Доля возмутителей спокойствия на дорогах Северной столицы от общего числа пользователей СИМ является небольшой: всего кикшеринговыми сервисами пользуются порядка 5,1 млн человек. В текущем году они уже успели совершить больше 22,5 млн поездок.
Для сравнения: по всей стране доступа к аккаунтам из-за несоблюдения правил сервиса лишились 213 тысяч пользователей.
С хулиганами борются и с помощью штрафов (211 тысяч компании уже выписали). Так, для обеспечения безопасности на тротуарах и предотвращения нарушений со стороны водителей электросамокатов операторы с 27 мая увеличили размер денежных санкций за нарушение ПДД и правил сервисов. Некоторым любителям быть «вне правил», например, придется заплатить до 150 тысяч рублей.
Как кикшеринги узнают о нарушителях
Операторы прокатных электросамокатов разработали в культурной столице специальную систему для получения сведений о нарушениях. Необходимую информацию сервисы получают от городских служб и собственных команд. В каждой кикшеринговой компании есть сотрудники, следящие за порядком использования средств индивидуальной мобильности (СИМ). Пешие инспекторы уделяют особое внимание местам с наибольшей концентрацией пользователей: паркам, набережным и территориям вблизи станций метро. Аналогичная практика распространена и в других регионах России.
Свою лепту могут внести и жители Северной столицы, воспользовавшись специальным ботом Ассоциации операторов микромобильности. С начала сезона 2024 года горожане, проявив бдительность и активность, подали через бота свыше 10 тысяч жалоб.
За что можно получить штраф
В Северной столице прописан внушительный перечень правил, за нарушение которых к пользователю СИМ будут применены санкции. Он включает в себя требования как ПДД, так и кикшерингового сервиса.
Так, за поездку на электросамокате несовершеннолетнего его родителям придется заплатить 10 тысяч рублей, а аккаунт, которым юный хулиган воспользовался, чтобы покататься, будет заблокирован. За езду вдвоем партнерам, если делить поровну, придется скинуться по 2,5 тысячи рублей — штраф вырос с 800 до 5 тысяч рублей.
Самым популярным видом нарушения является неспешивание на «зебре». За это придется отдать тысячу рублей. Дешевле всего пока что обходится нарушение правил парковки. Цена вопроса — 500 рублей.
Если по вине пользователя кикшеринга произойдет ЧП, повлекшее причинение вреда третьим лицам или повреждение их имущества, то помимо блокировки аккаунта нарушителю предстоит выплатить штраф в размере от 30 тысяч до 100 тысяч рублей.
Дороже всего обходится пользователям прокатных электросамокатов езда в состоянии алкогольного или наркотического опьянения: штраф 100 тысяч рублей и блокировка аккаунта.
Что по безопасности?
В Санкт-Петербурге, несмотря на совместную работу кикшерингов и властей, не утихают дебаты о безопасности электросамокатов для участников дорожного движения. К дискуссии присоединился доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили» МАДИ Виталий Гаевский, который назвал электросамокаты самым безопасным видом транспорта.
По мнению Виталия Гаевского, обществу стоит разграничить понятия СИМ и электровелосипедов, на которых ездят курьеры. Последние по своей сути являются мопедами, однако доставщики гоняют по пешеходным зонам.
Эксперт считает, что сам термин «СИМ», введенный в марте 2023 года, является некорректным, так как к средствам индивидуальной мобильности начали причислять мопеды, мотоциклы и даже одноместные автомобили. Например, электровелосипеды у курьеров весят больше 50 кг и развивают скорость до 50 км/ч. Для их использования требуется наличие водительских прав категории А, но доставщики все равно мчат с продуктами по тротуарам, хотя должны ездить по дорогам общего пользования.
У электросамокатов и моноколес совсем иные характеристики. Например, вес не больше 35 кг, а разгоняться можно только до 25 км/ч. Скорость и вес в первую очередь сказываются на последствиях ДТП. В связи с этим электросамокаты, будучи довольно легкими, являются самым безопасным видом транспорта. Ситуацию подтверждает и статистика: с января 2024 года в Петербурге под колесами машин погибло 28 человек, в результате столкновения с СИМ жертв, к счастью, нет. При этом город на Неве не попал в топ‑3 регионов по уровню аварийности с участием СИМ. По данным Научного центра БДД МВД России, за полгода в Петербурге произошло всего 86 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, тогда как в Москве (за тот же период) — 658, в Нижегородской области — 127, а в Красноярском крае — 118.