Доступная альтернатива
По словам эксперта Аркадия Гершмана, в 2024 году россияне совершили на арендованных самокатах больше 281 млн поездок, а аудитория сервисов проката превысила 25 млн человек. При этом в 2020‑м кикшерингом пользовались 1,5 млн человек: рост популярности СИМ очевиден.
«Сервисы по аренде есть не только в России, но именно у нас их появление привело к взрывному эффекту. Почему в нашей стране все пошло не так?» — рассуждает Гершман.
По словам специалиста, в основном люди берут самокаты, чтобы доехать до работы, метро, учебы или места важной встречи. Гершман говорит, что некоторые граждане не хотят терять время на ожидание автобуса, а других не устраивают плохие дороги до остановок или станций метро.
«Проще взять самокат и гарантированно доехать до нужного места. При этом электросамокаты стали удобнее даже машин: не надо стоять часами в пробках или искать парковку по утрам и вечерам возле офиса или дома», — рассказал эксперт.
В данной ситуации прокат электросамокатов стал комфортной альтернативой личному транспорту, так как не нужно тратиться на покупку СИМ, думать о его хранении или ремонте. Пользователь, арендовав агрегат у кикшеринговой компании, может быстро и независимо от других доехать до нужной точки. Именно благодаря этому электросамокаты и «захватили» улицы российских городов.
Ограничения или забота?
Кикшеринговые сервисы взяли на себя бытовые заботы и позволили людям экономить время. Но количество ограничений, касающихся СИМ, растет прямо пропорционально популярности этого вида индивидуального транспорта.
«В Москве для электросамокатов ограничили скорость, а в Петербурге пошли еще дальше и вместе со снижением скорости запретили парковать СИМ в центральной части города. Напомню, что на Невском [проспекте] восемь полос для машин, но два метра для велополосы выделить не смогли», — отмечает Аркадий Гершман.
Дополнительно в Северной столице кикшеринговые компании ввели новые требования для верификации пользователей: это сделано, чтобы электросамокатами не пользовались несовершеннолетние. Так, в прошлом году «МТС Юрент» заблокировал больше 10 тысяч аккаунтов, которые принадлежали детям.
Кроме того, в городе одним из сервисов проката внедрена технология, препятствующая езде вдвоем на одном агрегате: если на самокат встанет более одного человека, он автоматически замедлится до 5 км/ч.
Помимо этого, с 2025 года кикшеринговые компании начали блокировать СИМ во время дождя, снега и сильного ветра: пока погода не улучшится, арендовать самокат не получится.
В то же время сервисы проката поощряют добросовестных райдеров. Так, Whoosh запустил рейтинг пользователей: сервис для вычисления среднего балла учитывает количество поездок, наличие штрафов, аварий, стиль вождения, качество парковки и многое другое. Самые законопослушные арендаторы СИМ освобождаются от внесения депозита для начала поездки и получают другие преференции.
«Все эти правила вводились, чтобы снизить аварийность, которая с каждым годом растет. Однако число поездок ведь тоже увеличивается. Если мы посмотрим на данные операторов, то увидим, что при почти двукратном росте числа поездок количество ДТП с самокатами увеличилось всего на 5%. То есть, если верить статистике, арендные электросамокаты стали безопаснее», — заявил эксперт.
Личные и опасные
Тенденция, которая настораживает экспертов, — увеличение количества личных СИМ. По данным автоюриста Александра Шумского, с начала 2025 года россияне купили в 1,5–2 раза больше электросамокатов, чем за аналогичный период 2024‑го. Россияне используют личные СИМ для тех же целей, что и кикшеринговые: для поездок в магазины, в школу или до метро. Однако на эти транспортные средства не распространяются прописанные сервисами проката правила и введенные ограничения.
На сегодня эксперты насчитывают 2 млн непрокатных самокатов. По словам Шумского, на личных СИМ райдеры бьются вдвое чаще, чем на арендованных.
«Я считаю, что главным источником опасности в наших городах был и остается автомобиль. Самокатчики и кикшеринговые компании просто подсветили фундаментальные проблемы наших городов, которые копились многие годы. И бороться надо не с последствиями, а с первопричинами», — считает Аркадий Гершман.