Система городского транспорта в Петербурге кардинально изменилась весной 2022 года — в городе стартовала новая модель транспортного обслуживания (НМТО). Поменялся подвижной состав, убрали с дорог коммерческие маршрутки, ввели пересадочные тарифы — все это лишь малая часть той работы, которую начал и продолжает делать комитет по транспорту. Одна из ключевых целей НМТО — повышение безопасности пассажиров. «МК в Питере» решил разобраться, как готовят водителей для перевозки петербуржцев, как проходит переподготовка и какие технологии для этого используют – и подготовить серию материалов по этой теме.
Первое, что проверяют у соискателя на место водителя автобуса во время собеседования — это наличие водительских прав с категорией Д. Как рассказали в АО «Третий Парк», документы тщательно проверяются на подлинность. В соответствии с действующим федеральным законодательством работать на транспорте в России могут не только водители с российскими правами, но и обладатели киргизских, белорусских и казахских удостоверений. Остальным иностранцам придется сперва пройти обучение заново и получить документ российского образца.
Далее у потенциального кандидата на место проверяют опыт работы водителем автобуса — он должен быть не менее двух лет. Подтверждается он записью в трудовой книжке. Если такового нет, ему предстоит показать навыки вождения после сдачи теории на экзамене.
На третьем этапе водителя проверяют по базе ГИБДД на предмет нарушений ПДД. Тех, кто успел отличиться серьезными проколами — выездом на встречную полосу, пьяным вождением, превышением скорости — на работу не берут.
После этого прошедших проверку отправляют на сдачу теории ПДД — это 20 вопросов, на ответы дается 20 минут. Для тех, кто не смог подтвердить стаж, еще предусмотрена сдача практической части экзамена. Испытания проводят на специально подготовленных площадках в образовательных центрах организации.
Только после этого все, кто справился с задачами, переходят к вводному инструктажу. В его ходе им разъясняют, как надо проходить медосмотр перед каждым рейсом, как поступать в случае ДТП, помогают совершенствовать профессиональные навыки и знакомят с системами, которыми оснащены городские автобусы.
Но и это не финальный этап проверки. Все водители проходят еще один — предрейсовый инструктаж. В него входит тренировка работы на газовом автобусе на VR-тренажере, обучение предрейсовому осмотру транспортного средства и тестирование на готовность к работе.
«Водитель, надев очки виртуальной реальности и взяв в руки джойстики, виртуально осваивает технические характеристики автобуса: знакомится с криобаком и моторным отсеком, запоминает, какие вентили должны быть закрыты, а какие открыты, какое давление должно быть на манометре, как необходимо менять положение вентилей в зависимости от времени года и так далее», — описали курс на VR-тренажере в АО «Третий Парк».
Затем все, кто прошел и этот этап, получают лист испытания и идут на стажировку. Каждый водитель получает по наставнику — тот знакомит его со всеми деталями маршрута, с конкретной машиной, еще раз проверяет знание плана осмотра автобуса. После этого они вместе приступают к непосредственной отработке вождения — сначала пустого транспорта, а потом с пассажирами.
Отдельное внимание в ходе стажировки уделяется подъезду к остановкам, а также помощи, которую оказывают при посадке и высадке маломобильным горожанам. Последняя задача теперь гораздо легче, поскольку все новые автобусы в Петербурге — низкопольные, они оборудованы так, чтобы минимизировать дискомфорт для петербуржцев с ограниченными возможностями здоровья.
Длится такая стажировка 240 часов. Только после этого прошедший все этапы претендент на должность водителя принимается в штат и выходит на маршрут.
Новые автобусы, которые получил Петербург со стартом НМТО, оборудованы не только с учетом особенностей перевозки маломобильных пассажиров, но и рядом других систем — кондиционирования, автоматического контроля за дорогой, а также удобными средствами информирования об остановках. Убедиться в преимуществах новых автобусов спешат не только рядовые горожане, но и знаменитости. Ранее «МК в Питере» рассказывал, как петербургский блогер-отец поделился опытом поездки с детской коляской на новых автобусах.