В Петербурге обсудили проблемы и перспективы индустрии моды

В Петербурге обсудили проблемы и перспективы индустрии моды
Мероприятие собрало больше 120 участников и вызвало большой интерес аудитории в онлайне Фото: Виталий Гетьман

Фешен-отрасль сегодня нуждается в предложениях реальных шагов и действенных механизмов по выстраиванию отечественной «модной» экосистемы. Они должны гарантировать безболезненный переход к независимости от крупных игроков рынка в условиях импортозамещения. Об этом и многом другом говорили участники круглого стола «Новые реалии модной индустрии», который прошел 13 октября в легендарном Доме Мод по инициативе агентства fashion-маркетинга DressCode Agent.

Здание, располагающееся в самом сердце Петербурга, на Петроградской стороне, — памятник советского модернизма, построенный в 1968 году по проекту архитектора Евгения Левинсона. Более полувека назад там «обшивали» ленинградскую модную публику. Художники-модельеры на основе собственных идей и доходивших зарубежных веяний готовили эскизы, конструкторы разрабатывали лекала, а закройщики и мастера экспериментального цеха создавали коллекции. Былую известность можно возродить, считают спикеры. Работа уже начата.

«Мы своей задачей видим построить городское пространство, где будут находиться коллекции лучших российских дизайнеров. Занимаемся этим более двух лет, и нам уже многое удалось. В настоящий момент собрали свыше ста брендов, каждым из которых гордимся, поскольку ведем очень тщательный отбор», — рассказал управляющий партнер Дома Мод Олег Олейников.

Мероприятие собрало больше 120 участников и вызвало большой интерес аудитории в онлайне. По данным Центра развития и поддержки предпринимательства, чьими усилиями была организована прямая трансляция, охват в социальных сетях «Одноклассники» и «ВКонтакте» составил около 54 тысяч человек.

С видеообращения и поздравления участникам круглого стола от члена Совета Федерации Федерального собрания РФ О. Ф. Ковитиди начала свое выступление президент Ассоциации развития и поддержки национальных бизнес-проектов Элина Самарина, которая также особо подчеркнула: «Ассоциация готова всесторонне поддерживать уникальные проекты, которые могут и должны стать достоянием России. Сейчас выделяется много средств на массмаркет, что, безусловно, правильно. Но наша идея заключается еще и в том, чтобы поднимать премиальный сегмент. Это продемонстрирует миру величие нашей державы, где образованность, просвещенность, эстетика и мастерство всегда были на высоте».

Большой блок круглого стола был посвящен государственной поддержке. Активно содействует развитию локальных брендов городское правительство. Председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле К. А. Соловейчик рассказал, что после оценки рисков, которые возникли в связи с уходом международных брендов, и с учетом огромного потенциала дизайнеров нашего города было принято решение о запуске пилотного проекта «Петербургский дизайн», основные цели которого — поддержать индустрию моды в СПб и научить торговые центры работать по новой модели: не как с арендаторами, а как с резидентами. «В мае этого года мы впервые собрали представителей торговых центров и дизайнеров, чтобы обсудить с ними наши мысли по господдержке. И за четыре с небольшим месяца с нуля запустили проект. Мы отобрали три площадки, оплачиваем все расходы от клининга до кассового обслуживания для тех дизайнеров, которые заявились к участию. С начала октября первые сто брендов уже начали работать. Проект будет масштабироваться и развиваться как экосистемный. По работе с бизнесом мы практически полностью перешли в цифровой формат: на сайте ЦРПП у каждого участника есть свои личные кабинеты». Большое внимание комитет уделяет поддержке экспортной деятельности, а также образовательным и кадровым вопросам. К. А. Соловейчик подчеркнул, что в доступе внушительная медиатека по обучающим курсам для бизнеса, готовятся программы акселерации, работает колледж моды. «Нам необходимо взаимодействовать с крупными игроками рынка, чтобы не конкурировать, а совместно создавать платформенные решения на разных уровнях отрасли», — подчеркнул председатель комитета.

Подробно о возможностях грантового финансирования индустрии рассказал руководитель департамента контента аналитики Президентского фонда культурных инициатив Евгений Кульков, отметив, что сейчас идет активная подготовка к Первому конкурсу 2023 года. Заявочная кампания стартует 20 октября и продлится до 17 ноября. Спикер разъяснил порядок возможного получения финансирования, критерии оценки проектов, представил статистику побед победителей, из которой стало понятно, что победить в конкурсе можно не единожды: по итогам шести проведенных с момента основания Президентского фонда культурных инициатив конкурса две организации выигрывали четыре раза, 20 организаций три раза и 358 дважды получали гранты. Евгений Кульков также привел примеры проектов из сферы модной индустрии, которые уже получили государственную поддержку в виде грантов, и выразил надежду, что после проведения круглого стола таких проектов станет больше.

Среди спикеров присутствовали победители грантовых конкурсов Президентского фонда культурных инициатив Ольга Бояринова, создатель бренда BOYARI, представляющего одежду из так называемой яблочной кожи, которую эксперты уже признали самой безвредной в производстве и одновременно самой качественной искусственной кожей. А также Антон Алфер — председатель бизнес-кластера РАЭК FASHION TECH и комитета по цифровым технологиям СОЮЗЛЕГПРОМА, руководитель группы компаний «Модная сеть» и проекта FASHION LEADERS. Антон Алфер представил проект уникальной цифровой платформы: «У нас была цель собрать в одной цифровой среде специалистов индустрии моды, создать для них специальную платформу. Fashion ID запустилась в прошлом году. Проанализировав рынок, мы поняли, что в фешен-сегменте происходит огромное количество конкурсов, качество технической реализации которых оставляет желать лучшего. Фактически мы создали сервис, который позволяет за очень короткий срок запустить конкурсную механику. Это было выделено в отдельный сервис «конкурс.рф».

«Благодаря этому проекту мы научились «склеивать» разрозненные части одного сообщества в одну цифровую ткань, таким образом консолидируя индустрию. К тому же благодаря присвоенному Fashion ID за участником остается цифровой след, что в нынешних условиях диджитализации рынка, безусловно, немаловажный фактор», — рассказал слушателям Антон Алфер.

Круглый стол «Новые реалии модной индустрии» прошел 13 октября в Доме Мод

Круглый стол «Новые реалии модной индустрии» прошел 13 октября в Доме Мод

Смотрите фотогалерею по теме

Большой интерес вызвало выступление гостя из Москвы Михаила Коловангина — ведущего байера Mercury Group (ЦУМ, ДЛТ), куратора курса по баингу в центре «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» в Высшей школе экономики. Наши критерии отбора, говорит он, сегодня стали жестче, ведь потребность удовлетворить спрос покупателей, привыкших к определенным, но, к сожалению, ушедшим маркам, никуда не делся. Кроме того, сложно найти бренды с разной ценовой политикой. Эксперт обозначил немаловажные проблемные точки отрасли: отсутствие принтов, скудная фурнитура, недостаток качественных отечественных материалов, нехватка насмотренности у дизайнера и в связи с этим отсутствие философии модного дома. «Нужно качественно и глубоко работать над маркетингом, логистикой, производством — всеми составляющими процесса создания и продажи бренда. Работы много, мы ее не боимся, поэтому будем стараться и обязательно помогать друг другу».

На философию, необходимость проектного подхода и работы над концепцией акцентировала в своем выступлении руководитель фестиваля «Искусство в моде». «Современные тенденции таковы, что рядом с традициями портновского мастерства на пьедестал уверенно встает свобода искусства и таланта художника. Сегодня именно концепция и творческий замысел задают тон. Нет сомнений, что русская культура, русское искусство и мировой художественный опыт всегда служат точкой опоры и стимулом в творчестве, наверное, каждого отечественного дизайнера. А в свою очередь потребитель, который делает выбор в пользу того или иного концептуального бренда, именно таким образом становится носителем и транслятором культурного кода, национальной идеи». Эти глубокие настоящие фундаментальные взаимосвязи и есть, на взгляд организаторов фестиваля, та движущая сила, которая должна лежать в основе развития бренда.

Кадровый вопрос, как один из ключевых, поднимался практически в каждом выступлении. Как справедливо отметил Михаил Коловангин, «кадры — это настоящее народное достояние, сильнейший экономический фактор». Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна, ведущий специализированный вуз СПб, представила Александра Малахова — директор по развитию первой в России магистерской программы по направлению Fashion Tech — цифровая мода, руководитель отдела мероприятий и PR-кластера «СмартДизайн» СПбГУПТД. Александра рассказала о работе лаборатории виртуальной моды и цифрового дизайна СПбГУПТД — образовательном проекте и платформе для создания инновационных решений для индустрии моды и дизайна. Студенты и резиденты лаборатории создают виртуальные коллекции одежды, разрабатывают мультимедийный контент, оцифровывают модные новинки дизайнеров и даже работают с музейными экспонатами. «Студенты могут стать резидентами кластера «СмартДизайн», в него входит «Точка кипения — ПромТехДизайн», лаборатория. Также недавно мы открыли пространство современного дизайна «Координата» на Вознесенском пр., 44-46. Эти три пространства дают возможность учащимся реализовывать свои идеи во всех сферах дизайна. У нас в наличии большой ростовой 3D-сканер, который позволяет оцифровать человека в полный рост, благодаря чему мы можем создавать модели и эскизы. Студенты непосредственно взаимодействуют с крупными петербургскими и российскими компаниями», — отметила спикер и продемонстрировала видеоролики с диджитал-показа части коллекции спортивной одежды для ФК «Зенит», созданной студентами СПбГУПТД, которая уже этой осенью поступит во все флагманские магазины футбольного клуба.

После выступления спикеры круглого стола ответили на вопросы из зала, выслушали мнения и предложения от представителей отрасли. Оживленная дискуссия и интерес к событию лишний раз подтверждает то, что представителям данного сегмента, находящимся в сложнейших условиях переформатирования отрасли, как никогда актуальны прямой диалог с целевой аудиторией, грамотное информирование, широкое освещение проблематики и компетентное взаимодействие с заинтересованными участниками рынка.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру