Трудная любовь: С какими проблемами сталкиваются родители, усыновляя подростков

Над этим вопросом задумались в Комитете по социальной политике Петербурга

Около 80 процентов петербургских сирот — это дети старше 10 лет. А вот малышей в возрасте до года — всего два процента. Неудивительно, что многие усыновители и опекуны принимают уже более-менее взрослых детей. Вот только с подростками, которые сначала жили в асоциальных семьях, а потом — в соцучреждениях, приходится непросто. Истерики, капризы, вредные привычки и неуспеваемость в школе — с этими и многими другими трудностями приходится сталкиваться родителям приемных детей.

Над этим вопросом задумались в Комитете по социальной политике Петербурга
Фото: Период адаптации приемного ребенка в новой семье может растянуться на несколько лет. Фото: psihomed.com

ОДИН НА ОДИН СО СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ

Большинство потенциальных приемных родителей мечтает о детях до четырех лет. Но таких в Петербурге очень мало. По данным Уполномоченного по правам ребенка в Петербурге Светланы Агапитовой, в Северной столице в 2019 году проживает около 11 тысяч сирот, из них 9 644 мальчиков и девочек уже живут в замещающих семьях. То есть на весь город остается чуть больше 1300 детей-сирот (конечно, в соцучреждениях детей куда больше, но далеко не все они являются сиротами, которых можно усыновить или оформить над ними опеку. — Ред.). Около 80 процентов из них — это ребята старше 10 лет.

— Подростковый возраст — это время, когда надо сепарироваться, а тут [приемным детям] наоборот надо прирастать [к новой семье]. Возвраты [детей в учреждения] на этом этапе, конечно, неизбежны, потому что это очень тяжёлая и трудная любовь, — объясняет мама приемных детей, директор благотворительного фонда «Апрель» (помогает выпускникам и воспитанникам детских домов и интернатов, детям в кризисных семьях, приемным детям и их родителям. — Ред.) Людмила Уманец.

С трудностями действительно сталкиваются все приемные родители и опекуны. Причем период адаптации детей в семьях может длиться несколько лет.

Президент благотворительного фонда «Родительский Мост» (фонд помогает детям-сиротам обрести семью. — Ред.) Марина Левина рассказывает, как несколько лет назад петербуржец принял ребенка из очень тяжелой семьи, в которой тот подвергался физическому насилию. Мальчик никому не доверял, пытался уйти из нового дома, лгал, ничем не интересовался и не хотел учиться. И этот период адаптации длился около четырех лет. Но бывают ситуации еще хуже. Например, дети могут наносить себе травмы, биться головой о стены. Марина Левина объясняет, что причина такого поведения — «внутренняя боль ребенка. Чтобы меньше ее чувствовать, он должен причинять себе физическую боль или подставиться под чужую агрессию».

По словам Людмилы Уманец, приемные родители зачастую остаются один на один с подобными проблемами. Некоторые не выдерживают и возвращают ребенка обратно в соцучреждение. В 2016 году в Петербурге было 66 таких случаев, в 2017-м — 74, а в 2018-м — уже 78. Впрочем, справиться с этой проблемой все-таки можно.

— Нужна специальная служба индивидуального сопровождения семей [которые приняли в свой дом ребенка], — говорит Людмила Уманец. — Это может быть специальный человек, который курирует две-три семьи с подростками. Например, в Финляндии ситуация [в приемных семь­ях] постоянно мониторится. Там есть человек, который будет приходить, играть с подростком в футбол и так далее. У нас такого, конечно, нет.

По словам психолога Центра помощи семье и детям Лики Железняк, не помешала бы и помощь психиатров, которые могли бы провести грамотную диагностику состояния ребенка и посоветовать лечение, которое учитывало бы «тяжелый опыт этих детей».

ПОНЯТЬ «ИНОПЛАНЕТЯНИНА»

Часто проблемы усугубляются, когда ребенок идет в школу. Там он может начать вести себя агрессивно с учителями и другими учениками. Или просто странно — например, размахивать руками, плакать, раскачиваться из стороны в сторону.

— Дело в том, что наши дети в момент стресса отбрасываются назад в свое прошлое, когда они еще жили в неблагополучных семьях, — объясняет Марина Левина. — С помощью такого поведения они пытаются защититься, выжить. А сотрудники детских садов и школ зачастую расценивают подобные поступки как признак психической болезни и предлагают родителям отправить таких детей в коррекционные учреждения. Или на домашнее обучение. И вместо поддержки ребенок переживает еще один опыт отвержения. При этом он еще и видит, как унижают его родителей.

По словам директора благотворительного фонда «Апрель» Людмилы Уманец, «школа — это основная проблема у всех родителей, которые берут детей школьного возраста».

Ситуация усугубляется еще и тем, что далеко не все приемные дети хорошо учатся. По словам президента благотворительной общественной организации «Продвижение» Лидии Марушевской, до попадания в соцучреждения ребята находятся по большей части в асоциальных семьях, а потому у них «огромная педагогическая запущенность». Если такой ребенок попадает в приемную семью в 7-12 лет, то отставание можно наверстать. Куда сложнее это сделать, если приемный сын или дочь старше.

Анна (имя изменено. — Ред.) стала в нашей семье восьмым ребенком. Сколько ночей мы передумали [прежде чем взять Анну], — признается Лидия Марушевская. — И главной проблемой были не ее истерики и капризы, не вредные привычки и не ее слова про то, что новые родственники ей не нужны. Проблемой стала школа и непонимание, зачем туда ходить. А у нее 9 класс и сдача ОГЭ.

В девятом классе дети, только-только вышедшие из соцучреждений, могут не знать таблицу умножения и плохо читать. Лидия Марушевская говорит, что школа для таких ребят и их родителей превращается в кошмар. Проблему усугубляет еще и то, что многие учителя не знают, как работать с такими детьми.

— Мы работаем с выпускниками детских домов и коррекционных учреждений. И они все-таки немного «инопланетяне». Людям, которые ни разу не были на их планете, достаточно сложно их понять, — говорит Людмила Уманец.

КАК СНЯТЬ НАПРЯЖЕНИЕ

В Ассоциации приемных родителей Петербурга есть служба медиаторов. Это профессиональные психологи, которые специально приходят в школу и помогают разрешать конфликтные ситуации между учителями, приемными родителями и детьми. Как говорит Лидия Марушевская, они могут «объяснить учителям, что не все так страшно».

Проблему плохой успеваемости могут решить тьюторы и репетиторы. Первые помогают выполнять домашнее задание, вторые — объясняют пройденный в школе материал. Конечно, репетиторов и тьютеров могут позволить себе далеко не все родители. Людмила Уманец рассказывает, что только на репетиторов для ее троих несовершеннолетних детей уходит 24 тысячи рублей в месяц (для сравнения, пособие на содержание ребенка в Петербурге — 12 тысяч рублей).

Проблему плохой успеваемости могут решить тьюторы и репетиторы. Фото: d2l.com

— Некоторые люди говорят, что приемных родителей, в отличие от кровных, очень хорошо поддерживает государство. И поэтому все материальные блага и пособия, которые нам дают, не очень справедливы. Это не так. Потому что эти пособия могут уходить на коррекцию того, что с детьми было сделано до их появления у нас, — говорит Людмила Уманец.

Один раз благотворительный фонд «Апрель» сумел выиграть президентский грант. На эти деньги 72 ребенка получили бесплатных репетиторов и тьюторов.

— У тех детей, которые занимались серьезно, были результаты: они выучили таблицу умножения, научились читать, писать и так далее, — рассказывает президент благотворительного фонда «Апрель». — В школе наконец было снято это напряжение. Поэтому репетиторы и тьюторы — это очень перспективно.

 

Период адаптации приемного ребенка в новой семье может растянуться на несколько лет. Фото: psihomed.com

Проблему плохой успеваемости могут решить тьюторы и репетиторы. Фото: d2l.com

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру