Исторически так было принято и в нашей культуре. Но похоже, что маятник общественного мнения по этому поводу качается (хоть и не сильно) то в одну, то в другую сторону. Поскольку ЗАГСы статистику о том, сколько замужних женщин не смогли за последнее время расстаться с девичьей фамилией, не ведут (как объяснили в Смольном, это не считается демографически важным показателем), «МК в Питере» обратился к данным независимых аналитиков, а также самостоятельно опросил читателей и экспертов.
Борьба точек зрения
В далеком уже 2003 году 41% россиян полагал, что, выходя замуж, женщина должна брать фамилию супруга, а 47% считали это необязательным. В 2008 году за то, чтобы раз и навсегда забыть о родной, девичьей фамилии, выступали уже 49% граждан, на противоположной точке зрения настаивали лишь 27%. В 2013 году соотношение одних к другим было 54% и 33% соответственно. Но к 2020 году картина, кажется, резко поменялась и тех, кто выступал за всенепременную смену фамилии при вступлении в брак, оказалось 48%: любопытно то, что они практически сравнялись с теми, кто по-прежнему не видел в этом никакой нужды, — 44%. Это данные Фонда «Общественное мнение», созданного еще в 1991 году в структуре ВЦИОМ. Поэтому приведенные цифры, пожалуй, можно считать официальной статистикой.
А что петербуржцы?
Чтобы хотя бы примерно понять отношение петербуржцев к традиции смены фамилии при вступлении в брак, «МК в Питере» провел собственное исследование. Так, согласно опросу, опубликованному на сайте нашего издания, девичью фамилию, выйдя замуж, предпочли оставить треть (31,7%) респонденток. Противоположный выбор сделали 61,8%. А 6,5%, похоже, пошли на компромисс и взяли двойную фамилию, совместив свою и избранника. Кстати, за этот вариант, как в целом наиболее приемлемый, выступили 12,5% участников другого опроса «МК в Питере», опубликованного в социальных сетях. Также он показал, что 37,5% откликнувшихся категорически против смены фамилии при вступлении в брак, при этом для 50% данный вопрос для формирования семьи основополагающим не является.
Тем временем
По данным исследования, которое в 2015 году провело издание The New York Times, вступая в брак, фамилию мужа берут около 70% американок. Что касается британок, то такое же решение, по состоянию на 2016 год, приняли 90% из них.
Фамилия как бренд
Петербурженка Юлия Надежина пока не спешит отказываться от фамилии, имеющейся у нее в паспорте. Правда, не девичьей, а бывшего супруга. На эту фамилию при рождении записали и первого сына Юлии, появившегося на свет уже во втором, неофициальном, или, как иногда говорят, «гражданском», браке.
«В подобных случаях ребенку присваивается фамилия матери, если он рожден не в браке, или по личному заявлению отца выдается свидетельство об установлении отцовства и свидетельство о рождении, где уже у ребенка фамилия отца», — пояснила Юлия.
После того как влюбленные зарегистрировали свои отношения в ЗАГСе, второй малыш нашей собеседницы получил фамилию отца уже сразу при рождении. Однако сама она оставила прежнюю. Ее супруг Владислав Петров такое решение с трудом, но принял. Ведь нынешняя фамилия Юлии, какой бы она ни была, очень важна для ее бизнеса.
«Я не считаю традицию при вступлении в брак брать фамилию мужа важной, тем более для отношений между людьми, — сказал Владислав. — Но дети должны носить фамилию отца или матери, а не третьего человека».
Своя частная практика — это одна из причин, по которым не стала менять фамилию и психолог Ольга Архипова. Нашей собеседнице, которая также второй раз состоит в браке, по ее словам, удалось сохранить именно девичью. Причем против этого, утверждает женщина, не возражал ни один из ее супругов.
«У меня сформировалось профессиональное имя, и смена фамилии влечет за собой некоторые риски в профессиональной деятельности», — считает Ольга.
Брендом, причем достаточно серьезным и узнаваемым, девичья фамилия является и для серийного предпринимателя в области HoReCa и фудтеха (от англ. foodtech — производство, приготовление и доставка еды с использованием IT-решений, например мобильных приложений) Нины Макогон.
«Бывает, люди не знают мою компанию, но помнят фамилию, напоминающую название бабочки — махаон, и звонят именно мне», — рассказала она.
Решение пока не менять запись в паспорте по этой и другим причинам в случае Нины также было принято совместно с супругом. Однако бывает и по-другому. Выходя замуж на последнем курсе юридического вуза, Юлия Фаустова решила взять фамилию мужа. Этот выбор, судя по словам женщины, оказался не вполне удачным. Ведь он в некотором смысле не пошел на пользу работе.
Между тем Юлия является адвокатом по семейным спорам, профессиональным медиатором, членом Союза медиаторов Международной ассоциации русскоговорящих адвокатов и Международной ассоциации юристов и адвокатов. Ее юридический стаж — более 20 лет. Такой большой срок может говорить о том, что наша собеседница безумно любит то, чем она занимается, и не перестает в этом совершенствоваться.
«В результате есть проблемы с поиском меня одноклассниками и сокурсниками, по фамилии меня не узнают преподаватели вуза, что несколько тормозит развитие карьеры», — призналась она «МК в Питере».
Разумеется, этот пример — лишь частный случай и, конечно, не говорит о том, что фамилия мужа, взятая женщиной при вступлении в брак, непременно создаст ей проблемы. Тем не менее, добавила Юлия, любое решение, каким бы оно ни было, может иметь как плюсы, так и минусы.
Не звучит
Помимо карьеры у женщин, похоже, есть еще несколько поводов не следовать известной российской (да и зарубежной) культурной традиции. К таким, по мнению Ольги Архиповой, относится, например, утомительная волокита с разными документами. Также она пожелала, чтобы одна фамилия была и у нее, и у ее сыновей. Отказываться от девичьей, которая позднее была присвоена и детям, наша собеседница, напомним, не стала ни в одном из замужеств. К тому же она кажется ей красивее, чем у нынешнего мужа.
«У супруга сложная иностранная фамилия, состоящая из двух слов, одно из которых для русскоязычных неблагозвучно, — призналась Ольга Архипова. — Можно было бы взять ее целиком, или оставить свою, или соединить наши обе. Но второй вариант показался мне самым простым».
А вот Нина Макогон считает, что обычай брать в замужестве фамилию мужа устарел и давно себя изжил.
Безответственность и оскорбление
Другие наши собеседницы и собеседники с ней, пожалуй, поспорили бы. По мнению HR-менеджера финансовой группы «Столица» Анастасии Гайсиной, фамилия супруга — это что-то вроде брони.
«Я под защитой мужа и его семьи, — объясняет она. — А еще это знак того, что я с этим мужчиной. Смена фамилии — это ответственность для обоих».
Генеральный директор магазина детских товаров Whims Лидия Новикова призывает брачующихся чтить традиции. Смена фамилии, на ее взгляд, в конце концов говорит об уверенности людей, вступающих в брак, в своем выборе.
«Но большая часть молодежи, кажется, играет свадьбу ради забавы, не понимая всей ответственности, а через год или полтора разбегается», — сетует женщина, которая, впрочем, согласна с тем, что смене фамилии сопутствует возня с документами.
Индивидуальный предприниматель Светлана Косова напоминает о самом значении наречия «замужем», которое буквально трактуется как «быть за мужем и подчиняться определенной иерархии в семье».
«Женщина, оставляя девичью фамилию, не признает тем самым род своего мужчины, его величие, — говорит она. — В таких союзах, как правило, бывают трудности с появлением детей. В современном обществе это явно прослеживается».
Мужской точкой зрения по этому вопросу с «МК в Питере» поделился консультант по замужеству Игорь Будейкин, который считает, что смена фамилии — это прежде всего выражение преданности своему избраннику и новой семье: «Отказ женщины брать фамилию мужа может причинить страдания или даже оказаться оскорбительным, но мужчина в этом часто не признается».
Мнение юристов
Возможность сохранения супругами своих фамилий или получения ими общей в России гарантируется законом 1997 года «Об актах гражданского состояния», напоминает юрист Изабелла Атласкирова. Согласно этому документу, семья может носить фамилию как мужа, так и жены. Также не возбраняется иметь двойную.
Что касается последнего пункта, здесь, по словам Юлии Фаустовой, есть нюанс: «Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов уже является двойной. То есть тройной фамилия быть не может».
Законом не запрещено давать двойную фамилию и детям, добавляет юрист практики разрешения споров и эксперт по семейному праву «ССП-Консалт» Ольга Ковалевская. Однако сделать это можно лишь в том случае, если такую возьмет кто-нибудь из супругов.
Ольга также напоминает, что в случае, когда у мамы с папой разные фамилии, новорожденному при регистрации в органах ЗАГС присваивается та, которая устраивает обоих родителей, то есть либо отца, либо матери.
Вместо послесловия
Кажется, спорить о культурных традициях можно бесконечно. В итоге каждый все равно останется при своем мнении. И хорошо. В конце концов, российские законы позволяют гражданам выбирать любую фамилию и даже любое имя, причем без обоснования причин. И тут главное — будущим супругам договориться между собой. Тем более что, как мы уже выяснили, желание некоторых женщин сохранить девичью фамилию — это вовсе не каприз и не попытка уязвить мужское самолюбие, а осознанное решение, обусловленное рядом причин.