В авариях с участием такси в Петербурге часто страдают пассажиры

«МК в Питере» спросил у экспертов, почему петербургские такси стали часто попадать в аварии

Количество ДТП, в которые попадают перевозчики пассажиров, увеличивается. Некоторые обходятся без жертв, в других страдают ни в чем не повинные люди. Почему так происходит и можно ли исправить ситуацию? А главное, что делать пассажирам, которые хотят ездить быстро и безопасно?

 ДТП С ПОСЛЕД­СТВИЯМИ

Петербурженка Ольга Палютина 13 декабря отравилась на медкомиссию, чтобы специалисты определили, почему женщина теряет зрение. Два с половиной месяца назад, 25 сентября 2019 года, 32-летняя Ольга Палютина попала в аварию. По словам женщины, она вызвала такси через приложение. По дороге водитель, как рассказывает Ольга Палютина, нарушил правила дорожного движения, проехав на запрещающий сигнал светофора, и попал в аварию. Ударившись о стекло, Ольга Палютина получила закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга и ушибы мягких тканей головы. Спустя несколько месяцев у женщины стало стремительно ухудшаться зрение. Невролог предположил, что это может быть следствием аварии. При этом, по словам Ольги Палютиной, от агрегатора такси она не дождалась ни помощи, ни извинений.

Такая ситуация, к сожалению, не редкость. Как подсчитали специалисты, таксисты попадают в аварии чаще обычных водителей. Так, по данным страховой компании «Ренессанс Страхование», ОСАГО из-за такси приходится выплачивать в шесть раз чаще, чем из-за других автомобилистов. Но в авариях страдают не только водители, но и пассажиры, которые в этой ситуации оказываются совсем незащищенными.

По данным ГИБДД, количество аварий с участием такси в стране за 10 месяцев 2019 года увеличилось на 60 процентов. На 40 процентов стало больше пострадавших — не только водителей, но и пассажиров. В Петербурге официальная статистика ниже. По данным УГИБДД по Петербургу и Ленобласти, с января по ноябрь 2019 года в Северной столице только 117 из 4434 ДТП были совершены с участием таксистов. Однако в Ассоциации профессиональных водителей такси уверены: такое небольшое количество аварий только потому, что в аварии попадают машины, не оснащенные атрибутикой такси (колпаком и шашечным поясом), а полицейские, которые оформляют ДТП, не пробивают машины эконом-стандарта по базе данных комитета по транспорту. Соответственно, они не видят, что эта машина — такси, и в статистику с участием перевозчиков такая машина не входит. Атрибутикой же часто не оснащены автомобили, работающие с так называемыми агрегаторами — компаниями, собирающими заказы на перевозку от пассажиров и распределяющими их между работающими в настоящий момент водителями. Таксисты и пассажиры устанавливают специальное приложение, которое определяет место, где находится клиент, и показывает близкие заказы находящемуся неподалеку водителю. В итоге таксист сразу видит, за какое время доберется до пассажира, и может решить: повезет он его или нет. Сейчас в Петербурге большая часть такси работает через агрегаторы. Таковых в городе шесть.

КОНЦОВ НЕ НАЙТИ

По данным петербургского комитета по транспорту, в настоящее время в городе 27 869 действующих разрешений на перевозку пассажиров и багажа.

По подсчетам же президента Ассоциации профессиональных водителей такси Вячеслава Уланова, в Петербурге сегодня почти 70 процентов водителей такси работают, не имея всех необходимых разрешений.

— Сегодня в Петербурге примерно 500 таксистов, которые официально трудоустроены в таксопарках. Еще несколько тысяч — индивидуальные предприниматели, работающие на своих машинах. И примерно 20 тысяч — нелегальные перевозчики, — подсчитывает Вячеслав Уланов.

Если следовать букве закона, то для того, чтобы стать таксистом, водитель должен иметь стаж вождения не менее трех лет. Владелец таксопарка получает разрешение но осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и просто нанимает сотрудника. Если же таксист хочет работать, как индивидуальный предприниматель, он должен иметь не только соответствующий стаж вож­дения, но и лицензию на работу, разрешение на деятельность такси и, конечно, открыть ИП.

— На практике же в Петербурге получается иначе, — рассказывает Вячеслав Ульянов. — Чтобы подключиться к агрегатору, достаточно ввести паспортные данные, показать стаж вождения от одного года, и все. Разрешение программа агрегаторов не требует.

При этом, как рассказывает Вячеслав Уланов, в Петербурге машины такси часто просто сдают в аренду, причем в личных целях. Происходит это так. Один человек покупает несколько машин и получает разрешение на деятельность такси. Для ухода от ответственности, разрешение вообще может быть оформлено на третье лицо. Но затем он не нанимает водителей, а просто передает желающим эти авто в аренду. По информации Уланова, в сутки за аренду таксомобиля платят примерно от 1000 рублей.

