Петербург выбыл из топ-3 регионов по аварийности с участием СИМ

С начала года в городе были заблокированы 42 тысячи аккаунтов

В Санкт-­Петербурге кикшеринговые компании проводят совместную работу с региональным комитетом по транспорту в рамках борьбы с пользователями, нарушающими правила пользования прокатными электросамокатами и ПДД. Так, с начала сезона в 2024 году операторы выписали больше 46 тысяч штрафов.

С начала года в городе были заблокированы 42 тысячи аккаунтов
Пересекать дорогу нужно, спешившись с самоката. Фото: «МК в Питере»
Содержание:

Доля возмутителей спокойствия на дорогах Северной столицы от общего числа пользователей СИМ является небольшой: всего кикшеринговыми сервисами пользуются порядка 5,1 млн человек. В текущем году они уже успели совершить больше 22,5 млн поездок.

Для сравнения: по всей стране доступа к аккаунтам из-за несоблюдения правил сервиса лишились 213 тысяч пользователей.

С хулиганами борются и с помощью штрафов (211 тысяч компании уже выписали). Так, для обеспечения безопасности на тротуарах и предотвращения нарушений со стороны водителей электросамокатов операторы с 27 мая увеличили размер денежных санкций за нарушение ПДД и правил сервисов. Некоторым любителям быть «вне правил», например, придется заплатить до 150 тысяч руб­лей.

Как кикшеринги узнают о нарушителях

Операторы прокатных электросамокатов разработали в культурной столице специальную систему для получения сведений о нарушениях. Необходимую информацию сервисы получают от городских служб и собственных команд. В каждой кикшеринговой компании есть сотрудники, следящие за порядком использования средств индивидуальной мобильности (СИМ). Пешие инспекторы уделяют особое внимание местам с наибольшей концентрацией пользователей: паркам, набережным и территориям вблизи станций метро. Аналогичная практика распространена и в других регионах России.

Свою лепту могут внести и жители Северной столицы, воспользовавшись специальным ботом Ассоциации операторов микромобильности. С начала сезона 2024 года горожане, проявив бдительность и активность, подали через бота свыше 10 тысяч жалоб.

За поездку вдвоем придется раскошелиться. Фото: «МК в Питере»

За что можно получить штраф

В Северной столице прописан внушительный перечень правил, за нарушение которых к пользователю СИМ будут применены санкции. Он включает в себя требования как ПДД, так и кикшерингового сервиса.

Так, за поездку на электросамокате несовершеннолетнего его родителям придется заплатить 10 тысяч руб­лей, а аккаунт, которым юный хулиган воспользовался, чтобы покататься, будет заблокирован. За езду вдвоем партнерам, если делить поровну, придется скинуться по 2,5 тысячи руб­лей — штраф вырос с 800 до 5 тысяч руб­лей.

Самым популярным видом нарушения является неспешивание на «зебре». За это придется отдать тысячу руб­лей. Дешевле всего пока что обходится нарушение правил парковки. Цена вопроса — 500 руб­лей.

Если по вине пользователя кикшеринга произойдет ЧП, повлекшее причинение вреда третьим лицам или повреждение их имущества, то помимо блокировки аккаунта нарушителю предстоит выплатить штраф в размере от 30 тысяч до 100 тысяч руб­лей.

Дороже всего обходится пользователям прокатных электросамокатов езда в состоянии алкогольного или наркотического опьянения: штраф 100 тысяч руб­лей и блокировка аккаунта.

Что по безопасности?

В Санкт-­Петербурге, несмотря на совместную работу кикшерингов и властей, не утихают дебаты о безопасности электросамокатов для участников дорожного движения. К дискуссии присоединился доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили» МАДИ Виталий Гаевский, который назвал электросамокаты самым безопасным видом транспорта.

По мнению Виталия Гаевского, обществу стоит разграничить понятия СИМ и электровелосипедов, на которых ездят курьеры. Последние по своей сути являются мопедами, однако доставщики гоняют по пешеходным зонам.

Эксперт считает, что сам термин «СИМ», введенный в марте 2023 года, является некорректным, так как к средствам индивидуальной мобильности начали причислять мопеды, мотоциклы и даже одноместные автомобили. Например, электровелосипеды у курьеров весят больше 50 кг и развивают скорость до 50 км/ч. Для их использования требуется наличие водительских прав категории А, но доставщики все равно мчат с продуктами по тротуарам, хотя должны ездить по дорогам общего пользования.

У электросамокатов и моноколес совсем иные характеристики. Например, вес не больше 35 кг, а разгоняться можно только до 25 км/ч. Скорость и вес в первую очередь сказываются на последствиях ДТП. В связи с этим электросамокаты, будучи довольно легкими, являются самым безопасным видом транспорта. Ситуацию подтверждает и статистика: с января 2024 года в Петербурге под колесами машин погибло 28 человек, в результате столкновения с СИМ жертв, к счастью, нет. При этом город на Неве не попал в топ‑3 регионов по уровню аварийности с участием СИМ. По данным Научного центра БДД МВД России, за полгода в Петербурге произошло всего 86 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, тогда как в Москве (за тот же период) — 658, в Нижегородской области — 127, а в Красноярском крае — 118.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 7 августа 2024

Заголовок в газете: Нарушителям тут не место

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру