Хотя за несдержанность в эмоциях Сергей Богданович принес извинения арбитру матча Алексею Матюнину в социальных сетях (тот, кстати, за свои ошибки не извинился перед питерскими болельщиками, хотя, по крайней мере, одну признал). Поступок Семака по достоинству оценили все, включая даже арбитра Матюнина, но КДК все равно его примерно наказал.
В отсутствие главного тренера на скамейке «Зенит» в Уфе потерпел первое поражение в сезоне, и его догнали сразу четыре клуба. После шести туров в таблице РПЛ пятивластие! Да еще и ЦСКА отстает теперь всего на одно очко. Велик соблазн связать поражение «сине-бело-голубых» с вердиктом КДК. Только вряд ли стоит это делать. Как могли гости выиграть, когда Артем Дзюба и Сердар Азмун нанесли по одному удару в створ ворот, а столп обороны Ярослав Ракицкий не записал на свой счет ни одного выигранного отбора? Возможностей для маневра составом у замещавших Семака тренеров не было. По-прежнему залечивают травмы Себастьян Дриусси и Малком, и в атаке нет вариативности.
К тому же Семак не имеет репутации Юрия Семина, который способен и игроков эмоциями завести, и точными заменами перевернуть ход игры. Да и современные средства связи позволяют даже дисквалифицированному тренеру находиться в контакте с ведущими игру помощниками. Еще в советские времена Константин Бесков и Юрий Морозов частенько располагались на верхних ярусах трибун, откуда и руководили своим футбольным войском.
Семак, как подобает истинному христианину и сопредседателю предвыборного штаба Александра Беглова, принял наказание смиренно. Он назвал вердикт КДК ожидаемым, а один из репортажей с традиционного предматчевого брифинга перед вылетом в Уфу был озаглавлен цитатой из популярного советского сериала: «Наказания без вины не бывает». С этим моментом хотелось бы все же разобраться.
Корреспондент «МК в Питере» не поленился внимательно проштудировать Дисциплинарный регламент КДК, вступивший в действие 12 июля нынешнего года. Некоторые моменты сего в высшей степени любопытного документа даже потребовали комментариев, которые любезно и очень оперативно предоставила пресс-служба РФС. Наказание Семаку было вынесено на основании статьи 95 часть 1, в которой упоминается о поведении официального лица клуба, которое «выражается в использовании ненормативной лексики, оскорбительных слов и выражений в отношении официального лица матча».
Как вы понимаете, речь идет о тренере клуба и арбитре. Как следует из ответа РФС, при рассмотрении подобных ситуаций юрисдикционные органы (к ним относится и КДК) оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании в совокупности всех обстоятельств дела. По внутреннему убеждению корреспондента «МК в Питере», основанному на всестороннем анализе обстоятельств, необходимо было учесть и намерения обвиняемого Семака погасить конфликтную ситуацию, и использованный им лексикон, не говоря уж о принесенных и принятых извинениях.
Не будучи профессионалом в области юриспруденции, обратился за консультацией к специалисту, президенту Балтийской коллегии адвокатов имени Анатолия Собчака Юрию Новолодскому.
«При рассмотрении подобного дела в гражданском суде, безусловно, была бы проведена лингвистическая экспертиза высказывания, учтено, не вырвана ли фраза из контекста, и всесторонне изучены все нюансы, — отметил известный адвокат и, как любой питерец, болельщик «Зенита». — Если бы к нам обратились представители футбольного клуба, мы бы сумели выстроить линию защиты».
Корреспондент «МК в Питере» поинтересовался также, почему из всех официальных лиц матча, имеющих отношение к «Зениту», для наказания был выбран Семак.
Представители пресс-службы РФС ответили: «У КДК нет сведений, подтверждающих, что Вильям де Оливейра совершил какое-либо дисциплинарное нарушение, предусмотренное Дисциплинарным регламентом РФС». Ну, а в действиях Артема Дзюбы отсутствуют даже признаки дисциплинарного нарушения. Зажег всеобщий любимец в смешанной зоне, вся страна на время забыла о стихийных бедствиях, повышении пенсионного возраста и санкциях. Так ведь статью 95 часть 1 не нарушал!
Еще более любопытным представляется ответ на вопрос, почему действия Семака потянули на дисквалификацию и штраф в 100 тысяч, а президент ФК «Ахмат» Магомед Даудов, схвативший после матча со «Спартаком» за руку арбитра Алексея Сухого и высказавшего ему немало слов, явно подпадающих под статью 95 Дисциплинарного кодекса РФС, не понес никакого наказания. Да и грозненский клуб оштрафовали всего на 15 тысяч.
Как следует из разъяснения пресс-службы РФС, президент ФК «Ахмат» в отличие от главного тренера ФК «Зенит» не является «субъектом дисциплинарного нарушения по смыслу Дисциплинарного регламента РФС». Его действия могут быть предметом рассмотрения Комитета по этике, который вряд ли на это решится. Оказывается, одергивать ассистента главного тренера, не совладавшего с эмоциями, должен был генеральный директор «Зенита» или референт «простого болельщика» Алексея Миллера. И ничего бы им за это не было!
Весьма любопытно проанализировать и актуальный еще с грибоедовских времен вопрос: «А судьи кто?» Состав КДК приведен на официальном сайте РФС, но запрос о том, кем же являются эти люди в свободное от вынесения карательных приговоров время, остался без ответа от пресс-службы. Пришлось полдня потратить на то, чтобы выяснить их основные профессии путем поиска открытой информации в Интернете. Понять, какие эмоции обуревают футболистов и тренеров после потери очков в матче со, скажем так, неоднозначным судейством, из всего состава КДК могут только 71-летний Виктор Филиппов, в прошлом известный футболист и не менее известный арбитр, а также 79-летний Владимир Пономарев, в прошлом защитник ЦСКА и сборной СССР.
Широко представлены в комитете московские юристы, болельщики популярных столичных клубов. Ну, как обойтись в общественной организации без 69-летнего доцента МГУ Николая Белокобыльского, читающего студентам общий курс «Уголовно-исполнительное право РФ», начальника правового управления правительства Москвы Алексея Солдатова, преподавателя кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА Михаила Андреева, полковника МВД в отставке Анвара Файзиева, индивидуального предпринимателя, осуществляющего в столице деятельность в области права, Дмитрия Кондратова?
Широкую футбольную общественность представляет Эрнест Маркаров, сын легендарного советского футболиста. Без отрыва от работы генеральным директором в предприятиях по оптовой торговле строительными материалами, а также по производству хлебобулочных изделий длительного хранения, он является учредителем общественной организации «Союз ветеранов футбола». И вряд ли всю жизнь болел за «Тамбов». Нет в КДК представителей регионов, хотя РФС вообще-то союз российский.
Председательствует в комитете и комментирует все его решения в средствах массовой информации Артур Григорьянц. В предновогоднем интервью он рассказал о том, что практически всю неделю тратит на тщательное изучение всех нюансов всех дел, которые рассматривает КДК. Удивительно, как при этом успевает работать юристом в ООО «Академюрцентр», обслуживающем ведущие академические институты, а еще контролировать расход своих десяти процентов уставного капитала в ООО «Атрим», основным видом деятельности которого является строительство.
Во всех публичных выступлениях Григорьянц не устает подчеркивать, что все штрафы, которые выписываются возглавляемым им комитетом, идут на развитие детско-юношеского футбола. Это действительно так, и ознакомиться с отчетом о целевом применении средств можно на том же сайте РФС. Вот только о том, что в соответствии со статьей 411 Дисциплинарного регламента РФС члены КДК имеют право на получение вознаграждения, ни Григорьянц, ни его подчиненные никогда не упоминают. Размер вознаграждения утверждается исполкомом или бюро исполкома РФС и, естественно, является коммерческой тайной.
Не удалось добыть сведений и о том, кто составляет и редактирует дисциплинарный регламент. Сам Григорьянц работает в КДК уже 12 лет, а с 2012 года возглавляет карательный орган отечественного футбола. Оправдаться в нем, пожалуй, даже сложнее, чем в Басманном суде. На вполне естественный вопрос о том, почему юристы «Зенита» не встали на защиту главного тренера, напрашивается другая цитата: «Это потому, что закона ты боишься меньше, чем дружка своего, Фокса».
Возможно, члены КДК и в этой фразе найдут поводы для вынесения приговора по статье 95 часть 1, да только журналисты не являются «субъектами дисциплинарного нарушения». Остается только порадоваться, что Григорьянц со товарищи не вершат свой суд на процессах по приговорам задержанным во время акций протеста гражданам и не заседают в Госдуме, где принимаются вызывающие множество вопросов законы.
Хватит и того, что на том же заседании, где был вынесен вердикт по «делу Семака», футбольный клуб «Зенит» схлопотал от КДК условную пока дисквалификацию стадиона за столкновение фанатов с ОМОН в перерыве матча с «Ахматом». Но это уже совсем другая история.