Только через ваш QR: «МК в Питере» проверил городские заведения на соблюдение новых правил работы

2 января 2022 года Петербург начал жить по новым антиковидным нормам.

Жители города разделились на тех, у кого есть QR-код, и тех, у кого квадратного штрих-кода нет. Первым доступно все, вторым — почти ничего: даже базовую потребность в приобретении одежды или обуви они удовлетворить не могут. Или могут?

2 января 2022 года Петербург начал жить по новым антиковидным нормам.
В каникулы QR-код спрашивали далеко не везде. Фото: «МК в Питере»

«МК в Питере» решил проверить, как соблюдают новые условия выживания городские коммерсанты и есть ли у горожан возможность попасть в непродовольственные магазины без личного QR-кода.

Ни кодов, ни масок

Журналист Наталья Морозова отправилась в рейд по торговым точкам в спальном районе города. Одно дело — центр, где всегда много посетителей и часты рейды, другое — окраина города. Так думала наш журналист и почти не ошиблась. Далее — ее рассказ.

…Я на свою голову решила погулять по магазинам через пару дней после Нового года. Первым проверке подвергся сетевой магазин «Фикс Прайс» (любит мой бескьюарный свекор крекеры диетические из этого маркета). На двери висит распечатанный на принтере лист, мол, магазин доступен только для обладателей QR-кода. Однако на входе его не запросили, да и о необходимости надеть маску не напомнили. Судя по кассирам и супервайзеру без СИЗ, к безмасочникам тут привыкли. С другой стороны, в магазине много товаров первой необходимости, так что QR вроде как необязателен.

Следующим на моем пути стал сетевой «Магнит Косметик». Тут меня уже на входе остановили вежливой просьбой показать QR-код. В помещении никого, кроме меня и продавцов. Пока рылась в телефоне (значок приложения «Госуслуги» затерялся среди десятков других ярлыков), в магазин успешно зашла дама с результатом ПЦР-теста. Видимо, отрицательным. В итоге в магазине оказались трое сотрудников и две посетительницы. К слову, здесь тоже не попросили надеть маску.

Поняв, что пока счет 1:1, решаюсь на поход в ТРЦ «Норд» около станции метро «Проспект Просвещения». Попасть в него можно через пять входов, также есть отдельные магазинчики в подвальных помещениях. Принимаю решение проверить все. Гулять так гулять. Мне резко понадобились молния, земля для рассады, календари и другие очень необходимые прямо сейчас товары.

Приходите просто посмотреть

Мультибрендовый магазин (читай: секонд-хенд) принимал всех желающих — ни код, ни справку не запросили. Магазин товаров для хобби «Леонардо» стойко держал оборону — на обоих входах сотрудницы: одна со смартфоном, другая с аппаратом, похожим на считыватель штрих-­кодов. Любопытствую, что же показывает программа-­сканер. Оказалось, ничего лишнего: фамилию, инициалы, дату рождения, несколько цифр номера паспорта и информацию о том, что код действителен. На двери цветочного магазина, имеющего отдельный вход с улицы, натыкаюсь на объявление «Вход только по QR».

Меня так и не попросили его показать. Видимо, продавцы решили: раз зашла, значит, код есть. В книжном «Буквоеде» спокойно обхожу стойки, листаю календари, трогаю товар, покупаю приглянувшееся, выхожу в ТЦ. Моим кодом так и не поинтересовались.

На очереди — магазин товаров для дома «Домовой». При входе большущий баннер, сообщающий, что обслуживают покупателей только с QR-кодом. Если честно, несмотря на большие размеры плаката, я вообще не обратила на него внимания. От слова совсем. Решила, что это очередная рекламная вывеска, и не вчитывалась. Как выяснилось позже, не только я прошла мимо. Перепланированный под известный шведский гипермаркет магазин не дал шанса быстро дойти до нужного отдела — пришлось пройти все. То есть я минут 20 гуляла вдоль прилавков, трогала товары, пересекалась с другими многочисленными посетителями, пока не добралась до касс. Тут и началось веселье.

«Деточка, нет у меня этого вашего куара. Я не буду вакцину колоть. Принципиально», — выговаривала кассиру небольшого роста старушка, держа в трясущихся руках два рулона обоев.

Обои, к слову, были красивые — акварельные цветы на бежевом фоне. «

Ну, может, справка о медотводе есть?» — вопрошала кассир, машинально поправляя табличку, гласящую, что покупатели без QR-кодов или справки со 2 января 2022 года не обслуживаются.

«Нету… Ну вот чуть-чуть обоев не хватило. Что же мне делать?» — чуть не плакала старушка.

Призванная на помощь администратор магазина — дама бальзаковского возраста с прической а-ля Тимошенко — была непреклонна. Нависнув над кассиршей, она задала риторический вопрос: «Ты хочешь 30 тысяч штрафа платить?» Подчиненная санкций не хотела.

«Женщина, вы придите с тем, у кого код есть», — посоветовала кассир покупательнице, отставляя рулоны.

«А давайте я их куплю», — предложила выход из ситуации я.

«Вы что, так нельзя!» — чуть ли не замахала на меня руками кассир и, кажется, мысленно перекрестилась.

На мой вопрос, в чем разница, куплю ли я эти рулоны сейчас или старушка придет потом, например, с привитым внуком, ответа у сотрудников магазина не нашлось. Бабушка, оставив товар на кассе, пошла к выходу. Казалось, что она стала еще меньше. Но в ­какой-то момент остановилась и вернулась к стойке информации — попросила книгу жалоб и предложений.

«Девушка, а что случилось, не пропускают без кода?» — позади меня стояла пожилая женщина в стареньком пальто.

На мой утвердительный кивок взмолилась: «А у вас есть? А можно я по вашему куплю?». В ее глазах блестели готовые пролиться слезы отчаяния и бессилия… Плакат с предупреждением я сфотографировала, уже выходя из магазина. Под участливый комментарий охранника: «С моего ракурса лучше видно». Честно, у меня даже возникла крамольная мысль — начать зарабатывать, покупая товары для непривитых. Их, к слову, немало: согласно официальной статистике, чуть меньше 20% жителей города, а это около миллиона человек.

Остальные магазины ТЦ, попасть в которые можно без QR-кода, не оставили столь ярких воспоминаний. Ну, разве что «Рив Гош». Молоденький секьюрити в костюме вежливо попросил показать код и завис, услышав вопрос-­уточнение: «Мой или от наушников?» Клянусь, я почти видела в его глазах кружок загрузки. Отвиснув, охранник вежливо посоветовал сделать скриншот кода, чтобы не открывать его каждый раз в мобильном приложении, а потом, глядя на надпись «QR-код вакцинированного или переболевшего COVID‑19», вслух ошибочно предположил, что я переболела. Чуть не оскорбилась.

QR-код ведет на страницу «Госуслуг».Фото: canva.com

А где вакцинировали наушники?

Журналист Алиса Иняхина устроила рейд по магазинам «Улыбка радуги». Заблаговременно сделала снимок QR-кода от наушников, дабы проверить внимательность сотрудников.

«В первом магазине меня уже на входе попросили показать код. Я растерялась, сказала “нет” и ушла, — рассказывает Алиса. — Во втором на входе никто ничего не спрашивал. Уже когда набирала товары, услышала объявление, что коды требуются. Для тех, кто не услышал, — а таких, уверена, масса, — на кассе висит огромное объявление. Передо мной девушка с кассиршей долго возились в попытке понять, как считывать код и чего не хватает для успеха операции.

Мой QR-код (от наушников) долго пытались просканировать, просили его уменьшить. Когда аппарат выдал долгожданный звук, напряглись мы обе — я от неожиданности, продавец от того, что выдал ее сканер. Она спросила, где я делала прививку».

Алиса признается: она решила не ломать дальше комедию и пошла на выход, бросив: «Ну, в другой раз». И услышала неожиданное: «А вы не в городе, может, вакцинировались?» Чем отличаются питерские и иногородние вакцины и коды, лично для нас загадка.

«Мое резюме: слишком хорошо подготовились. Одно непонятно — с какого перепуга магазин, в котором торгуют прокладками, туалетной бумагой и прочим, не признали точкой с товарами первой необходимости. Обидно», — подводит итог своему шопингу Алиса.

Другой наш корреспондент Дмитрий Южин, вооруженный (помимо настоящего) тем же кодом от наушников, 2 января беспрепятственно прошел не только в ТЦ «Лондон Молл» (центр входит в компанию Fort Group, управляемую миллиардером Максимом Левченко), но и в расположенный в нем кинотеатр «Формула кино».

Электронную маркировку попросили показать при входе в кинозал, но у сотрудника не оказалось необходимого для сканирования кодов оборудования, а мозг человека пока не научился считывать QR-коды. Кто в ответе за эту ситуацию, на каком этапе передачи информации от властей города до сотрудников объектов досуга произошел технический сбой, непонятно. Хотелось бы надеяться, что отсутствие оборудования, надлежащего контроля и ответственности не сыграет с Петербургом злую шутку. Но, судя по большим цифрам суточной заболеваемости, ситуация действительно остается напряженной.

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру