В Северной столице искупали медного коня

Как умываются питерские памятники

Петербург готовится к празднованию очередного дня рождения. 27 мая городу исполнится 311 лет. К торжествам наводят марафет и многочисленные питерские памятники. С мылом умываются Екатерина Великая и Петр I, до блеска натираются кони Клодта. Мытье питерских монументов — это уже одна из весенних традиций города. Об особенностях этого процесса «МК» в Питере» рассказала создатель специальной службы по уходу за петербургскими монументами Юлия Логинова.

Кутузов не терпит суеты

Служба по техническому уходу и содержанию памятников при Музее городской скульптуры появилась в 2007 году. До этого питерские памятники мыли хаотично, по мере надобности. Большую генеральную уборку провели в 2003 году перед празднованием 300-летия города.

— И тогда мы решили, что мытье надо делать на регулярной основе, чтобы не пропали даром усилия 2003 года. После долгих согласований была создана наша служба. В нее входят профессиональные реставраторы и научные сотрудники. Именно они, а не просто дворники или подсобные рабочие, как кажется многим прохожим, моют городские памятники, — рассказывает Юлия Логинова.

Юлия семь лет возглавляла эту службу (она оставила этот пост лишь два месяца назад, но, как координатор реставрационных работ и заместитель председателя Российской ассоциации реставраторов, продолжает следить за состоянием городских памятников). Логинова лично со щетками в руках чистила скульптуры.

— Мои любимцы — Медный всадник и конные композиции на Аничковом мосту. Говорили, что вроде мне и не по статусу грязной работой заниматься, но мне это правда очень нравилось, — уверяет Юлия.

Кстати, Медный всадник — один из самых тяжелых в уходе памятников. Все дело в его размерах. К Гром-камню, на котором стоит конь Петра, трудно подобраться из-за разбитого вокруг цветника. Приходится использовать машину с выдвижной люлькой. При этом водителю нужно проявлять высший пилотаж в управлении автомобилем — необходимо поднести реставраторов как можно ближе к императору, но при этом не задеть его вытянутую вперед руку. «Банный день» у Петра I — самый долгий из всех городских монументов, помывка занимает 8 часов.

— По трудности обслуживания с Петром сравнима Екатерина II у Александринского театра и Кутузов с Барклаем-де-Толли у Казанского собора. Но там своя особенность. Эти памятники скульпторы проработали до мельчайших деталей. Например, ордена на груди Кутузова выполнены с точностью до миллиметра. Нам приходится очень кропотливо все промывать, вручную щеточками удалять грязь, — поясняет Юлия.

В ведении Музея городской скульптуры находятся только монументы старше 50 лет. За новыми статуями и памятниками следят районные власти. Из таких объектов при мытье всегда много возни с памятником Альфреду Нобелю на Петроградской набережной. Изваяние состоит из множества мелких, очень неровной формы деталей.

Рука Пушкина — любимый насест голубей

«Купальный сезон» у питерских памятников обычно начинается в апреле. Первыми всегда моют монументы, связанные с военной и блокадной тематикой, чтобы они были чистыми ко Дню Победы. Потом наступает очередь царей и прочих исторических деятелей. Они должны быть при параде ко Дню города.

— Традиционно в начале июня мы чистим памятник Пушкину на площади Искусств, как раз ко дню рождения поэта, — говорит Юлия.

Мыть Александра Сергеевича нужно каждый год. Иначе он приобретет крайне непривлекательный вид. Дело в том, что памятник Пушкину у Русского музея входит в тройку самых популярных «насестов» у птиц.

— Голуби и вороны очень любят садиться на вытянутую руку поэта. Своими лапками с острыми коготками они ее даже отполировали. А голову и плечи покрывают слоем едкого помета, — отметила реставратор.

Помимо Пушкина, спросом у пернатых пользуются Медный всадник и Тарас Шевченко в сквере на Петроградской стороне.

А птички поменьше облюбовали колонны славы у Манежа. Когда пару лет назад реставраторы промывали эти монументы, то на самом верху в капителях обнаружили несколько гнезд.

— Птенцов в тот момент там не было, поэтому мы с полным правом гнезда выкинули. Но, скорее всего, если сейчас туда заглянуть, то обнаружатся новые жильцы, — говорит Юлия.

«Как обезопасить скульптуры от птиц?» — этим вопросом задаются во многих городах. В Европе придумали защищать памятники множеством небольших пик, устанавливаемых на вершинах. В Петербурге такие использованы только на обелиске на площади Восстания.

— Он был установлен в 1985 году и до 2010 года ни разу не мылся. В год 65-летия Победы мы это сделали. 15 минут занял только подъем на спецмашине с земли к звезде, венчающей обелиск. Тогда мы и увидели пики на вершине. И хорошо, что они были сделаны изначально. Иначе бы за 25 лет птицы нанесли серьезный ущерб и металлу, и граниту, — уверена Логинова. — На других памятниках, к сожалению, такую защиту не поставить. Допустим, на Пушкине острия просто будут заметны с земли на фоне неба.

Нежная «кожа» императоров

Кроме птиц, много грязи на памятниках образуется из-за выхлопных газов автомобилей. А так как машин в Питере с каждым годом все больше, то и очищать монументы становится все сложнее.

В советские годы в Ленинграде бронзовых царей и мраморных нимф тоже мыли. Тогда для этого использовали детское мыло, так как оно содержит меньше всего лишних примесей. Из него делали раствор. В наши дни применяется спецсредство. Хотя по сути это тоже просто нейтральное мыло. Под давлением мыльная пена наносится на изваяние, а потом удаляется струей чистой воды.

— Со стороны может показаться, что это простая, даже примитивная работа. Но на самом деле реставраторы бережно рассчитывают напор воды — бронзовым статуям нужно сделать его посильнее, мраморным — послабее, чтобы не разрушить камень. Сверху мы наносим специальный синтетический воск и гидрофобизатор — вещество, которое отталкивает влагу. Очень аккуратными следует быть с химическими веществами, — отметила реставратор. — Зимой 2013 года в новогодние праздники вандалы разрисовали постаменты коней Клодта. Местные власти хотели решить проблему своими силами. Нам ничего не сказали. В итоге рабочие использовали растворители. Но из-за низкой температуры и особенностей гранита краска удалилась не полностью — до сих пор остались размытые ореолы.

По наблюдениям Юлии, скульптуры на Аничковом мосту чаще других страдают от граффитистов и вандалов, которые то и дело срывают металлические уздечки коням.

— Раньше еще часто разрисовывали и заклеивали объявлениями бюсты архитекторов на Манежной площади. Но после того, как мы их основательно отмыли и дворники стали чаще прибираться в сквере, пропали и вандалы. Все-таки правда, что чисто не там, где не мусорят, а там, где прибирают, — считает Юлия Логинова.

Если до революции памятники могли годами стоять неумытыми, довольствуясь лишь дождями и ветром, то в XXI веке без помощи реставраторов со шлангами в руках скульптуры очень быстро превратятся в «нерях» — обрастут копотью и покроются грязными подтеками.

МК-Статистика

Музей городской скульптуры обслуживает 200 городских памятников (тех, чей возраст превышает 50 лет) и более тысячи мемориальных досок.

 

Фото из архива Юлии Логиновой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру