Несмотря на то, что в правительстве сразу опровергли слухи о грядущем дефиците хлеба, некоторые СМИ воспользовались возникшим ажиотажем в своих целях. Яркий пример — телеканал РЕН-ТВ. На минувшей неделе там вышло два сюжета, посвященных мнимой проблеме. При этом один из них — в итоговой воскресной программе. Тенденциозные материалы, поданные под видом расследования, как выясняется, целиком построены на манипуляциях и домыслах.
Вкратце суть «претензий» такова: дефицит хлеба грозит Петербургу потому, что коммерсанты якобы притесняют внутренних потребителей ради выгодных экспортных перевозок. При этом в числе акционеров одного из лидеров рынка (АО «Русагротранс») есть юрлица из оффшоров. Из этого авторы сюжета делают «страшный вывод»: «Снабжение страны зерном, дело национальной безопасности, находится почти целиком в руках зарубежных компаний». А тем, мол, ничего не стоит устроить «саботаж в деле государственной важности».
Между тем, сюжет изобилует неточностями. Начиная с формулировки «один из монополистов» и заканчивая неверными сведениями об акционерах «Русагротранса» (якобы владеющая половиной «Русагротранса» «Первая грузовая компания» вышла из числа его акционеров пять лет назад). Это красноречиво говорит о качестве «расследования».
Так, выдаваемый за сенсацию «иностранный контроль перевозок зерна» на поверку оказывается подменой понятий. Иначе получается, что, «Уралкалий», «Северсталь» и еще десятки крупных компаний давно уже под каблуком у Запада, поскольку зарегистрированы в оффшорах. Только вот владельцы их — россияне, и платят налоги в России. Так кому придет в голову называть эти компании иностранными, а их владельцев (Владимира Потанина, Алексея Мордашова и др.) — западными бизнесменами?
Главным же «злодеем» в сюжете назначен владелец группы «Сумма» Зиявудин Магомедов. Мол, его ООО «Инвестор» — «основной заказчик голландско-кипрских вагонов», заплативший за них в последнее время аж 20 млрд руб. Правда, неясно, что авторы сюжета имеют в виду под «заказчиком вагонов» — то ли покупателя этих вагонов, то ли заказчика перевозок. Впрочем, ни тем, ни другим «Инвестор» не является. Он в интересах Зиявудина Магомедова владеет 50% «Объединенной зерновой компании» (другие 50% плюс одна акция решающего голоса – у государства), которая весной размещала госзаказ на поставку вагонов-хопперов на 20 млрд руб. Тендер выиграл «Тихвинский вагоностроительный завод».
Кстати, «ОЗК» принадлежит лишь 5% зерновозов на рынке, компания не входит даже в пятерку крупнейших экспортеров. Да и экспорт ее идет в основном через южные порты.
Много вопросов вызывает объективность материала. Так, в нем нет мнения собственно петербургских производителей хлеба. Возможно, потому что оно противоречило бы сюжету — эксперты утверждают, что их элеваторные емкости заполнены еще с прошлого урожая. Но даже если предположить, что проблема с поставками зерна действительно есть, то хлебопеки всегда могут закупать уже готовую (и недорогую) муку с юга России и Сибири.
Как бы то ни было, для разговоров о росте цен нет оснований. Так, на зерно приходится максимум 20% стоимости хлеба. То есть злаки должны подорожать в 1,5 раза, чтобы батон прибавил в цене хотя бы рубль. Учитывая рекордный урожай, подобный сценарий – фантастика.
Одним словом, информация о дефиците — не больше чем преувеличенный слух, и судя по стилистике сюжета, кому-то выгодный. Можно только догадываться, кому и зачем понадобилась подобная спекуляция на «хлебной теме» — особенно кощунственной для Петербурга, где еще жива память о блокаде. Не исключено, что авторы провокации «раскачивают» ситуацию в преддверии выборов в следующем году, пытаясь вызвать панику и протестные настроения в многомиллионном городе.