Кстати, именно с нелегально работающим водителем в июле 2019 года случилась автокатастрофа, в которой погибли пассажиры. Легковая машина на скорости влетела в полуприцеп. В агрегаторе тогда заявили, что водитель, который должен был сидеть за рулем, передал управление другому человеку, и попытались откреститься от причастности к произошедшему. Суд же установил, что у автомобиля вообще не было разрешения на работу легкового такси в Петербурге, и агрегатор не должен был выпускать машину на линию.

Отказаться от ответственности агрегаторы пытались и раньше. Один из нашумевших случаев произошел летом 2016 года. Москвичка Елена Гращенкова прилетела в Петербург, вызвала через агрегатор такси и по дороге попала в аварию. У Гращенковой была раздроблена плечевая кость. На лечение женщина потратила больше миллиона рублей, а от страховой компании получила всего около 70 тысяч. Тогда Гращенкова стала выяснять, кто несет ответственность за ее поездку. Оказалось, что автомашина, на которой женщина попала в аварию, находилась в субаренде, а водитель не имел с компанией-перевозчиком трудового договора. Агрегатор же вообще заявил тогда, что оказывал лишь информационные услуги, и за поездку, следовательно, не отвечает.

«ТАКСИСТ СПАЛ И ПРИ УДАРЕ НЕ ПРОСНУЛСЯ»

Эксперты считают, что одним из факторов, из-за которого растет количество аварий с участием такси, является усталость водителей.

Дело в том, что подключиться к агрегатору не очень сложно. Практически каждый третий офисный работник, у которого есть своя автомашина, после окончания рабочего дня включает таксометр и начинает свой второй рабочий день, стремясь заработать на бензин, обед, сигареты. При этом за руль человек садится, фактически уже отработав 8 часов. Концентрация внимания у него снижается вдвое. И риски попасть в ДТП, соответственно, растут.

Работает такой водитель примерно до часу ночи. Затем уезжает домой спать, а с утра опять едет на работу в офис. Неудивительно, что некоторые водители буквально засыпают за рулем.

Так, 9 декабря на проспекте Народного Ополчения произошла авария. Как пишут в группе «ДТП и ЧП» в социальной сети «ВКонтакте», водитель такси вылетел на встречную полосу, не вписавшись в поворот направо. Как сообщают очевидцы, таксист уснул за рулем. «Таксист спал, и при ударе даже не проснулся, он вообще не понял, что произошло, а я ехала по своей полосе. Он сказал — заработался, вырубился, заснул», — сообщила вторая участница аварии (судя по ее словам) Ольга Ракова. В этой аварии, к счастью, обошлось без человеческих жертв. Но так, конечно, везет не всегда. К примеру, в аварии, которая произошла 4 декабря 2019 года на Кузнецовской улице, пострадали два пассажира такси: женщина и ее маленький ребенок. Мать получила серьезную травму груди, а у малыша диагностировали клиническую смерть.

Второй фактор, негативно влияющий на безопасность пассажирских перевозок в такси, — это спешка. Фиксированная цена на поездку, которую устанавливают агрегаторы ставят водителей в жесткие условия: быстрее довез одного пассажира, значит, смог взять второго, третьего, и, следовательно, больше заработал. Торопясь поскорее доехать, водители не слишком строго соблюдают правила дорожного движения, а это чревато авариями. Полицейские проанализировали, что основные нарушения таксисты совершают из-за спешки. Они не соблюдают очередность проезда перекрёстка, не держат дистанцию, не пропускают пешеходов.

К примеру, 29 ноября на улице Цимбалина автомобиль такси решил повернуть с левой полосы направо, вероятно, не учтя, что это дорога с односторонним движением. А в это время по левой полосе на высокой скорости ехал внедорожник. Машины столкнулись. Водитель такси и его пассажирка пострадали, но остались живы.

Третий фактор — это доступность арендных машин неквалифицированным таксистам. Сдавая машину в аренду, ее владелец может не очень внимательно отнестись к выбору арендатора, и в итоге пассажиров будет перевозить начинающий или неграмотный водитель.

— Однажды я заказал такси. Приехал водитель, он был без разрешения на перевозку пассажиров, — приводит пример Вячеслав Уланов. — Я спросил у него, как давно он получил водительские права, и он ответил, что полгода назад, а в Петербурге ездит три недели. Я спросил у водителя, видел ли он снег и гололед, а он очень удивился и уточнил, что это такое и когда это наступает в Петербурге. Тут уж разговор даже не о сложных развязках и светофорах, а о простейших вещах. Я попросил высадить меня на ближайшем перекрестке, потому что жизнь все же дороже.

ВСЕ ПРОПИСАНО В ЗАКОНЕ

При этом все требования к водителям такси уже прописаны законом. Нужно только следить за их исполнением. Не выдавать разрешения на перевозку предпринимателям с небольшим стажем вож­дения и проверять машины перевозчиков.

Хороший эффект может дать и грамотная профилактика. Так, к примеру, московские полицейские, если задерживают машину такси с нарушением, ведут работу с хозяином автопарка. Если несколько водителей автопарка нарушили ПДД, то через суд отзывают разрешения на перевозку — не только у нарушителей, а у всех машин парка. Агрегаторы это видят и не выпускают авто на линию. В Петербурге же, по словам Вячеслава Уланова, разрешения аннулируются медленно и уже только после ДТП.

— Если останавливают за нарушение водителя, который работает по трудовому законодательству или является индивидуальным предпринимателем, ему или компании выписывают крупный штраф в несколько тысяч или даже десятков тысяч рублей. А если останавливают водителя, который работает нелегально, ему как частнику выписывают штраф в 2500-5000 рублей. И кто тогда будет тщательнее соблюдать правила? — задается вопросом Вячеслав Уланов.

Правда, если призвать таксистов к порядку, есть риск, что стоимость поездок возрастет. Владельцы таксопарков будут вынуждены брать на работу квалифицированных сотрудников, а они стоят дороже. Кроме того, тогда и агрегаторам придется тщательнее проверять документы водителей, исправность подвижного состава и благонадежность своих контрагентов. Как следствие, водители-нелегалы будут отсеиваться, а именно они готовы во­зить пассажиров задешево. Значит, и здесь цены увеличатся. Хотя в Ассоциации профессиональных водителей такси уверены, что цены вырастут не больше чем на 20 процентов.

ЧТО ДЕЛАТЬ ПАССАЖИРУ?

В нынешней ситуации безопасность пассажира, выходит, целиком в его руках. В оферте одного из крупнейших агрегаторов есть пункт, которым компания предупреждает, что не несет ответственности «за финансовые и любые другие операции, совершаемые пользователем и Службами Такси, а также за любые последствия приобретения пользователем услуг служб такси». Аналогичный пункт есть и в пользовательских соглашениях других агрегаторов.

— Пассажир сейчас введен в заблуждение, — уверен Вячеслав Уланов. — Я советую хотя бы раз внимательно прочесть оферту, чтобы защитить себя.

Чтобы обезопасить себя в поездке, глава Ассоциации профессиональных водителей такси советует внимательно проверять, какая именно машина приехала по вызову. Личные данные водителя показываются в приложении. Надо проверить, действительно ли за рулем сидит тот человек, который указан в приложении. Часто бывает, что в приложении указан один человек, а за рулем сидит совершенно другой.

Кроме того, можно попросить водителя показать разрешение на перевозку пассажиров. И не садиться в машину, если что-то не устраивает. Лучше отказаться от приехавшего автомобиля и попросить агрегатора прислать другой.

При этом, как правило, при отказе от приехавшей машины агрегатор списывает с клиента некую сумму как компенсацию за ложный вызов. Но если сразу списаться со службой поддержки и указать причину отказа (если она уважительная и касается безопасности), то списанные деньги вернут.

В дороге тоже стоит следить за происходящим. Если пассажир заметит, что водитель ведет себя небезопасно, стоит сообщить об этом агрегатору. Стоит сообщить, если водитель курит за рулем, разговаривает по телефону, обманывает при расчете или приехал на вызов с незнакомым человеком. Если компания добросовестная, возможно, она примет меры и, например, вынесет водителю предупреждение или даже заблокирует его.

 

Ситуация вокруг ДТП с участием таксистов накалилась настолько, что 3 декабря таксисты и горожане уже даже вышли на митинг, требуя принять закон о таксомоторных перевозках, который введет дополнительные обязанности для агрегаторов. Правда, требования к самим таксистам тоже ужесточатся.

Люди на митинге заявляли, что слабый контроль за агрегаторами становится причиной увеличения ДТП с участием машин такси.

— В виде агрегаторов мы получили электронных бомбил, — заявлял на митинге участник общественного движения «Стоп Нелегал» Евгений Грек.

Профессиональные таксисты предлагали запретить гастарбайтерам работать в такси, допуская до пассажирских перевозок только российских граждан с российскими водительскими удостоверениями. Помимо этого, митингующие предлагают ввести профессиональное обучение водителей такси и запретить блокировку водителей за плохие оценки, поставленные пассажирами.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 11 декабря 2019

Заголовок в газете: Приехали

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру