Ограничения во благо
Комитет по транспорту Петербурга ежегодно подписывает актуализированное соглашение с кикшеринговыми компаниями. В документе обозначены правила использования СИМ в городе и ограничения. С каждым годом число запретов, направленных на то, чтобы сделать город комфортным и для райдеров, и для пешеходов, растет: в Северной столице появились зоны, где ездить на СИМ и парковать их запрещено, участки, на которых самокаты автоматически замедляются, территории для стоянки агрегатов. По согласованию с сервисами прокатов максимальная скорость средств индивидуальной мобильности была снижена. Попутно город развивает велоинфраструктуру, обустраивая велодорожки: постепенно их общая протяженность будет увеличена до 500 км.
Меняются и СИМ
Кикшеринговые компании регулярно внедряют технологические новинки, напрямую или косвенно повышающие безопасность использования СИМ. Во-первых, это персонализация райдера: сервисы проката совершенствуют систему, чтобы не допустить к рулю самоката несовершеннолетних. Во-вторых, это идентификация самого устройства: на сегодня все арендные СИМ имеют антивандальные номера. Размер цифр таков, что их легко считывают камеры наблюдения. Не исключено, что в будущем это позволит системе «Безопасный город» в автоматическом режиме выявлять нарушения и направлять информацию о райдере-хулигане в сервисы проката. В-третьих, самокаты одной из кикшеринговых компаний научились распознавать количество райдеров (правила гласят: один самокат — один пользователь). В-четвертых, в России запущен телеграм-бот, с помощью которого можно передать в сервисы проката информацию о нарушителе.
Наука в помощь
Петербургские ученые тоже не остались в стороне. По их мнению, возрастающее число аварий с участием СИМ связано не только с увеличением количества поездок, но и с тем, что зачастую самокаты арендуются людьми, не имеющими должной подготовки. Да, кикшеринговые компании ежегодно открывают школы безопасного вождения, но сегодня услугами сервисов проката пользуются миллионы людей: всех физически не обучишь. Ученые предложили технологию, которая на опасных участках дороги будет принимать решение за райдера.
«Мы разработали прототип модуля для автоматизированного обнаружения препятствий на пути электросамоката. Наша система функционирует при помощи комплекса датчиков: дальномеров, камеры, ультразвукового датчика расстояния до цели, а также алгоритмов распознавания препятствий. Благодаря своей компактности устройство может быть встроено в рулевую колонку самоката и не будет ограничивать перемещения оператора», — сообщил ассистент кафедры систем автоматизированного проектирования (САПР) СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Георгий Колев.
Как сообщили в университете, относительно небольшое устройство (размер модуля — 10 × 20 см, вес — 360 г) оснащено датчиками, суммарный угол обзора которых при виде сверху составляет 108 градусов, а при виде сбоку — 42 градуса относительно горизонта. Впрочем, можно не забивать голову этими цифрами, главное — знать, что такое расположение «глаз» устройства способствует получению полной и точной информации о наличии препятствий вокруг СИМ. Это, по словам ученых, позволяет эффективно реагировать на возможные угрозы и предупреждать аварии. Устройство считывает все данные за 0,7 секунды.
«Такой показатель позволяет своевременно и плавно снизить скорость или полностью остановиться в случае возникновения препятствия», — пояснили в вузе.
Устройство потребляет довольно мало энергии, и его можно подключить к аккумуляторной батарее СИМ. И все же для стабилизации напряжения и удобства подключения других устройств ученые разработали специальную плату.
«Сейчас мы проводим испытания системы в условиях, близких к реальным. В дальнейшем планируется расширение функциональности устройства, а также проведение дополнительных тестов и оптимизация производства», — сообщил Георгий Колев.
Ученый уверен: эта разработка позволит повысить уровень безопасности на дорогах и улучшить пользовательский опыт при использовании самокатов и других средств индивидуальной мобильности.