«МК в Питере» продолжает серию публикаций о развитии Петербурга как города-намыва. В этот раз мы рассказываем, как заложенные Петром I традиции по созданию новых земель получили свое продолжение в советские годы в Ленинграде.
Как писал «МК в Питере» в первой публикации серии, в Российской империи была намыта едва ли не половина нынешней территории города. Еще до начала Великой Отечественной войны в 1936 году в Ленинграде был разработан генеральный план города, намечавший освоение приморских территорий преимущественно под парки.
Однако после войны в новом генплане 1948 года решение было пересмотрено и большую часть территорий у Финского залива решили отдать под жилую застройку. Васильевский остров стал одним из самых перспективных районов для будущих новостроек.
На месте более ста тысяч квадратных метров жилого фонда, разрушенного в годы войны, в Гавани выросли целые кварталы. В конце 1940-х — начале 1950-х годов реконструировался Большой проспект, а свободные участки застраивались 5–7-этажными домами. На Опочининой улице и засыпанном Шкиперском протоке разбили сады, на многих линиях появились бульвары.
В 1966 году был утвержден новый генеральный план развития Ленинграда, по которому на северо-западной оконечности Васильевского острова планировался выход жилых районов города к заливу.
Путем намыва грунта были защищены уязвимые для затопления территории, засыпан проток между островом Декабристов и островом Вольным. В рамках нового генплана была также реализована идея Петра о большом канале на Васильевском острове. Идею видоизменили и вместо создания канала на Большом проспекте спрямили русло реки Смоленки с Новосмоленской набережной.
Новая территория для застройки выдвинулась в залив на сотни метров, в итоге получилось почти 350 гектаров полезной площади. Там были построены новые кварталы, продлена на остров Декабристов Наличная улица, проложена улица Кораблестроителей, Морская набережная и другие. Появилась станция метро «Приморская».
С 1960-х годов земли начинают намывать и в других районах города. Нынешние кварталы у станции метро "Беговая" и весь парк 300-летия построены на намывной территории. До создания парка на его месте был пляж. В 1995 году появился закладной камень, а в 2003 году территорию полностью благоустроили.
Однако самым крупным для города проектом по образованию и комплексному развитию территории стал «Морской фасад» на Васильевском острове. Его общая площадь составляет 476 га. Помимо строительства жилой и коммерческой недвижимости проект включал в себя создание морского пассажирского порта — нынешнего «Пассажирского порта Санкт-Петербурга».
Возможно, узнав, сколько территории современного Петербурга намыли в царские годы, достижения советских лет не кажутся столь впечатляющими. И все равно можно почувствовать легкий диссонанс, когда гуляешь в районе станции метро «Приморская» и понимаешь, что совсем недавно здесь был Финский залив.
В следующей публикации «МК в Питере» расскажет, как задумки советских градостроителей пытались реализовать в начале 2000-х годов и как намывают новые земли в других странах мира.