Цветной асфальт с запахом фруктов: как Петербург меняет психологию городской среды

Цветной асфальт с запахом фруктов: как Петербург меняет психологию городской среды
Фото: пресс-служба АБЗ-1

Современные города отказываются от безликой серости в пользу комфортной и безопасной среды для человека. Санкт-Петербург, внедряя инновационные дорожные технологии, становится пионером в этом преобразовании, меняя привычный облик асфальта до неузнаваемости.

Новый строительный тренд

Глобальный тренд в урбанистике — это переход от монохромности к человеко-ориентированному пространству. Санкт-Петербург активно следует этому курсу, используя передовые разработки, которые не просто украшают город, но и решают практические задачи по зонированию и повышению безопасности.

Яркий символ этой трансформации — цветной асфальт. Он давно перестал быть лишь декоративным элементом и превратился в функциональный инструмент городского планирования, пишет «Ъ».
Цвет помогает визуально разделить территорию, выделяя пешеходную часть дороги, велодорожки и зоны отдыха, что позволяет жителям легче ориентироваться и чувствовать себя в безопасности.

Фото: пресс-служба АБЗ-1

Теплые землистые оттенки, такие как терракота или охра, создают ощущение уюта. Холодные тона, например, графит или синий, настраивают на спокойный и сосредоточенный лад, уводя от давящей индустриальной эстетики. В отличие от краски, которая быстро стирается, цветной асфальт окрашивается пигментом по всему объему. Это делает его стойким к износу и непогоде на долгие годы.

Эко-полимеры заменяют битум

Пионером в разработке и внедрении цветного асфальтобетона в России стала группа компаний «АБЗ-1» из Санкт-Петербурга. В основе их технологии — прозрачный полимер B2color, который заменяет традиционный битум, сохраняя все его прочностные характеристики, но позволяя добавлять пигменты для получения любого цвета. Материал экологичен и пригоден для вторичной переработки. Успех технологии подтвержден на федеральном уровне: в 2024 году два петербургских проекта с использованием цветного асфальта «АБЗ-1» были включены Минстроем в реестр лучших практик.

Одна из частых проблем при укладке асфальта — резкий запах битума. Хотя летучие компоненты и не опасны для здоровья в тех концентрациях, что выделяются при работе, их нефтяной аромат вызывает дискомфорт. Петербургские дорожники нашли решение, создав ароматизированный асфальт.

Специальная добавка, уникальная технология «АБЗ-1», практически нейтрализует запах битума, заменяя его ароматом ванили, ягод, фруктов или розы. Добавка состоит из натуральных компонентов, соответствующих международным стандартам безопасности. 

Технологию успешно протестировали в 2022 году, и она получила положительные отзывы как от жителей, так и от дорожных рабочих. 

Еще одна важная инновация петербургских дорожников – водоотверждаемая асфальтобетонная ремонтная смесь (ВОРС). Такая смесь не требует привлечения к ремонтным работам крупной техники, позволяет обойтись малым перекрытием дорог, а залатать выбоину возможно всего за 20-30 минут, после чего движение по участку можно сразу возобновлять. Причем смесь можно укладывать на влажное основание без предварительной просушки.

Недавно в арсенале «АБЗ-1» появилось и покрытие, защищающее от электромагнитных излучений. Радиопоглощающий асфальт изготавливается с использованием специального материала, который при необходимости можно размягчить СВЧ-полем для быстрого ремонта.

Фото: пресс-служба АБЗ-1

Урбанистический прорыв Петербурга

Отдельное перспективное направление — использование переработанных материалов. Это включает как технологию ресайклинга старого асфальтобетона (RAP), так и производство резиноасфальта из переработанных автомобильных покрышек. Эти подходы экономят первичные ресурсы и решают проблему утилизации отходов.
Урбанист Евгений Ваничев убежден, что для такого мегаполиса, как Санкт-Петербург, внедрение экологических практик в дорожном строительстве — не просто модный тренд, а реальная необходимость.

«В этом контексте такие меры, как снижение температуры производства и укладки асфальтобетонных смесей, а также применение ресайклинговых технологий, выглядят логичным шагом в сторону снижения экологической нагрузки», — полагает эксперт.

Также Ваничев обратил внимание на важные нюансы в использовании переработанных материалов:

«С одной стороны, это прямое сокращение объема первичных ресурсов и затрат на их добычу и транспортировку. Для города это также решение проблемы утилизации, например, старых шин, которые часто оказываются на несанкционированных свалках. С другой стороны, важно различать степень эффективности переработки».

По словам урбаниста, ресайклинг асфальта по замкнутому циклу – это высокоэффективная модель. Применение же резиновой крошки — это даунсайклинг, то есть переход материала в продукт с меньшей потребительской ценностью.

«Однако даже эта технология имеет весомые практические преимущества: сокращение углеродного следа на 10-20%, повышенная прочность покрытия и лучший коэффициент сцепления. Таким образом, ее применение оправдано с инженерной и экологической точек зрения, даже при смене жизненного цикла материала», — объяснил Евгений Ваничев.

Фото: пресс-служба АБЗ-1

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру