Город-намыв: как советские планы по развитию Петербурга превратились в нереализованные мегапроекты

Город-намыв: как советские планы по развитию Петербурга превратились в нереализованные мегапроекты
морской фасад в василеостровском районе фото: baltfoto/андрей пронин

«МК в Питере» продолжает серию публикаций о развитии Петербурга как города-намыва. Рассказываем, что могло бы появиться на намывных территориях Петербурга за прошедшие 20 лет, но так и не было построено.

В прошлых публикациях «МК в Питере» рассказывал, как высокую планку на столетия вперед задал Петр I, как развивали город в советские годы и какие примеры создания намывов есть в других странах мира. 

В первые годы после краха СССР речи о реализации прежних задумок, не говоря уж о новых проектах, по понятным причинам не было. Потом начались тучные нулевые.

«Окно в Европу»

В 2004 году губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко поручила разработать грандиозный проект Морского пассажирского терминала — нынешнего «Морского фасада».

В закрытом конкурсе от комитета по градостроительству и архитектуре участвовали три проекта: «Окно в Европу» от московской архитектурной студии «Резерв», который в декабре 2004-го был признан победителем, а также эскизы от петербургских команд — студии «М-4» и бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры».

Терминал морского вокзала в виде вытянутой на полкилометра в ширину прямоугольной оконной 85-метровой рамы в виде буквы «П» планировали построить на намыве, продлившем Васильевский остров к западу.

фото: baltfoto/андрей пронин

Проект должен был стать символом всего «Морского фасада», но через год от идеи решили отказаться.

Как заявил в октябре 2005 года Шавкат Кары-Ниязов, президент УК «Морской фасад», проект-победитель не будет реализован по причине функционального неудобства для пассажиров.

«Деловой остров» с 200-метровыми небоскребами

Вторым грандиозным проектом по созданию «морских ворот» Петербурга стал остров с двумя 200-метровыми небоскребами, вокруг которых планировалось сформировать деловой центр города. Идею предполагалось осуществить к 2015 году совместно со строительством четырех мостов для связи «новой земли» с Васильевским островом.

Проект планировки территории разработала британско-американская компания Gensler, а адаптировала к российским градостроительным нормам и требованиям команда НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга.

В итоге амбициозная концепция не дошла до реализации и в западной части Васильевского острова место деловой застройки заняли жилые кварталы комфорт-класса.

Остров островов у Лахты

В 2021 году на ПМЭФ компания «Мегалайн» совместно с «Зингер Девелопмент» представила концепцию создания намывных территорий в Финском заливе — «Залив островов».

Компании планировали построить мини-мегаполис площадью 200 га с автономной инфраструктурой и комплексной застройкой в пяти километрах от башни «Газпрома».

Добираться на побережье Лахты жители острова по проекту должны были на водном такси или метро. Планировалось также переместить все автомобильное движение под землю с помощью тоннелей, чтобы сделать территорию свободной от машин.

фото: nasa

Развитая сеть дорог «Залива островов» должна по концепции принадлежать исключительно электротранспорту. Ближе к центральной бухте должен был вырасти 250-метровый небоскреб — «главная обзорная точка, привлекающая туристов».

Сегодня проект «Залив островов» пока еще остается на стадии концепта.

«Новый берег» (Сестрорецкий намыв)

Строительство ещё одного мини-города «Новый берег», более известного как Сестрорецкий намыв, планировалось на намывных территориях в Финском заливе с начала 2000-х.

История проекта берет начало в 2009 году, когда решением федерального и регионального правительства территория под Сестрорецком была включена в состав Петербурга.

Конкурс на право комплексного освоения территорий выиграла компания ООО «Северо-Запад Инвест», которая после формирования двух островов, разделенных протокой, должна была построить в Тарховской бухте кварталы жилой и общественно-деловой застройки.

Освоить предполагалось участок площадью 510 га, из них около 130 га отдавалось под создание рекреационных зон, включая внутриквартальное озеленение.

По проекту общая площадь жилой застройки на двух островах составляла 2 млн. кв. метров, площадь объектов коммерческого и социального назначения – около 1 млн. кв.м.

Количество будущих жителей – 60 000 человек. Объем инвестиций – более 250 млрд рублей.

В северной части «Нового берега» должна была появиться яхтенная марина. Также проект предусматривал обустройство нескольких городских пляжей общей протяженностью 5 км.

фото: baltfoto/ольга андросова

Что касается развития социальной инфраструктуры, то проектом предусматривалось строительство 18 детских садов, 10 школ, 5 спортивных залов, дворовых и детских площадок, поликлиник, дома правосудия и пр.

В 2012 году реализация проекта споткнулась о смену губернатора в Петербурге. По распоряжению городского правительства при Валентине Матвиенко все обязательства по созданию инфраструктуры для намыва на себя брал город. После прихода на должность губернатора Петербурга Георгия Полтавченко это распоряжение было отменено. Переговоры инвестора с городскими властями о перераспределении обязательств продолжались более двух лет.

В 2015 году правительство Петербурга согласовало проект планировки намывной территории, без которого инвестор не мог начать проводить работы по намыву. Весной того же года инвестору продлили сроки строительства инфраструктуры до 2028 года.

«Северный парус» Кронштадта

Ещё один намыв «Северный парус» власти Петербурга планировали создать в акватории Финского залива с внутренней стороны Комплекса защитных сооружений севернее острова Котлин.

По проекту развития Кронштадта на 2016-2020 годы, которая входит в программу «Экономического и социального развития территорий Санкт-Петербурга», предполагалось формирование земельного участка площадью более 200 гектаров для жилой малоэтажной застройки.

фото: baltfoto/ольга андросова

Помимо жилой застройки на этой территории хотели разместить также объекты общественно-делового назначения, сферы социального и культурно-бытового обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры.

В настоящее время этой территории присвоено название «Северный парус» (Кронштадт). Проект не реализован.

Как сообщается на сайте городской администрации Петербурга, в первоочередных планах по Кронштадту – строительство семи объектов улично-дорожной сети. Их планируют ввести в эксплуатацию к 2025 году.

В следующей публикации «МК в Питере» расскажет, как на самом деле начали создавать и развивать существующий сегодня южный намыв.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру