их дворцово-­парковыми ансамблями и величественной архитектурой не раз становились «главными героями» культовых кинокартин. 

Я в актеры бы пошел: как и сколько петербуржцы зарабатывают на съемках фильмов
Съемки исторического фильма про декабристов на Сенатской площади. Фото: Baltphoto

«Важнейшим из искусств», к слову, очарованы не только режиссеры, но и местные жители, которые, кажется, с удовольствием принимают участие в создании киношедевров. Иные даже научились на этом зарабатывать. Много ли выходит?

То, что сильнее денег

В юности мне довелось поучаствовать в съемках исторического многосерийного фильма «Юнкера» Игоря Черницкого, снятого в начале нулевых по мотивам одноименного романа, повестей «Поединок» и «На переломе», а также многих рассказов и эпизодов биографии Александра Куприна.

С тех пор прошло, наверное, лет пятнадцать, но я очень хорошо запомнила цвета слоновой кости пышное с кружевами платье, невысокие коричневые сапожки на шнуровке и небольшую шляпку, надежно приколотую к затейливо уложенной прическе. В таком виде я целый день прогуливалась под ручку со знакомым, тоже одетым по моде начала XX века, мимо гатчинского ЗАГСа, выступавшего в качестве одной из декораций. Собственных фотографий у меня, к сожалению, не осталось, но помню, что затворами «мыльниц» активно щелкали прохожие. Один из них, парень чуть постарше (самой мне на тот момент было 16), даже чуть не назначил свидание.

Видать, так его впечатлил образ барышни николаевской эпохи, которая, как известно, изобиловала красивыми женщинами. Но, похоже, столь же сильно его разочаровали привычки в одежде современных и малость неформальных девушек, поэтому в конце съемочного дня «поклонник» ретировался. Вот она, проза жизни. Впрочем, я не о том. Тогда мне, ребенку, еще не переступившему порог совершеннолетия, участие, хоть и ничтожное, в создании настоящего большого кино казалось ­чем-то невероятным. При этом на съемочную площадку я попала совершенно случайно — позвала мама подруги.

Да еще и денег за «работу» дали — правда, всего руб­лей 200, но это было неважно. Из многосерийки потом смонтировали полный метр и показали в Большом зале московского Дома кино и на традиционном гатчинском кинофестивале. «Тех самых» кадров в полнометражке, увы, не оказалось, а сериальную версию я, признаться, не изучала. Позднее, в качестве телевизионного журналиста и до прихода в «МК в Питере», мне не раз доводилось мелькать на экране, но той опьяняющей эйфории, как летом 2005‑го, я больше не испытала.

Съемки триллера «Кое-что задаром». Фото: Baltphoto

Как попасть на экран

Один из завсегдатаев съемочных площадок города на Неве — петербуржец Алексей, который начал сниматься в кино еще 10 лет назад. За это время он успел примерить на себя роль и капитана российской армии, и майора ФСБ, и даже финского полицейского, а также офицера николаевской эпохи.

«Такой типаж у меня, видимо», — улыбаясь, рассказывает собеседник.

«Русский отдел». Кадр из фильма

А нужный тип внешности — это, пожалуй, то, что ищут так называемые бригадиры массовых сцен или, проще говоря, массовок, когда набирают людей из числа непрофессиональных актеров. Последних еще иногда называют статистами (от греч. statos — стоя` щий). Они нужны для съемок масштабных эпизодов с количеством действующих лиц от 30 и более.

Первые массовки применялись в италь­янских исторических фильмах 1910‑х годов. В советское кино это явление пришло позже и получило свое развитие в работах Эйзенштейна «Стачка», «Броненосец «Потемкин» и «Иван Грозный».

Так вот, массовка, говорит Алексей, — это первый путь, который выведет вас в мир синема (от англ. cinema — кино). Таким актерам не нужно заучивать множество страниц текста. Вернее, они, как правило, вообще не говорят в кадре. Все, что необходимо, — одеться в соответствии с установленным дресс-­кодом: в свои вещи, если они подходят для съемки той или иной сцены, или выданный костюм, что называется, в духе времени.

По словам петербуржца, сейчас попасть в массовку проще простого. Объявления о наборе регулярно публикуются на специализированных сайтах, форумах или в социальных сетях.

«Такие съемки оплачиваются, на мой взгляд, не очень достойно, — признается Алексей. — В среднем актер массовых сцен получает от 800 до 1500 руб­лей за один съемочный день, который начинается, как правило, в 8 утра и может затянуться до полуночи. Конечно, если процесс выходит за рамки запланированного времени, вам доплачивают — примерно 100 руб­лей за каждый «лишний» час. Однажды петербургские актеры массовых сцен даже собирались устроить ­что-то вроде забастовки. Чем дело кончилось — не знаю. Но, судя по нынешним предложениям, желаемого добиться не удалось».

В целом, добавляет собеседник, за месяц такого труда, с одной стороны, не требующего особых физических и интеллектуальных усилий, с другой — на 70% состоящего из ожидания, хоть и не на голодный желудок, можно заработать около 30 тысяч руб­лей. Все, что нужно, — отыс­кать приглашение, откликнуться, дождаться реакции координатора того или иного кинопроекта и прийти в обозначенное время в нужное место. А съемки, кстати, проходят в самых разных локациях — от квартир, арендованных, например, у местных жителей, до парков и производственных площадей.

Второй путь на экран в качестве актера-­любителя откроется, если вы похожи на ­кого-нибудь из известных артистов. Тогда вам предложат стать его дублером. Такой необходим в случае, если звезда, например, находится далеко, но на данной площадке с ней необходимо доснять несколько сцен, как правило, не требующих крупных планов лица, а также ведения диалогов. Принцип поиска этой «вакансии» тот же — сайт или группа в соцсети, объявление, отклик на него, ожидание и дальнейшие действия, как говорится, по инструкции. При этом вознаграждение будет солиднее.

«Таким образом можно заработать около 2 тысяч руб­лей за съемочный день», — рассказал Алексей.

Съемки сериала «Свои». Фото: Вадим Арбузов

Есть и третий способ начать если не блистать, то хотя бы поблескивать на экране. И вот он уже, как говорит петербуржец, требует гораздо больших усилий. Речь о съемках в разговорных эпизодах.

«Если вы хотя бы примерно понимаете, что нужно (максимально четко произносить текст), а чего не надо (смотреть в камеру) делать в кадре, то можете попытать счастья еще и в качестве актера-эпизодника, — отметил Алексей. — Гонорар по сравнению с двумя предыдущими вариантами выше — около 5 тысяч руб­лей за половину съемочного дня. При этом всю смену находиться на площадке не обязательно».

Одним — хлеб, другим — впечатления

 Сам Алексей снимается больше в массовке. К выбору фильма подходит разборчиво. Предпочитает лишь интересные, на его взгляд, проекты. Вроде «Союза спасения», посвященного восстанию декабристов, работа над которым шла во многих городах России, в том числе в Петербурге.

«Поскольку это костюмированная драма, у меня была потрясающая возможность попасть на примерку в «Ленфильм». Художник по костюмам даже сначала задумалась, в кого меня лучше нарядить — в офицера или штатского. В итоге меня одели в мундир, сфотографировали, снимок отправили на утверждение режиссеру, и через неделю я в таком виде уже ехал в усадьбу Державина на набережной Фонтанки», — поделился воспоминаниями петербуржец.

Случались и эпизодические роли. Например, однажды Алексей появился в кадре с актрисой Марией Порошиной. При этом каким бы ни был опыт, считает петербуржец, нужен он в первую очередь для того, чтобы потом, как говорится, было что вспомнить.

«Думаю, большинство петербуржцев, снимающихся в той же массовке, делают это не ради заработка, а для того, чтобы хоть недолго побыть частью киноиндустрии, а также увидеть вживую своих кумиров, — говорит Алексей. — Но в откликах к соответствующим объявлениям я часто наблюдаю одни и те же лица, из чего делаю вывод, что есть люди, для которых это чуть ли не основной хлеб. Допускаю, что у них есть и другие источники дохода, а также свободное время. Ну а тем, кто еще не снимался в массовке, рекомендую хоть раз попробовать — это очень интересно».

«Онегин». Кадр из фильма

Киноквартира как способ заработка

Петербурженка Настасья свое жилище киношникам, как еще в народе называют работников сферы киноиндустрии, предоставляла четыре раза. Так, в обстановке «советского минимализма», который сохранялся примерно до середины нулевых, пока по бумажным обоям в цветочек не прошелся ремонт, разгадывались детективные тайны. Но дело не только, как бы сейчас сказали, в эстетике лет.

Квартира располагается в доме на Кронверкском проспекте, недалеко от старейшей киностудии города «Ленфильм». Одна из ее сотрудниц и вместе с тем хорошая знакомая семьи Настасьи и порекомендовала интерьер коллегам из съемочной группы. Ну а те потом еще пару-тройку раз обращались самостоятельно.

Итак, как же все происходит. Сначала «естественные декорации» оценивают художники-­постановщики. Фотографируют, изучают снимки. Если помещение для съемок подходит, просят (при необходимости) поменять кое-что в обстановке, убрать, например, на время личные вещи — фотографии, статуэтки и прочее, что к тому же может не соответствовать эпохе, в которую разворачивается действие фильма. Ну а после называют даты непосредственной работы над лентой.

«Чаще они укладываются в один день. Иногда в два-три. У нас трехкомнатная квартира, под съемки нужны были две комнаты. В третьей, пока за стеной шло производство, я совершенно спокойно работала и занималась своими делами, никто никому не мешал. Иногда, когда дома никого не было, они подъезжали в обозначенное место, например к нам на дачу, забирали ключи, которые потом, после съемок, возвращали туда, где нам удобнее было их получить», — рассказала петербурженка.

В последний раз слова «Свет! Камера! Мотор!» в квартире Настасьи звучали около 10 лет назад. Тогда на сдаче жилого помещения киношникам, по словам собеседницы, можно было заработать 15 тысяч руб­лей в сутки. В целом неплохо, но были нюансы — небольшой беспорядок и мелкие поломки.

«Они сломали нам чайник и дверной замок, а также утащили плед, — посетовала читательница. — Но я понимаю, что подобное — издержки рабочего процесса. Позднее нам все починили и вернули. И даже подарили диск с фильмом. Оплата производилась вовремя. Все были очень вежливы. В общем, оставили о себе только приятные впечатления».

Съемки драмы «Летом асфальт теплый». Фото: vk.com/kkultspb

А вот Дмитрий, житель дома на Большой Морской, где одна из квартир ­какое-то время тоже часто сдавалась для съемок фильмов, приезда съемочной группы всегда ожидал с содроганием.

«Улица узкая и плохо освещенная. Поэтому из-за большого количества киношных фургонов и техники было ни припарковаться, ни пройти. А еще яркий свет от софитов постоянно бил в окна. Неудобства доставляли шум-гам внизу, за стенкой и на лестничной клетке, а также запахи «полевой» кухни», — рассказал петербуржец.

Подработка для советского абитуриента

В начале 1980‑х годов приоткрыть дверь в кинобизнес могли помочь сотрудники ленинградских киностудий, стоявшие у станций метро и раздававшие подходящим по типажу прохожим визитки. Такая однажды досталась и Андрею Ивановичу, начавшему свою недолгую карьеру актера массовых сцен участием в киноэпопее Сергея Бондарчука «Красные колокола».

Затем, по его словам, были фильм-­сказка «Ослиная шкура» Надежды Кошеверовой, «Таможня», где играл сам Михаил Боярский, а наш читатель изобразил приезжего иностранца, и французский мини-сериал «Жизнь Берлиоза».

«Всего за полтора года я успел облагородить своим присутствием десять или двенадцать картин», — улыбаясь, рассказал Андрей Иванович.

Почему столь недолго? Нужно было поступать в университет. А учеба в вузе, как известно, занимает все время. Так что наш собеседник мечте о голубом экране предпочел получение высшего образования. Но не отрицает: участие в массовке во времена СССР стало неплохой подработкой для абитуриента — за один съемочный день можно было заработать 5 руб­лей.

«Для сравнения: тогда зарплата инженера составляла 120 руб­лей, стипендия — 40 руб­лей. Чтобы получить эти деньги, нужно было прилагать ­какие-то усилия. А тут не требовалось практически ничего: приходишь, тебя одевают, ты стоишь часик-два рядом с теми, кто, собственно, занят делом, уходишь домой. При этом тебя еще и кормят», — поделился воспоминаниями Андрей Иванович.

Военная выправка и уставная стрижка

Массовка — это актуально и прибыльно, а попасть в нее очень легко, уверяет ассистент режиссера по актерам второго плана фильма «Летом асфальт теплый» киностудии «Ленфильм» Константин Гаврилов. Те самые соцсети облегчают задачу как «соискателям», так и самой съемочной группе.

«Раньше нам приходилось пользоваться большой картотекой, где хранились папки с данными и черно-­белыми фотографиями с номером не мобильного, как сейчас, а домашнего телефона на обороте. Такие «аналоговые» снимки, как вы понимаете, могли оставаться неизменными, что называется, с выпускного вечера человека. Интернет же сразу демонстрирует все происходящие с ним перемены. Скажем, женщина поменяла прическу и решила похвастаться подписчикам», — рассказывает Константин.

«Профессионал». Кадр из фильма

Специфика петербургского кинематографа такова, подчеркивает эксперт, что в городе последние 10–15 лет нужны желающие исполнять роли «людей в погонах»: «Поэтому в Питере очень востребованы военная выправка и уставная стрижка».

Впрочем, не полицейскими едиными живо петербургское кино. В конце июня киностудия «Ленфильм» начала съемки драмы «Летом асфальт теплый» — о девушке, жаждущей познакомиться с матерью-­пианисткой и выяснить, почему та бросила ее в детстве. Картина, говорит Константин Гаврилов, уже успела заинтересовать актеров массовых сцен, среди которых много передовой молодежи. Если желаете присоединиться, как говорится, дерзайте.

Что касается гонораров непрофессиональных артистов, то они, продолжает наш собеседник, совершенно разные и зависят от задач, выполняемых в том числе режиссером-­постановщиком. Если задаться целью, то, работая над не самой, надо сказать, простой сценой, снимаемой не один десяток часов, можно заработать около 40 тысяч. Но это очень большая редкость.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру