Панику в рядах петербургских родителей посеяли неизвестные авторы предупреждения о якобы готовящихся нападениях на школы. Тревога оказалась ложной, сообщения — фейками. Теперь Комитет по образованию ведет разъяснительную работу с учителями, а полиция ищет горе-шутников. «МК в Питере» поговорил с руководителем отдела исполнения «Юридического агентства Санкт-Петербурга» Ольгой Истоминой и узнал — как распознать информационную «утку», и что светит за ее распространение.
Главное правило, которое стоит помнить в век избытка информационного шума, просто — если есть сомнения, что сообщение достоверно, не пересылайте его никому, заявила юрист. Доверять можно только официальным источникам. Если же столкнулись с фейком, молчать не нужно — смело обращайтесь в правоохранительные органы, а также к владельцам ресурса, на котором он появился.
«В первую очередь, если человек встретил фейк на просторах интернета или в СМИ, то не нужно его пересылать другим людям. И, конечно, желательно обратится в правоохранительные органы — либо лично, либо через электронное обращение на сайте, и предоставить сотрудникам полиции распечатки фейков. Также необходимо направить обращение к администрации ресурса, на котором был обнаружен фейк, с целью блокировки аккаунта и ложной информации. И нужно помнить — если информация будет из официальных источников, ее явно не объявят в мессенджере», — обратила внимание Истомина.
Если ложная информация все-таки пошла по рукам, встает вопрос — знал ли отправитель, что она не соответствует действительности, или нет. По словам юриста, вероятность, что родителей петербургских школьников привлекут к ответственности, крайне мала — налицо, что люди действовали на эмоциях, а не из злого умысла.
«Ответственность за распространение фейков наступает, если человеку заведомо известно, что он распространяет ложную информацию. В случае, когда фейк пересылается из одного родительского чата в другой, может быть только косвенный умысел — например, человек подозревает, что это фейк, тем не менее пересылает», — пояснила собеседница издания.
А вот злоумышленникам и просто любителям глупых шуток следует помнить: наказать за фейк могут как по административной статье — 13.15 КоАП («Злоупотребление свободой массовой информации» — Прим. ред.), так и по уголовной — 207.1 УК РФ («Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан» — Прим. ред.).
«С последним как раз мы и сталкиваемся, когда появляется информация о лжеминированиях, фейковых расстрелах и так далее. В данном случае может идти речь об уголовном преследовании, в зависимости от того, какие ресурсы затрачены, чтобы усилить контроль и проверить информацию», — заключила Истомина.
Волнение родителей петербургских школьников понять легко — только в сентябре на всю страну прогремел очередной случай «Колумбайна», когда стрелок ворвался в университет в Перми и расстрелял шесть человек. Пострадали в результате нападения еще 28 присутствующих. Нынешние «доброжелатели», которых теперь ищет полиция, как раз предупредили о якобы готовящихся визитах десяти таких стрелков.
Верх невозмутимости и хладнокровия во время нападения в Перми показал один из преподавателей, не прекративший лекцию из-за стрельбы. Психиатр ранее в беседе с «МК в Питере» дал оценку действиям педагога.