«Очередь в детский сад». Кажется, в нынешней демографической ситуации это понятие скоро перестанет быть знакомым молодым родителям, а директора садов начнут сами бороться за воспитанников. Помимо снижения темпов рождаемости (о котором нам ежегодно сообщает Росстат), среди родителей намечается тенденция к организации семейного образования.
В таких условиях особенно важно грамотно выстроить стратегию развития детского сада, чтобы учреждение оставалось востребованным, отвечало современным стандартам образования и удовлетворяло запросы родителей. На Северо-Западе есть вполне удачные и откровенно провальные кейсы реформ дошкольного образования. Всегда ли реорганизация способна вдохнуть в заведения новую жизнь, разбирался «МК в Питере».
Петербургский стандарт
В конце прошлого года власти Петербурга подводили итоги пятилетки по развитию соцучреждений и намечали дальнейшие планы. Одним из самых важных итогов стали преобразования в инфраструктуре: в городе построили 106 новых школ и 220 детских садов. По словам губернатора, это рекордное количество соцучреждений, их открытие позволило ликвидировать накопленный дефицит.
Более того, детские сады начали обустраивать по новому «петербургскому стандарту»: здесь появляются лаборатории, бассейны, музыкальные залы и тематические площадки. Часто подобные современные детские сады и школы строят в новых жилых кварталах – это важно для растущего и развивающегося города.

Не забывают петербургские власти и о соцучреждениях советского времени: в ближайшее время у 11 из них откроется новое дыхание. Во время прямой линии в конце 2024 года губернатор Петербурга Александр Беглов представил новый план по реконструкции зданий типовой застройки в форме буквы «Н»). Планируется, что после реконструкции учреждения будут иметь новейшее оснащение, бассейны, стадионы и лаборатории – все это соответствует одному из приоритетов развития города «Все лучшее – детям».
Регионы не отстают
Понятно, что город федерального значения имеет совершенно иные потребности и ресурсы для развития, чем ближайшие соседи на Северо-Западе. Но нельзя сказать, что, допустим, в Ленинградской или Новгородской областях власти «забили» на решение детского вопроса.
Например, в Чудове под Великим Новгородом продолжается строительство детского сада на 140 мест (в том числе – трех ясельных групп). Здание возводят на федеральные деньги, при содействии областного бюджета. Суммарно на возведение храма детства направили 270 млн рублей.
Помимо этого в областном центре ежегодно выделяют из бюджета 10 млн рублей для подготовки детских садов к новому учебному году. Хорошее финансирование позволяет ремонтировать группы, покупать новую мебель и обновлять игровые площадки.
В Ленинградской области жизнь детсадовцев тоже бьет ключом. Год назад, в день старта подачи заявлений о приеме в сад, родителям выдали около 13 тысяч направлений, из них 3800 – по льготе. Лидерами по количеству выданных направлений стали Всеволожский, Гатчинский и Ломоносовский районы. В этом году комплектование групп стартовало 15 апреля и продлится до 31 июля. Итоги кампании пока не подводили.
В сад – за два километра по Арктике
На фоне всех перечисленных достижений совсем плачевно выглядит ситуация в Мурманской области. В регионах с суровым климатом рождаемость уже давно не ставит рекорды, и детские сады в районах перестали быть востребованы. Это стало толчком к крупной реорганизации, которую в Ловозерском и Терском районах, а также в городе Мончегорске запустили еще в январе 2025 года. Как поясняли в социальных сетях представители регионального министерства образования и науки, объединить несколько садов в один необходимо для «повышения эффективности бюджетных расходов».
В администрации Мончегорска сообщили об объединении 18 детских садов. Два здания (МАДОУ №1 и №27) решили освободить, и 136 детей перевести в другие учреждения. По заверению властей, они находятся в шаговой доступности – от 50 до 570 метров.
Администрация Терского района уточнила, что три детских сада планируют присоединить к школе. Изменения отразились на обучении 130 детей. Аналогичное присоединение детских садов к школе провели в Ловозерском районе. В администрации редакции пояснили, что за последние пять лет число дошкольников сократилось почти в два раза, с 640 до 387.

Северяне восприняли известие о нововведениях без особого энтузиазма. Оно и ясно, ведь, помимо того, что детям пришлось привыкать к новым стенам, однокашникам и педагогам, перед некоторыми встала необходимость преодолевать внушительные расстояния по дороге в сад. Так, по информации администрации Терского района, расстояния между объединенными садами в поселке Умба составляет 2,11 и 1,99 км по прямой.
Прокуратура в деле
Кто бы мог подумать, что во внутренние управленческие дела детских садов вмешается прокуратура. Между тем, стражи порядка выявили нарушения при реорганизации учреждений в каждом муниципалитете.
По сообщению пресс-службы прокуратуры региона, в Мончегорске комиссия по оценке последствий реорганизации вообще не собиралась – документы подписали без обсуждения. Прокуратура потребовала пересмотреть решение.
В Ловозерском районе заключение комиссии не соответствовало закону – не было ни голосования, ни реального анализа последствий.
А жители Умбы, которым пришлось отправлять детей в сад за 2 километра от прежнего, обрушились с жалобами на председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина. Результат не заставил себя ждать: Бастрыкин поручил проверить, не нарушаются ли права детей.
На запрос редакции о последствиях выявленных нарушений, в местных администрациях отчитались: все устранили, официальные результаты проверки «находятся в стадии оформления».
Не выбрасывать же...
И напоследок – вопрос, который волнует многих до сих пор. Какова будет дальнейшая судьба опустевших детских садов?
В Мончегорске один сад отдадут под «Центр школьного питания», судьба второго пока не решена. В Терском районе здание законсервируют. В Ловозерском районе сообщили о смутных планах «сохранить имущество [включая здания – ред.] в системе образования», без передачи третьим лицам, что бы это ни значило.
Таким образом, здания буквально решили отправить на простой. Вместо того чтобы, например, решить за счет освободившихся зданий проблему второй смены в школах.
***
Строительство и развитие детских садов и школ должно быть ощутимой мерой поддержки для молодых семей, наравне с предоставлением выплат и правом участия в жилищных программах. Учреждения образования – место, где растут и воспитываются будущие граждане большой страны, а значит уже на начальном уровне для их развития должны создаваться все возможные условия. Конечно, у федеральных центров больше потенциал благодаря финансам, но и не столь обеспеченным регионам важно не умывать руки и продолжать заботиться о своих гражданах.