Вандализм или модернизм: нужен ли Петербургу современный стрит-арт на стенах

Мнения художников разделились

Недавно Санкт-­Петербург получил еще один титул в придачу ко всем существующим. По итогам голосования за лучшие экскурсионные маршруты по стрит-арту (его провел один из сервисов бронирования жилья для отдыха) большинство респондентов (31%) выбрало именно культурную столицу. Решение вполне оправданное, ведь уличное искусство сейчас привлекает внимание туристов ничуть не хуже классических картин. Но в то же время не дает спокойно спать местным жителям и коммунальщикам. Так нужно ли Петербургу такое уличное искусство?

Мнения художников разделились

«МЫ ВАНДАЛЫ»

Создавать (и оперативно закрашивать) граффити в Петербурге любят и умеют. Достаточно вспомнить работы коллектива HoodGraff, создавших черно-­белые портреты Сергея Бодрова, Цоя, Горшка (лидер группы «Король и Шут» Михаил Горшенев) и многих других знаменитостей. Или совсем недавнюю работу — изображение Матильды Кшесинской на Лиговском проспекте, у которого нашлись как поклонники, так и критики. Однако если знать, какая история кроется за этими полотнами, становится видно, с какими проблемами сталкиваются уличные художники в городе. Работы, которые радуют глаз поклонников нарисованных героев, становятся жертвами коммунальщиков, а в сознании многих людей все, что рисуют на стенах, воспринимается как ­какое-то непотребство. Итак, давайте разбираться, почему город с лучшим стрит-­артом в стране постоянно с ним враждует.

Зачастую после появления новостей о создании в городе очередного стрит-арта петербуржцы уже ждут сообщения о том, что его закрасили коммунальные службы. Эта участь постигла, например, фотографические портреты Виктора Цоя и Юрия Шевчука, созданные командой HoodGraff (сейчас заменены новыми). Работы этого объединения каждый раз привлекают большое внимание в соцсетях. У художников команды немало поклонников, которые восхищаются каждой новой работой и с негодованием комментируют сообщения о том, что коммунальщики привели стену дома в надлежащее состояние — то есть сделали ее монохромной. Как правило, горчичного цвета. Понять сотрудников жилконтор можно, согласно действующим законам, черно-­белые портреты — не более чем вандализм, «осквернение зданий» и «порча чужого имущества».

«Стрит-арт и сейчас на юридическом уровне является вандализмом или как минимум мелким хулиганством. У нас нет ни одной согласованной работы, в юридическом смысле мы вандалы. Однако в Петербурге нет регламента для согласования. Формально он якобы есть, но он не работает. Отдельное спасибо за это КГА. Именно этот комитет выступает с принципиальной позицией против стрит-арта в городе. Я убежден, что стрит-арт — это движение, которое сдерживать уже не получится, мы уже слишком далеко впереди. Меня расстраивает, что мы тратим время на вой­ну, исход которой заведомо предопределен. К чему эти все запреты и сдерживания, мне непонятно. Мы сильно уступаем нашим коллегам в Европе, США, Бразилии и даже цивилизованной Азии», — поделился своим мнением с «МК в Питере» представитель команды HoodGraff, предпочитающий скрывать свое настоящее имя под ником Arty Boorj.

«СИЮМИНУТНОЕ ИСКУССТВО»

Признанные художники с мнением молодежи о ценности стрит-арта для вечности и искусства не согласны.

«Ценности в стрит-арте быть не может, поскольку это сиюминутное искусство. Краска очень быстро выцветает, сами стены, на которых эти «произведения» располагаются, ветшают и идут трещинами, да и наша погода не способствует долговечности. Да и темы обычно слишком специализированные, «вечностью» там и не пахнет…» — делится своим мнением с «МК в Питере» художник Андрей Шеркунов.

Он признает, что стрит-арт — явление неоднозначное.

«Сам по себе он не плох и не хорош, он просто есть, и с этим приходится считаться. Но за ним необходим постоянный контроль, если хотите, некий вид цензуры. Он вполне может оживить новостройки, он неплохо может смотреться на строительных заборах и промышленных зданиях, но он категорически противопоказан центру такого мегаполиса, каким является Петербург. К тому же весь центр нашего города (а не только так называемый золотой треугольник) охраняется ЮНЕСКО, а стало быть, и вмешательство посторонних стилей недопустимо. Ну, если мы хотим оставаться культурной столицей», — продолжает наш собеседник.

По мнению Андрея Шеркунова, можно попробовать легализовать стрит-арт, проводить конкурсы «на роспись ­какого-­нибудь завода» или выделить специальные стенки. Только, как уточняет художник, «­где-нибудь высоко в горах, но не в нашем районе».

Многие уличные работы просто непонятны горожанам.

НЕУДАЧНАЯ ПОПЫТКА ПРИМИРЕНИЯ

Отметим, что несколько лет назад власти города пытались упорядочить работу с уличными художниками. И если нынешние обитатели Смольного выделили создателям стрит-арта пару-тройку площадок в отдаленных или скрытых от туристов районах и местах, то их предшественники были щедрее. В сентябре 2014 года Смольный предложил уличным художникам 102 площадки для граффити. Правда, тоже не в центральных районах, а в спальных и отдаленных от центра кварталах и жилых массивах. Например, под рисунки были отданы гаражи рядом с Северным проспектом. И ведь уличные художники такому подарку были рады. Правда, Смольный, выделив площадки, определил и тематику.

«Люди, портреты, известные творческие деятели. Вторая тема — пейзажи», — обозначил разрешенные направления для художеств бывший на тот момент вице-губернатором Владимир Лавленцев.

Правда, и тогда среди горожан, и в частности признанных мастеров, решение властей вызвало несогласие. Как сообщал журналистам член Союза художников Петербурга Владимир Квашенцев, в мире искусства существуют определенные законы: композиции, пропорции. По мнению мэтра, люди, не обладающие этими знаниями, просто не смогут «сделать ­что-то понятное всем». Он предлагал объединить уличных художников и «идти от эскизов», в противном случае мастера и новички стрит-арта будут «рисовать не пойми что».

Собственно, прошло семь лет, объединить граффитчиков не вышло, как и взять их под контроль. Вот и рисуют они нелегально картины на злободневные темы. Только вот создать работы, понятные всем, пока не получается, и творчество уличных мастеров чаще подпадает под определение, озвученное в Союзе художников, — «не пойми что и зачем».

СТРИТ-АРТ — ЭТО ВАМ НЕ ГРАФФИТИ

Желающая самовыражаться в центре города (где зрителей побольше) молодежь с мэтрами согласиться не может. В том числе в значимости и смысловой нагрузке рисунков. Хотя и признает, что есть композиционные работы, а есть непонятные большинству горожан надписи.

«Стрит-арт — это скорее художественные осознанные композиции, граффити — более свободный формат нанесения надписей или рисунков. Граффити делается нелегально почти всегда, в отличие от стрит-арта», — разъясняет Arty Boorj.

Как поясняет уличных художник, если вы видите надпись, нарисованную замысловатым шрифтом, которая встречается в самых разных местах, — это граффити, или «тег», таким способом граффитисты отмечают, что именно они были здесь. Внешне они менее приятны большинству горожан, чем уличные картины и портреты.

По мнению художников, стрит-арт может существовать в рамках конкурсов.

ОТ ХАЙПА К ЗАРАБОТКУ

Еще одна известная команда, создающая в городе нелегальный стрит-арт, — «Явь». Состоит она из двух человек: Анастасии Владычкиной и Александры Ворониной. Главные темы, с которыми работают художницы, — социальные проблемы, наука и космос. Они создали настенные картины, посвященные полету человека в космос, портреты Стивена Хокинга и Егора Летова, Большой ковш, нарисованный на снегу (тогда, в 2019 году, коммунальные службы города ругали за несвоевременную уборку), и многое другое. Уставшие от внимания СМИ представители «Яви» от интервью отказались, сославшись на то, что за время своего существования как творческой группы сказали немало. Действительно, в официальной группе команды в последнее время почти штиль — только сообщение о продаже футболок и элементов одежды с одним из рисунков команды (сейчас это называется модным у молодежи словом «мерч»), спасенных котиках и новом проекте в Москве. Среди них затесалось сообщение о крупном паблик-арте, созданном совместно с кикшеринговыми компаниями. Паблик-арт — это уличные работы, у которых есть заказчик, либо работы, согласованные с властями. Совместно с фирмами, сдающими в аренду электросамокаты, художники «Яви» создали серию плакатов с правилами этикета и советами для водителей этого вида персонального транспорта. Незадолго до того девушки высказались о стрит-арте, заявив, что любят его за то, что в нем нет правил. Правда, как отметила тогда Анастасия Владычкина, уличные произведения, как и художники, бывают разные. Одни используют стены домов и трансформаторных будок для того, чтобы привлекать внимание общества к важным социальным проблемам. Другие — для раскрутки, так как благодаря ажиотажу, который поднимается в СМИ вокруг каждого нового граффити и стрит-арта, художники получают свою долю известности и быстрее попадают в галереи. У художниц, как они неоднократно отмечали, картины рождались по поводам, из-за которых душа болела. Однако нельзя не подметить, что чем больше у них стало работ в стиле паблик-арт, тем реже можно увидеть их нелегальные с точки зрения закона творения в стиле стрит-арт.

О том, как много уличных творцов имеют право именоваться художниками, в музее современного искусства «Эрарта» решили не рассуждать. Хотя, судя по статусу в переписке, вопросы от «МК в Питере» получили. Впрочем, отношение музейных работников к уличному искусству можно понять, взглянув на здание, — никаких граффити и картин на фасадах. Все произведения искусства — исключительно в залах.

ПАБЛИК-АРТ КАК РЕКЛАМА

То, что настенная живопись всегда вызывает интерес и обсуждение, уяснили для себя и сотрудники PR-служб крупных компаний. В курсе они и того, что черный PR — это все равно пиар. Ничем иным, кроме как желанием привлечь внимание к объекту, нельзя объяснить появление на жилом доме на Лиговском проспекте брандмауэра с изображением Матильды Кшесинской. Дамы, конечно, красивой, но со скандальным флером.

Мнения, которыми петербуржцы делились в социальных сетях, ожидаемо разделились: одним понравилось исполнение и внешний облик «картины», другие сочли произведение бездушным коммерческим продуктом. Быстро выяснилось, что паблик-арт был заказан фондом, который занимался реновацией здания. К слову, разрешение на размещение объекта уличного искусства представители фонда хоть и запоздало, но получили, но первое время Кшесинская занимала свое место на фасаде незаконно.

ДАЙТЕ АВТОРУ РАЗВИТЬСЯ

Как можно видеть, художники стрит-арта идут разными путями для реализации своих амбиций: находят себе покровителя, пытаются договориться с властями или, понимая, что это не выйдет, идут на нарушение запретов. Но, как можно убедиться, далеко не каждое творение (даже согласованное) находит положительный отклик у жителей города. Каким же должен быть стрит- и паблик-арт, чтобы он нравился людям?

«Актуальная повестка диктует тему для стрит-арта, так художники выражают свое отношение к происходящему и находят отклик у людей, которые считывают смыслы. На мой взгляд, первая причина для симпатии — доступность к пониманию, что нарисовано. Сейчас художники все чаще инвестируют опыт и время в стиль работы, который может не нести смысл, но визуально выглядит притягательно», — говорит художник движения HoodGraff Arty Boorj.

Между тем, по мнению самого известного уличного художника, работающего легально, Покраса Лампаса, живой стрит-арт — это искусство, которое 100% уничтожат. Хотя, как уверяет молодой человек, приводя в пример Рим, Берлин, Нью-­Йорк и Лондон, стрит-арт может превратиться из вандализма в искусство. Правда, через десятки лет и только после того, как их авторы будут признаны мастерами уличного искусства.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру