Как и почему разрушаются петербургские памятники

Одним угрожают вандалы, другим - время

Как ни парадоксально, но сколько памятников, скульптур и прочих монументов в культурной столице России, доподлинно не знает никто. Изваяния принадлежат государству, городу, районам, отдельным организациям и частным лицам. И все они постепенно разрушаются. «МК» в Питере» выяснил, каким монументам живется хуже всего.

Пять лет позора

Трещину на правом ботфорте императора Павла I посетители Павловского музея-заповедника заметили в начале 2009 года. Тогда руководство музея объяснило, что статуя, изготовленная в 1872 году, была сделана из шпиатра — недолговечного сплава из цинка и свинца. Так что разрушение вполне закономерно. Эксперты давали разные заключения. Сначала сказали, что трещину можно заделать, и шпиартовый Павел простоит еще полтора века. Потом все-таки было решено, что памятник лучше заменить на новый — бронзовый. Но на это необходимо 10 миллионов рублей. В итоге были проведены работы по консервации, сапог императору залатали, но трещина все-таки весьма заметна. А разговоры о бронзовой копии давно утихли.

Защитники угрожали петербуржцам

Правительство Петербурга решило потратиться на реставрацию монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы. Этот комплекс сравнительно молодой, он был открыт в 1975 году. Но к началу 2000-х уже стал рассыпаться. Так что в наши дни находиться вблизи скульптур просто опасно. Сотрудники музея даже сняли 43 элемента декора, чтобы они не рухнули на посетителей. Приближающееся 70-летие Великой Победы заставило обратить внимание на этот комплекс. Реставрацию оценили в 33 миллиона рублей. По условиям конкурса работы должны закончиться в ноябре этого года.

Пионеры постарели

— Заявки на реставрацию памятников в 2015 году уже сформированы. В связи с юбилеем Победы в следующем году основное внимание будет уделено монументам и мемориальным доскам, связанным с войной, — рассказала заместитель директора по научной работе Музея городской скульптуры Надежда Ефремова. — По моему мнению, больше всего в ремонте нуждается памятник пионерам-героям в Таврическом саду. Он сделан из пористого известняка, который впитывает, как губка, все загрязнения. Его необходимо очистить.

Череп архитектора сдали на переплавку

Самым разрушенным памятником Петербурга можно считать монумент, воздвигнутый в 1995 году в саду за Сампсониевским собором. Монумент был посвящен первым строителям и архитекторам города. Именно в том месте в начале XVIII века располагалось кладбище для иноверцев и многих иностранцев, в том числе зодчих. Скульптурная композиция была создана по проекту Михаила Шемякина. Каменная арка символизировала окна мастерской архитектора, перед ней стоял бронзовый столик, на нем имелись развернутая карта города, чернильница и череп — как символ вечности. Рядом был стул. Памятник разграбили довольно быстро. Сначала спилили мелкие детали, потом в «металлолом» пошли стул, стол и барельефы архитекторов с арки.

— Композицию можно было бы восстановить. Это обошлось бы не дешево, но в данном случае вопрос не только в деньгах, — объясняет Надежда Ефремова. — У Шемякина не сохранились эскизы. Как отливать детали — непонятно. Кроме того, какой смысл реставрировать памятник, если не решен вопрос с его охраной.

Сейчас за собором на Сампсониевском проспекте осталась только арка — как напоминание об одном из самых недолговечных памятников города.

У атлантов опускаются руки

Не только крупные памятники Петербурга страдают от природы и вандалов. Этим летом градозащитники били тревогу из-за горельефов девушек на доме 25 по Садовой улице. Некоторые скульптурные портреты буквально отваливались от стены. Многие были исписаны граффити. К концу лета проблему решили, архитектурные элементы почистили и воссоединили с фасадом.

— Сейчас похожая проблема в доме 50 по Рижскому проспекту, там погибают атланты. Они разрушаются, — рассказала градозащитница Дарья Васильева. — Их надо срочно ремонтировать, но заняться этим должны собственники здания, в данном случае жильцы. А они не могут даже собраться и включить свой дом в фасадную программу.

Атланты могут не вынести своей тяжкой ноши и «опустить руки». Кстати, пострадать тогда может не только облик здания, но и прохожие, в том числе и сами жильцы дома.

 

Самые «любимые» памятники

У вандалов

Кони Клодта на Аничковом мосту и грифоны на Банковском мосту. Коней то и дело исписывают граффити и обклеивают стикерами и рекламой. А на крыльях грифонов по варварской традиции влюбленные пишут послания друг к другу — кто маркером, кто гвоздем по позолоте.

У голубей

Памятники Пушкину у Русского музея и Тарасу Шевченко на Петроградской стороне. У солнца русской поэзии пернатых привлекает вытянутая рука — для птиц это удобный насест. А вот что особенного в украинском поэте, знают только сами голуби и вороны.

Самые старые скульптуры Петербурга

— Сфинксы на Университетской набережной. Им 3,5 тысячи лет. Это настоящие египетские сфинксы, украшавшие некогда вход в храм фараона Аменхотепа III. В Петербург они были перевезены в 1832 году. У скульптур отбиты подбородки с накладными бородами. Кроме того, еще при перевозке скульптур в Питер одна из них была «покалечена» корабельным тросом. От каната на лице сфинкса надолго остался глубокий шрам, который «залечили» лишь много лет спустя.

— Статуя Венеры из Летнего сада. Обустройство сада началось еще при Петре I. Большинство статуй были закуплены во Флоренции у мастеров-современников. Однако Венеру российскому императору подарил тогдашний Папа Римский. Статую незадолго до этого откопали в Италии. Вероятнее всего, она была сделана во II–III веке до нашей эры. И это копия более древнего греческого изображения Афродиты. Сейчас скульптура хранится в Эрмитаже.

— Нептун в Петродворце. Он на 50 лет старше паркового комплекса на берегу залива. Скульптуру изготовил в 1660 году в Германии. В сочетании с еще несколькими изваяниями она должна была украшать Нюрнберг, но в местных реках не хватило воды для питания фонтана. Долгое время Нептун пролежал в амбаре, пока его не продали за бешеные по тем временам деньги российскому императору Павлу I.

— Скульптуры на Петровских воротах Петропавловской крепости. Ворота стали первым монументальным архитектурным сооружением в городе. В камне их возвели в 1716–1717 годах. И тогда же в нишах по обеим сторонам встали две Афины — Полиада (Городская) и Паллада (Воительница). Они выполнены по интересной технологии — сначала из кирпича была выложена основа, а затем сверху нанесен слой гипса, которому зодчий придал нужную форму и раскрасил.

Первый памятник освоил самооборону

Медный всадник. Почти 90 лет Петербург обходился без городских памятников. Были скульптуры, небольшие надгробные фигуры. Но никто из исторических деятелей не был увековечен полноценно. Первым стал основатель города — Петр I. Конный памятник ему был установлен в 1789 году. Он овеян легендами и мифами (не обошлось и без Пушкина с его «Медным всадником»), поэтому туристов и вандалов так и тянет к нему. Но памятник может за себя постоять. В мае этого года очередной любитель красивых фотографий попытался забраться на коня, но сорвался с 11-метровой высоты, упал и разбился насмерть.

 

Фото Замир Усманов

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 15 октября 2014

Заголовок в газете: Император в дырявом сапоге

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру