Засилье личного автотранспорта в крупных городах стало поводом для выпуска министерством транспорта РФ (Минтранс) комплекса рекомендаций муниципалитетам по организации паркингов и сдерживанию автомобилизации.
Местным властям предложили сокращать места для парковки автомобилей на улично-дорожной сети и внутриквартальных территориях. Плату за парковку, следует из документа, нужно вводить тогда, когда транспортными средствами занимается более 85 % от имеющихся мест.
Минтранс рекомендует регионам внедрять автостоянки, гаражи и внеуличные парковки для удовлетворения спроса населения на длительную парковку (более суток). При этом места на улично-дорожной сети и внутриквартальных территориях нужно сокращать.
По рекомендациям Министерства по транспорту, местные власти должны разработать систему «мотиваций» для автовладельцев, чтобы они оставляли личный транспорт на перехватывающих парковках и продолжали свой маршрут на общественном транспорте.
Так, скорость наземного общественного транспорта должна быть выше, а интервалы в движении – меньше, чтобы передвижение на общественном транспорте занимало меньше времени, чем на автомобиле. При этом регулирование стоимости проездных билетов и парковки должно привести к тому, что пользование наземным транспортом для водителя будет еще и дешевле.
«К сожалению, нужно признать, что ситуация, когда можно хранить бесплатно машину рядом с домом, не является нормальной, это означает, что ограниченная часть людей пользуются этим, а остальные страдают. Поэтому упорядочение и повсеместный контроль парковки — это неизбежная мера, а хранение автомобиля становится всё более затратным по мере увеличения количества автомобилей», — заявил для «Делового Петербурга» ведущий транспортный инженер бюро транспортного планирования Ots Lab Дмитрий Баранов.
Эксперт обратил внимание на зарубежный опыт. По мере роста автомобилизации населения ужесточаются и требования к автолюбителям. В Европе можно парковать автомобиль только на обозначенных местах. Каждое парковочное место либо принадлежит кому-то, либо является платным и ограничено по времени.
«В некоторых азиатских городах не допускается владеть автомобилем, если не приобретено парковочное место. При этом не каждая недвижимость обеспечивается парковочными местами. Люди выбирают между более дешёвым жильём без парковок или более дорогим с парковками», — рассказал Баранов.
При этом люди вынуждены выбирать между дешевой недвижимостью без парковки и дорогой, но обеспеченной парковочными местами. Но даже во втором случае парковка не будет под окнами, до нее придется идти.
Исключением являются только частные дома, в которых есть гараж или собственная территория. Однако они стоят намного дороже и находятся на окраинах далеко от центра городов.
«То, что сейчас хотят внедрять в нашем городе, — лишь первый шаг к постепенному упорядочению парковочного пространства. Понятно, что меры не популярные, но это неизбежно», — уверен эксперт.
В Петербурге уже несколько лет реализуется проект организации единого парковочного пространства в центральных районах города, где загрузка улично-дорожной сети стабильно выше порога в 85 %, о которых говорит Минтранс. Только 1 ноября зона платной парковки была расширена на Адмиралтейский район, а эффект упорядоченной парковки, по сообщению ГКУ «Городской центр управления парковками», уже весьма впечатляющий. Почти в три раза увеличилась оборачиваемость парковочных мест, на 20 % снизилось количество нарушений правил парковки, на 25 % снизилось количество ДТП, на 15 % уменьшилось количество прибывающего в центр из других районов личного транспорта, в два раза сократилось время прибытия экстренных служб, и на 20 % увеличилась скорость общественного транспорта из-за освободившихся от припаркованных автомобилей полос.
Для удобства автовладельцев в Петербурге создана сеть перехватывающих парковок, пользование которыми бесплатно при условии, что дальнейший путь будет продолжен на общественном транспорте. Также для удобства граждан Комитет по транспорту ввел пересадочный тариф «60 минут», который действует на наземном общественном транспорте для всех владельцев единого электронного билета «Подорожник». Первая пересадка стоит 10 рублей, а все последующие в течение часа — бесплатны. Пересадочный тариф «60 минут» работает с апреля, но уже помог сэкономить владельцам «Подорожников» свыше миллиарда рублей.