Как живется музыкантам «Короля и Шута» без Горшка

После смерти Михаила Горшенева его музыканты не разбрелись по свету, а основали новую группу «Северный флот»

А еще они сохранили последнее детище Горшка — рок-мюзикл Todd о парикмахере — серийном убийце. Многие поклонники Михаила Горшенева им этого так и не простили. Накануне постановки мюзикла Todd в Петербурге бывший гитарист «Короля и Шута» и лидер «Северного флота» Александр Леонтьев рассказал «МК» в Питере», как его обвиняли в попытке нажиться на памяти Горшенева.

После смерти Михаила Горшенева его музыканты не разбрелись по свету, а основали новую группу «Северный флот»
Фото Яны Каратаевой

Похоронить себя заживо

— После смерти Михаила Горшенева группа «Король и Шут» решила сохранить рок-мюзикл Todd. Почему?

— Однажды мы задумались над тем, насколько важен был этот проект и в Мишкиной жизни, и в жизни нашего огромного коллектива. И поняли, что обязаны сделать все, чтобы Todd продолжался. Думаю, высшее счастье для творца — понимание, что его детище переживет своего создателя. А Миха был не просто главным героем и лицом спектакля, прежде всего — он был его творцом. И сохранение мюзикла — это минимальное, что мы могли сделать для него же самого.

— «Король и Шут» тоже был детищем Горшенева. Но группу вы все-таки решили закрыть.

— Это другое. «Король и Шут» — это музыка, все песни можно легко прослушать дома. А Todd — это спектакль, зрелище, действо. Его нужно видеть на сцене, осязать, ощущать, сопереживать. Это эмоции. Я знаю людей, которые по 10–15 раз ходили на Todd, потому что для них это была возможность на полтора часа прикоснуться к чему-то теплому. При этом у меня, например, совершенно другие эмоции от спектакля. Даже при Михе я немного через силу выступал в Todd. По натуре я интроверт. Для меня стоять на сцене — ненормально. Поэтому мне приходится делать над собой некоторое усилие. Это я не жалуюсь сейчас. Просто говорю, насколько все это для меня сложно.

— Получается, у вас все-таки были сомнения, стоило ли продолжать участвовать в рок-мюзикле после смерти Горшенева?

— Сомнений не было. Но при этом я прекрасно понимал, что некоторые люди могут неоднозначно отнестись к тому, что мы решили сохранить Todd. Например, есть мнение, что мы таким образом зарабатываем на памяти Мишки, тупо рубим бабло. Еще и выражение такое мерзейшее, колхозное... Видимо, многим людям присуще судить по себе. Мне бы, например, и в голову не пришло обвинять в таком соратников какой-либо умершей звезды. И уж если так хочется поговорить про деньги, то на рок-мюзикле много не заработаешь. Выражение «рубка бабла» сюда уж никак не вклячивается. Это просто смешно!

— То есть на концертах можно заработать больше?

— Больше заработать можно даже в офисе, ковыряя в носу и перекидываясь с коллегами бумажками. У рок-н-ролльщиков в нашей стране совсем не тот уровень дохода, как это принято считать, судя по западным фильмам. Мы не то что яхту себе купить не можем, нам не по средствам даже взять ее в аренду на час. Можем себе позволить разве что моторную лодку. Да и то если все вместе скинемся на нее. Поэтому, когда нас упрекают в рубке бабла, я смеюсь. Другого ничего не остается. Если зацикливаться на каждом человеке, который что-то неправильно понимает, лучше сразу все бросить и уйти в тайгу, в келью. В общем, в какой-то момент я решил, что наше дело просто петь и играть. А как кто-то к этому относится, это его проблемы.

— А вас ругали за то, что вы из музыкантов «Короля и Шута» основали новую группу «Северный флот» и продолжили уже с ней выходить на сцену?

— Конечно. Что в Интернете только не писали!.. Плевать, как вы называетесь, плевать, какие песни вы будете петь, вы все никто, умер Мишка, а вы, как близкие друзья или любимые жены восточного владыки, должны последовать за ним в мавзолей и похоронить себя заживо. Меня это долго угнетало. Я не понимал, откуда в этих людях столько негатива и дерьма. Ну не будьте вы такими тупыми, поставьте себя на наше место! Мы же живые, мы мечтаем творить, выступать! Да, мы не хотим уходить со сцены, бросать дело всей своей жизни. Неужели можно быть настолько бездуховной сволочью и хотеть, чтобы мы все эмоционально сдохли? Вы не представляете, как много Мишка для нас значил! Никто из этих критиков не подумал, каково нам было его потерять. Его — старшего брата, человека, за спиной которого мы все привольно и отлично жили. С таким фронтменом нам все было пофиг. Мы могли приехать и порвать любой фестиваль. Мы к этому привыкли. И вот на тебе, давайте-ка теперь сами! Да еще и часть публики высокомерно смотрит на нас: ну показывайте, какого фуфла наваяли. Я всегда был довольно чувствительным человеком, но сейчас меня пробить вообще невозможно. За эти годы на меня и ребят вылили не просто ушаты, а бассейны грязи. И это меня закалило. Я теперь просто броненосец «Потемкин». Конечно, было очень много разумных и позитивных людей, которые нас поддерживали и с интересом принимали наше творчество. И мы им очень благодарны!

Рокеры зажрались

— Как проходили первые концерты «Северного флота»? Фанаты «Короля и Шута» вас игнорировали?

— В первом туре по меркам «Короля и Шута» мы собирали жалкие крохи людей. Бывало, и 120 человек приходило.

— Обидно было?

— А что обижаться? Если ты начинаешь с нуля, то должен пройти определенные ступени. Если надо, и тур бесплатно отыграть, записать альбом. И при этом верить, что если в нем будут хорошие песни, то на следующий концерт придет больше народу. Потому что в век Интернета единственное, что необходимо для успеха, — это хит. Возьмем «Ленинград». Они очень долго и как-то постепенно исчезали, трансформировались в группу «Рубль». А потом Шнур написал «Лабутены» и в мгновение ока вернулся на стадионы. Одна песня, один талантливый клип — и все! Дело сделано. И мои ему поздравления, молодец.

— Если можно прославиться, написав только один хит, то почему у нас сейчас нет новых имен? Все крупные звезды русского рока появились в далекие 80–90-е годы.

— Мне кажется, одна из причин в том, что все искусство в нашей стране — и рок в том числе — расцветало, когда все было плохо. В конце 80-х — начале 90-х годов тупо нечего было жрать. И наши рокеры были голодные и злые. А сейчас они сытые и довольные. Их все на фиг устраивает, и из их песен испарилась социальная тематика. А рок — это все-таки музыка протеста. Но многие забыли про это и поют если не про любовь, то про какое-нибудь фуфло. А ведь в нашей стране рок поднялся в 80-е годы именно на социальной тематике. Даже группа «Кино», которая изначально пела про любовь и восьмиклассницу, рано или поздно пришла пусть к завуалированному, но протесту. И этим, кстати, прославилась. Потому что пока Цой с Рыбиным (Алексей Рыбин, участник первого состава группы. — Ред.) носили отложные воротнички и ходили расфуфыренные, они, конечно, были клевой группой, но не очень известной. Стадионы появились только после того, как Цой спел «Перемен!». А современные музыканты, такое ощущение, просто тупо зажрались. Ребята тусят, наслаждаются и играют корпоративы.

— А чем плохи корпоративы?

— Когда играешь корпоративы, ограничиваешь тематику своих песен. Потому что если начнешь писать социальные тексты, то не факт, что будешь с ними собирать стадионы, а вот на корпоратах точно играть перестанешь. Все-таки власти предержащие, у которых есть бабло на эти корпоративы, не любят, когда бичуют их пороки. Им это не надо. Мы, например, корпораты не играли и не будем играть. Никогда. Я не буду петь свои песни перед смачно жующими людьми, которые непонятно где украли свое бабло. Мне это некомфортно. Но я их не упрекаю и не осуждаю. Просто пытаюсь понять глубинную причину, почему рок в нашей стране опаскудился.

Клип как половой подарок

— Может, одна из причин в том, что у нас попросту нет музыкальной индустрии? Кажется, никто и не ищет новых звезд...

— Эта проблема тоже существует. Возьмем, к примеру, «Битлз» или «Секс писталс». Продюсер вырастил этих ребят, объяснил им все: начиная с того, какие прически надо носить, и заканчивая тем, как они должны играть на гитарах и пританцовывать. У нас же так называемые саундпродюсеры стремятся найти уже готовые группы и зарабатывать на них деньги. А на Западе действительно работает школа отбора молодых талантов. Например, в 80–90-х годах в США существовал проект «Клуб Микки-Мауса», куда подбирали талантливых детей со всей Америки. И там чуть ли не из одного выпуска вышли Кристина Агилера, Джастин Тимберлейк и Бритни Спирс — три мегазвезды. А у нас талантливые исполнители побеждают в шоу «Голос» и куда-то исчезают. Я не понимаю почему. Продюсеры не знают, что делать дальше с этими ребятами? Зато на эстраде все те же люди, что с конца 90-х годов. А на музыкальных каналах и того хуже. Такое ощущение, что там собрались телки, которым папа или папик проплатили клипушник. Они не умеют петь, не умеют двигаться. Все это превратилось в какой-то половой подарок: ты мне отдашься, а я тебе клипак. А с другой стороны напирает шансон. Мерзейший, с тупыми глагольными рифмами.

— Кстати, откуда у нас такая любовь к шансону?

— За 70 лет коммунизма у нас половина страны сидела, а вторая половина — охраняла. Что им было слушать? Они рожали детей, которые первым делом улавливали именно ту музыку, которую любили их родители. Правда, в Москве и Петербурге ситуация все-таки получше. Иной раз вызовешь такси, а там радио «Эрмитаж» играет. Приятно.

Рок-мюзикл Todd пройдет в ДК им. Ленсовета 28 октября в 20:00 и 29 октября в 15:00 и 20:00.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру