Глотать — не строить: «Стройтрансгаз» нацелился на «Метрострой»

Планы Правительства Санкт-Петербурга получить контрольный пакет в компании «Метрострой» могут не сбыться

Еще в конце 2018 года тогдашний вице-губернатор Игорь Албин заявлял о том, что процедура увеличения доли Смольного в составе акционеров компании вот-вот стартует. Врио губернатора Александр Беглов тогда же сообщал, что город должен иметь контрольный пакет акций ОАО «Метрострой», «чтобы управлять ситуацией» со строительством метро.

Планы Правительства Санкт-Петербурга получить контрольный пакет в компании «Метрострой» могут не сбыться
Фото: pixabay.com

 Однако предложения, поступившие в правительство города от компании «Стройтрансгаз» (которую через ООО «ОСХ» контролирует Геннадий Тимченко), радикально перечеркивают эти планы. Как и саму перспективу существования компании «Метрострой».

СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ

Досрочное прекращение полномочий Сергея Харлашкина на посту руководителя ОАО «Метрострой» планируется 21 сентября — на внеочередном собрании акционеров компании. Таким образом, судя по всему, планы по развитию петербургского метростроения, предложенные компанией «Стройтрансгаз», получили «зеленый свет» в городской администрaции.

Совещание, посвященное судьбе Петербургского метрополитена и ОАО «Метрострой», прошло в Смольном 6 июля. На мероприятии присутствовал директор АО «Стройтрансгаз» Игорь Забиран, который до недавнего времени возглавлял компанию «СКА-Арена» (инвестор реконструкции петербургского СКК). Забиран предложил Смольному создать на базе «Метростроя» новую компанию с участием городской администрaции и «Стройтрансгаза» — АО «Метротрансстрой». Соответствующее юрлицо было предусмотрительно зарегистрировано за несколько дней до совещания. Кстати, адрес регистрации компании совпадает с адресом регистрации «СКА-Арены». Гендиректором и учредителем «Метротрансстроя» значится Константин Ерошенко. До недавних пор человек с таким именем возглавлял компанию «Спецстроймонтаж», которая участвовала в работах по демонтажу СКК «Петербургский».

ДОСЬЕ

37-летний Игорь Забиран переехал из Курска в Петербург в 2006 году. Из значимых трудовых вех можно назвать работу топ-менеджером в «МРЭТ Санкт-Петербург», СПб ГКУ «Управление по строительству и капительному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса» и ПАО «Ленэнерго». В декабре 2018 стал советником врио губернатора Петербурга Александра Беглова. Правда, пробыл в этом статусе всего лишь несколько дней и был уволен за несоответствующую «официальной точке зрения правительства» позицию по поводу состоянии городской инфраструктуры. В июле 2019 года был назначен гендиректором ООО «СКА Арена», которое отвечало за реконструкцию СКК «Петербургский». СКК рухнул во время демонтажа кровли в конце января 2020 года. Погиб монтажник, было начато расследование. В апреле 2020 года Игорь Забиран стал гендиректором АО «Стройтрансгаз».

Подробности нового проекта и дорожная карта мероприятий содержится в письме, которое компания «Стройтрансгаз» направила в Смольный на следующий день после совещания (письмо имеется в распоряжении редакции). А спустя 22 дня после совещания уже «Стройтрансгаз» учредил АО «Метротрансстрой», гендиректором в которой также значится Константин Ерошенко. 

В документе говорится и о судьбе нынешнего гендиректора «Метростроя»: «отправить ГД в отпуск с последующим увольнением» (к слову, Сергей Харлашкин ушел в отпуск сразу после указанного совещания, но 10 августа уже вышел на работу). Но самое интересное в предложении «Стройтрансгаза» — планы по снижению доли Петербурга в уставном капитале с нынешних 46% (их делят Комитет имущественных отношений и ГУП «Петербургский метрополитен») до 25% и передача активов, технической базы и коллектива «Метростроя» дочерней компании «Стройтрансгаза» АО «Метротрансстрой». При этом сначала все 100% нового предприятия будут принадлежать «Стройтрансгазу», а потом четверть долей будет подарена правительству Петербурга.

Согласно плану СТГ, до конца второй декады сентября сотрудников «Метростроя» переведут в новую компанию и зафиксируют объемы работы для субподрядного договора «Стройтрансгаза» с «Метростроем». Торги на достройку метро СТГ предложил провести до 25 марта 2021 года.

Взамен «Метротрансстрой» предлагает «бесперебойную работу и построенные станции метрополитена в срок, развитие социальной инфраструктуры комфортную среду и деньги налогоплательщиков, живущих вокруг новых станций». При этом из документа не понятно, на ком окажутся долговые обременения «Метростроя», которые составляют в настоящее время около 20 млрд рублей.

МИЛЛИАРДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Схема, предложенная Смольному «Стройтрансгазом», может быть, по предварительным экспертным оценкам, весьма затратной и трудной в исполнении. Например, в рамках банкротного иска суд ввел в отношении «Метростроя» процедуру наблюдения. Находясь в этом статусе, компания не может самостоятельно передать в другую организацию техническую базу и переместить туда коллектив. Но даже если выйти из-под судебного наблюдения, перевод трех тысяч сотрудников займет длительное время. Специалисты говорят, что осуществить это можно будет только через процедуру сокращения. Компенсационные выплаты сотрудникам при этом могут составить около 1,5 млрд рублей.

Перезаключение госконтрактов на новую компанию, по закону, потребует проведения индексации с учетом текущих цен. После этого цены контрактов вырастут на несколько миллиардов рублей. Консервация объектов на время конкурсных процедур — это еще несколько миллиардов затрат. Вдобавок проведение всех этих мероприятий отодвинет сроки ввода новых станций петербургского метро на 1-1,5 года.

Итак, помимо потери почти половины уставного капитала, город рискует получить многомиллиардные расходы на ввод новой организации на рынок метростроения. Не говоря уже о возмущении сотрудников «Метростроя», которым в последние годы и так пришлось несладко. Например, минувшей зимой долги по зарплате в компании достигали около 500 миллионов рублей.

ТРУДНЫЙ ПУТЬ

Пока еще генеральный директор «Метростроя» Сергей Харлашкин утверждает, что компания идет по пути оптимизации процессов и начинает набирать нужные обороты.

– Полностью погашена задолженность по зарплатам. Сейчас платятся все текущие налоги, зарплата сотрудникам выплачивается день в день, как и аванс. Всю остроту проблемы сняли, — рассказал «МК в Питере» Сергей Харлашкин. — Также в компании была проведена оптимизация кадрового состава, был сокращен управленческий аппарат, выстроены технологические цепочки. Сейчас «Метрострой» вышел на объем работ в 1,2 — 1,3 млрд в месяц — в лучшие времена такого не происходило.

Алгоритм финансового оздоровления компании содержит большое количество механизмов, включая докапитализацию, поддержку непрофильных активов, реализацию инвестпроектов на принадлежащих компании землях и многое другое. «Одна из составляющих алгоритма — консолидация всех долгов «Метростроя» в одни руки и работа по последующему погашению этих долгов, — говорит Сергей Харлашкин. — Поддержка города нужна, без нее никак. Предполагаемый инвестор должен понимать, что компания идет с городом в одной упряжке. Понимание этого у всех есть, сейчас взвешиваются все риски и просчитываются все варианты. Решение это непростое, поэтому сейчас идет ряд консультаций и совещаний».

ПЕЧАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

Визитная карточка нынешнего руководителя «Стройтрансгаза» Игоря Забирана в Петербурге — обрушение здания СКК в январе 2020 года, при котором погиб рабочий. На тот момент Забиран как раз возглавлял ООО «СКА-Арена», которое, как считается, действовало в интересах «Стройтрансгаза», который контролирует Геннадий Тимченко. Трагедия произошла, по мнению экспертов, судя по всему, из-за несоблюдения технологии работ. Сейчас, кстати, строителей нового ледового стадиона обвиняют в создании свалки отходов в Угольной гавани.

Вообще статистика несчастных случаев на объектах «Стройтрансгаза» выглядит невесело. За время строительства стадиона в Нижнем Новгороде как минимум 6 рабочих погибли из-за нарушений техники безопасности. О том, что субподрядчики игнорируют правила безопасности и отправляют людей работать на высоте без страховки, в СМИ рассказали сами рабочие. В Волгограде во время строительства в ноябре 2015 года арматурная конструкция не выдержала веса нескольких рабочих, они упали с высоты 8 метров, один из них получил серьезные травмы. В феврале 2016 года упал щит опалубки, один из рабочих получил повреждения. В марте 2016 года обрушилась одна из металлоконструкций, просело перекрытие второго этажа. В декабре 2016 года обрушилась люлька с монтажниками, в результате чего один человек погиб, другой получил тяжелые травмы. Впрочем, тогда виновной в гибели людей признали эксплуатирующую организацию ООО «МосТрансПроект».

Кроме этого, практически на всех строительных объектах «Стройтрансгаза» жалуются на невыплаты заработной платы. К примеру, строители стадиона в Нижнем Новгороде (2017 год) не получали зарплату больше полугода, а многие до сих пор не увидели заработанных денег. Подрядчик кивает на субподрядчика, субподрядчик на подрядчика, суды идут до сих пор. Примерно такая же ситуация сложилась на строительстве «Волгоград-Арены».

ОТ МОСКВЫ ДО САМЫХ ДО ОКРАИН: ДЕШЕВО И СЕРДИТО

Качество работ, выполняемых «Стройтрансгазом», также заставляет задуматься. Например, в 2019 году Ростехнадзор провел внеплановую проверку объекта строительства в городе Красногорске Московской области, а именно подземного пешеходного перехода через Волоколамское шоссе. В ходе проверки было выявлено 50 нарушений. Основные претензии Ростехнадзора — использование более дешевых и менее качественных стройматериалов (бетона, гидроизоляции, арматуры, щебня), а также неработающая система пожарной сигнализации и нарушение техники безопасности.

В Пскове «Стройтрансгаз» осуществлял реконструкцию стадиона «Машиностроитель». В декабре 2018 года депутат Псковского областного Собрания Лев Шлосберг обращался в прокуратуру с требованием проверить законность деятельности подрядной организации. Кроме того, депутат отмечал, что заявка при проведении тендера была составлена специально под «Стройтрансгаз», а работы на стадионе начались еще до официального заключения контракта. В сентябре 2019 года президент федерации футбола Псковской области Алексей Севостьянов раскритиковал газон, который постелили на футбольное поле, заявив, что он простоит не более трех лет.

Широко освещался в СМИ «конфуз» со стадионом в Волгограде. Тогда в последний день Чемпионата Мира по футболу комплекс «поплыл»: после обычного летнего ливня насыпной склон возле «Волгоград-Арены» частично размыло. Поток грязи залил улицу, была разрушена построенная к ЧМ-2018 пешеходная дорожка. В городе был введен режим ЧС.

В Нижнем Новгороде новый стадион размыло тоже в 2018 году, но уже после окончания всех соревнований. После прошедших дождей осыпались дорожки рядом со стадионом, был размыт грунт на набережной. На тротуаре образовались провалы глубиной около двух метров. Виновным назначили субподрядчика. А через год понадобился еще миллиард рублей из федерального бюджета на устранение недоделок — всплыли проблемы с пожарной сигнализацией, пожаротушением, водоснабжением и вентиляцией стадиона.

Из свежих примеров — строительство моста через реку Чусовую в Перми, где «Стройтрансгаз» выступает генподрядчиком. Правда, последствия строительства пермяки увидят в неопределенном будущем: сроки сдачи объекта отодвигаются все дальше. Глава Пермского края Дмитрий Махонин обещал «придать волшебное ускорение концессионеру», ибо сдача моста снова сдвинулась еще на год, а стоимость работ увеличилась на 3 млрд рублей. Кроме того, как писало издание «Коммерсант», на фоне затягивания сроков строительства аффилированные со «Стройтрансгазом» структуры получили 100-процентный контроль над Пермской концессионной компанией, которая, собственно, и строит мост. То есть подрядчик объекта стал владельцем концессионной компании. И теперь в течение 12 лет будет управлять мостом, получая плату за проезд по нему. Эксперты предполагают, что и на строительстве арены на месте петербургского СКК может быть применена подобная схема.

Какая судьба при таких подходах может ожидать петербургский метрополитен — большой вопрос. Примет ли Смольный предложение «Стройтрансгаза», неизвестно, но выбор городским властям предстоит сделать сложный. Метро — это все-таки не стадион и не мост, это один из главных элементов городской инфраструктуры, которым пользуются миллионы пассажиров. Цена ошибки при его строительстве многократно выше.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру