В Петербурге от бизнесмена требуют 2 млн в оплату за неиспользованную электроэнергию

Накануне 60-летия, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры теории упругости, владелец небольшого кафе на Васильевском острове Артур Мовсисян остался без бизнеса, средств и жилья

Его кафе, квартиру и машину арестовали за долги перед городским монополистом — ПАО «Ленэнерго». Долг «образовался» еще в 2016 году, несмотря на то, что в тот год заведение было отключено от электропитания и не работало, поскольку сам бизнесмен находился в больнице и проходил длительное лечение. Суд первой инстанции своим решением от 20 мая 2019 года установил, что долг бизнесмену насчитали, основываясь на недостоверных актах.

Накануне 60-летия, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры теории упругости, владелец небольшого кафе на Васильевском острове Артур Мовсисян остался без бизнеса, средств и жилья
Кафе на Кадетской улице год было закрыто и отключено от энергоснабжения. Но, по мнению монополиста, это не повод не платить.

«МК в Питере» ознакомился с материалами дела, которое рассматривалось уже в двух судах, и восстановил хронологию событий.

Свое небольшое уютное кафе в доме №19 по Кадетской линии собственник помещения Артур Мовсисян открыл в начале 2010-х годов. Заключить договор электроснабжения помещения и установить счетчик ему не удалось. Помещение кафе расположено в историческом центре, в связи с чем собрать все требуемые документы, чтобы получить от «Ленэнерго» акт о присоединении, в то время было крайне сложной в реализации задачей. Поэтому пришлось пойти по пути, который тогда избрало абсолютное большинство владельцев кафе и баров – по договоренности с ООО «ПетроЭнергоКонтроль» (входит в структуру ПАО «Ленэнерго») оплачивать потребленную энергию на основании регулярно составляемых «ПЭК» актов. Расчет за потребленную электроэнергию производился с учетом графика работы заведения, оплата осуществлялась в установленные сроки. Такое положение дел соответствовало законодательству и устраивало обе стороны.

Во второй половине 2015 года у Артура Мовсисяна возникли проблемы со зрением. Врачи диагностировали отслойку сетчатки и значительную потерю зрения. Одна за другой последовали операции. Медики прописали пациенту длительный постельный режим.

К концу года бизнесмен принял решение временно закрыть кафе, пока здоровье не позволит вернуться к любимому бизнесу. В январе 2016 году Мовсисян, уведомив «ПЭК», отключил «бездоговорной» кабель, ведущий от щитка к его кафе. Сотрудники предприятия, выехав на место, убедились в том, что заведение не работает и электроэнергией не снабжается. О том, что кафе не работало, на одном из заседаний Василеостровского районного суда сообщил и уже бывший инженер «ПЭК» Дмитрий Кравчук (уволился в октябре 2016 года). По его словам (из материалов дела), он ранее, лично составляя акты о бездоговорном потреблении электроэнергии, в присутствии Мовсисяна А.Г., описывал точку подключения, указывал адрес расположения, показаний не снимал, поскольку приборы учета не были установлены. Акты составлялись им ежемесячно, а последний был в январе 2016 года. После этого Кравчуку от руководителя районного подразделения «ПЭК» поступило распоряжение по данному адресу не выходить, поскольку «Мовсисян больше не работает».

Факт того, что кафе закрыто, подтвердила, выдав справку, и управляющая организация многоквартирного дома, на первом этаже которого располагается заведение. Согласно документу, в 2016 году заведение общепита было закрыто и не работало. А утром 31 января 2017 года Артуру Мовсисяну позвонил новый инженер «ПЭК» Крыгин, который сообщил, что нужно составить очередной акт.

«Я ответил, что в данный момент нахожусь на обследовании в больнице, готов участвовать в составлении актов и даче пояснений либо вечером, либо на следующий день, однако Крыгин на связь со мной больше не выходил», — это Артур Мовсисян сообщил и нашему изданию, а еще ранее суду.

По закону акт должен составляться в присутствии собственника помещения (или его представителя) и двух независимых лиц (свидетелей). Инженер Крыгин, судя по материалам дела, дожидаться выхода бизнесмена из больницы не стал и акт составил без него.

Спустя два месяца, 7 марта 2017 года, был составлен еще один акт. А чуть позже бизнесмену прислали уведомление, требуя заплатить около 1,7 млн рублей за потребленную в 2016 году электроэнергию. Это требование Артура Мовсисяна, проходящего лечение, повергло в состояние шока. За что платить, если кафе было закрыто и не работало? Выплатить «долг» предприниматель отказался.

«Мовсисян неоднократно обращался в ПАО «Ленэнерго» и ООО «ПетроЭнергоКонтроль» с просьбами провести соответствующий перерасчет, в которых он изложил доводы о незаконности действий «ПЭК» и своем несогласии с составленными актами, приложил доказательства закрытия кафе и своего нахождения в больнице, однако ему было отказано в перерасчете», — сообщил «МК в Питере» адвокат Мовсисяна Д.В. Потапов.

ПАО «Ленэнерго» на нежелание бизнесмена платить отреагировало предсказуемо — в июне 2018 года подало иск в суд. На тот момент сумма «долга», с учетом неустоек возросла до 2 млн рублей.

В основу иска легли акты от 31 января и 7 марта 2017 года. И сам иск, и сумма, в нем указанная, бизнесмена возмутили. Ведь кафе было закрыто и обесточено. Да и к актам возникали вопросы. Возникли они и у суда. Правду искали на заседаниях, опрашивая свидетелей. Показания одного из них — инженера Крыгина, составившего акты, были довольно путанными.

Так, находясь в суде 26 февраля 2019 года, Крыгин сообщил, что акт № №9041122/ПЭК от 31 января 2017 был составлен примерно в 15-16 часов дня около здания кафе. На оформление ушло около 10 минут. Однако, биллинг телефона (его запросил суд) установил, что в зоне базовой станции (она расположена в районе дома №27 по Кадетской линии) инженер находился всего лишь с 11:43 до 11:48. После 11:48 инженер на Васильевском острове отсутствовал. Отдельные сомнения вызвала подлинность одной из подписей свидетелей (по закону, акт должны были подписать два независимых лица).

Вопросы возникли и к акту №9041250/ПЭК, который инженер Крыгин составил 7 марта 2017. Биллинг показал, что в тот день его вообще не было в этом районе. А одна из подписей под актом снова вызвала подозрения. Но, главное – суду так и не было предъявлено внятных объяснений того, почему акты были составлены без Мовсисяна или его представителей.

Допрошенный в качестве свидетеля Крыгин 26 февраля 2019 года показал суду, что незаинтересованными лицами, подписавшими акт, были прохожие. Их личности были установлены с их же слов. В судебном заседании 29 ноября 2018 года Крыгин сообщил, что при составлении акта один из свидетелей сам написал свою фамилию, а Семенов О.В. (второй свидетель, — Прим ред.) писать отказался, только поставил подпись. Обстоятельства составления акта от 7 марта оказались схожи — такие разъяснения мы нашли в материалах дела.

Суд назначил почерковедческую экспертизу подписей лиц, подписавших акты от 31 января и 7 марта 2017 года.

«Предварительным сопоставлением между собой подписей от имени Котова С.Т (акт от 31.01. 2017) и Дмитриева С.В. (акт от 7.03.2017), установлены совпадения по общим и частным признакам, совокупность которых с учетом различий в транскрипции подписей дает основание с высокой степенью вероятности предполагать, что данные подписи выполнены одним лицом», — сообщил эксперт.

Василеостровский районный суд Петербурга установил, что «указанные обстоятельства в совокупности ставят под сомнение достоверность и допустимость актов о безучетном потреблении электроэнергии от 31 января и 7 марта 2017 года как основных доказательств по настоящему делу». Суд также указал, что акт о бездоговорном потреблении электрической энергии, составленный не по месту нахождения энергопринимающих устройств не может быть признан надлежащим доказательством факта и объема бездоговорного потребления. А иных доказательств, кроме актов, истец не предоставил.

Районный суд отказал «Ленэнерго» в удовлетворении иска. Но радоваться бизнесмену было рано. Монополист подал апелляцию в городской суд. И если в суде первой инстанции заседания проходили достаточно долго, а разбирательства проводились подробно, то в городском суде процесс был молниеносным.

«За 5 минут до начала назначенного времени заседания нам неожиданно и без объяснений поменяли зал судебного заседания и состав суда», — сообщил бизнесмен. На суде самого Мовсисяна и его представителя постоянно перебивали и не давали закончить фразу (у юриста сохранился аудиопротокол заседания).

Решение городской суд принял быстро. 17 сентября 2019 года суд вынес решение в пользу монополиста — отменил решение районного суда и постановил бизнесмену выплатить долг. Решение суда уже вступило в законную силу. У бизнесмена арестовали счета, машину, квартиру. Изъяли все деньги, оставив, по сути, на улице и без средств к существованию. Однако он еще продолжает верить в справедливость судебной власти. В понедельник, 31 августа 2020 года, дело представителя малого бизнеса и монополиста рассмотрит Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Отметим, что это далеко не первое подобное судебное разбирательство бизнеса и «Ленэнерго». В том же 2017 году извещение о необходимости выплатить долг в 3,5 млн рублей получил петербуржец Евгений Рябов. Оборудованные им на крыше дома апартаменты питались от генератора, но в «Ленэнерго» составили акт о выявлении бездоговорного потреблении им электроэнергии. В акте было указано, что при его составлении присутствовал представитель Рябова – человек, с которым тот даже не был знаком. Был и суд, на котором выяснилось, что актов было несколько, а Рябов, якобы присутствовал при их составлении, но подписывать отказался. Что интересно, его фамилия была даже на актах, оформленных в период, когда Рябов уже продал помещение. На произвол и подделку документов петербуржец пожаловался в Следственный комитет. После этого «представитель» Рябова сообщил, что с Рябовым не знаком. Появление его фамилии в акте мужчина объяснил «технической ошибкой». В итоге суд снизил сумму долга до 900 тысяч. Тем не менее, мужчина на этом не остановился и подавал апелляцию.

P.S. «МК в Питере» направил запросы в «Ленэнерго» и «ПЭК» с просьбами прокомментировать дело Мовсисяна А.Г. На момент публикации данного материала ответы на редакционные запросы не поступили. «МК в Питере» собирается и далее следить за развитием событий вокруг данного дела и ему подобных, связанных с действиями городского энергомонополиста.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру