Первым делом эксперт решил поговорить о демонизации людьми любых технологических изобретений. Он напомнил, что многие вещи, которые ранее воспринимались в штыки, сегодня используются повсеместно. Вот лишь некоторые из них: вакцины, железная дорога, автомобиль, электричество, лампочка, микроволновка, компьютер, интернет.
«Сегодня есть достаточно много вещей, которые точно так же вызывают серьезный резонанс в обществе: искусственный интеллект, автономный транспорт, технология 5G, генетическая инженерия, криптовалюта, децентрализованные технологии, соцсети, ивелталы (летающие машины), сбор биометрических данных, атомная энергия», — перечислил Сергей Лаврентьев.
В будущем, по мнению эксперта, общество будет устраивать дебаты и демонизировать технологии, которые сейчас разрабатываются, но пока не внедрены: передовые технологии наблюдения, нейронный интерфейс, квантовые вычисления, виртуальная дополненная реальность, передовая робототехника и синтетическая биология.
Между тем история показывает, что большинство технических изобретений так или иначе становятся частью жизни общества.
А плюсов больше
В то же время уже сейчас можно оценить преимущества существующих, внедренных технологий. У электросамокатов их несколько.
► Экологические преимущества. Это снижение выбросов в атмосферу и уровня загрязнения воздуха, уменьшение пробок и шума.
► Экономические преимущества. Использовать электросамокат дешевле и доступнее, чем автомобиль. Развитие кикшеринговых компаний — это создание новых рабочих мест. Только компания Whoosh уже трудоустроила пять тысяч человек. Использование арендных самокатов положительно сказывается и на туриндустрии: турист может успеть посетить больше мест.
► Социальная инклюзия. Электросамокаты доступны большинству горожан.
► Технологическая интеграция. Программы кикшеринговых сервисов совместимы с системой «Умный город». Например, в Москве тот же Whoosh предоставляет данные о трафике для того, чтобы их использовали при городском планировании.
Давайте говорить о Солнце
Выступая перед участниками и слушателями дискуссии, Сергей Лаврентьев напомнил, что кикшеринговые компании сами, не дожидаясь указаний, просьб и подсказок, начали регулировать правила использования электросамокатов: ограничили максимальную скорость и ввели виртуальные парковки. Уже потом появилось скоростное зонирование, соглашения с городскими властями, поправки в ПДД и в конце концов дорожная карта, созданная Правительством России.
Неожиданно для слушателей эксперт заговорил про… астрономию. А точнее, про второй спутник Марса — Деймос. Оказывается, специалисты Whoosh проанализировали все нарушения, совершенные в России водителями электросамокатов. Соотношение хулиганов к примерным пользователям получилось таким же, как если бы сравнивали крохотный Деймос и Солнце. А ведь в стране в прошлом году было совершено четверть миллиарда поездок!
«В обществе часто рассказывают про Деймос, но забывают о Солнце. Давайте говорить о нем. Ведь Солнце — это россияне, которые пользуются шеринговыми самокатами, не нарушая правил», — призвал Сергей Лаврентьев.
Помогут не нарушать
К слову, в кикшеринговых компаниях постоянно работают над тем, чтобы количество совершаемых нарушений снижалось. В Whoosh, например, уже разработали двухлетнюю дорожную карту. Пользователей шеринговых электросамокатов ждет немало нововведений:
► Технология «Антитандем». Сегодня она работает небезупречно, а в Петербурге так вообще пока в тестовом режиме. Однако технология будет доработана.
► Запрет на езду детям. Сейчас в компании работают над усложнением авторизации, чтобы отсечь от управления СИМ несовершеннолетних.
► Контроль за дорогой. Самокаты научатся самостоятельно снижать скорость на плохом дорожном покрытии, перед «лежачими полицейскими» и так далее.
► Индекс водителя. Будет введен рейтинг пользователя.
► Тест на трезвость. В компании уже разрабатывают технологию, которая позволит определять когнитивные способности пользователя: если потенциальный арендатор не сможет пройти тест, в поездке будет отказано.
Как рассказал «МК в Питере» пресс-секретарь Whoosh Денис Балакирев, статистика компании показывает, что количество инцидентов уже снижается.
«Этому способствует законодательная и технологическая работа, которая снижает негативный процент. Нельзя исключать и просветительский аспект нашей деятельности», — отметил специалист.
Неоценима и помощь петербуржцев: они могут сообщать о нарушениях с помощью телеграм-бота @samokat_ru_bot, фиксируя адрес и время происшествия.
К слову, та же статистика показывает, что количество поездок на электросамокатах неуклонно растет, а их продолжительность снижается. Сегодня жители города едут на шеринговом СИМ в среднем 10 минут 22 секунды. А значит, электросамокаты все чаще используются как транспорт последней мили, а не средство развлечения.