Вагоны украшены праздничной ливреей, соединяющей современный дизайн и культурное наследие города. Вспомним, как совершенствовались поезда метро с момента его запуска в 1955 году.
Ретросостав
Открывали метро Ленинграда вагоны типа «Г». Первый вагон изготовили в 1939 году на Мытищинском машиностроительном заводе. Серийное производство началось после Великой Отечественной войны. В отличие от прошлых моделей, все вагоны стали моторными. Массу кузова снизили, скорость увеличили до 75 км/ч. Для остановки состава использовали электрический реостатный тормоз.
В начале 60-х годов для строительства станций начали использовать проектировку закрытого типа, где вход в поезд осуществляется через платформенные двери. Первой такой станцией в мире стала «Парк Победы».
Председатель межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков отмечает, что основная идея была в повышении безопасности пассажиров. «Действительно, падение на пути пассажира или предмета исключалось на станциях такого типа», — говорит эксперт.
Для эксплуатации на платформах были необходимы вагоны с симметричным расположением дверей. Специально для метро Северной столицы были разработаны вагоны «Ем». Это модернизированная модель вагона «Е», отсюда и «м» в названии.
Не объехали стороной метрополитен и самые массовые вагоны — «номерные». В промежуточных вагонах изменили проектировку салона. Теперь в них не было кабины управления, что увеличило вместимость на 10%. На маске головного вагона исчезла торцевая входная дверь, вместо нее появилось лобовое окно. Техническая часть также претерпела изменения. Установили более мощные тяговые двигатели, обновили пульт управления машиниста и оборудование, которое при сокращении использования электроэнергии позволяет ездить на большей скорости.
Поезд как подарок
К 60-летию открытия метрополитена разработали состав, получивший название «Юбилейный». Производством занимался ОЭВРЗ при участии МВМ, предприятия входят в ТМХ. Составы сильно отличались от предыдущих моделей. Для проекта кузова за основу был взят вагон «Яуза». В нем обновили внешний дизайн, добавили современное оборудование и установили принудительную систему вентиляции для комфорта пассажиров.
После запуска «Юбилейного» в метрополитене стали обновлять поезда. С 2016 года на Кировско-Выборгской линии ходят малиново-красные модернизированные составы. В интерьере головных вагонов установили 4 места для передвижения маломобильных пассажиров. В следующем году на Невско-Василеостровскую линию вышли зелено-серые поезда.
Курс на высокотехнологичный транспорт
Приоритетным направлением развития транспорта в Петербурге стало обновление подвижного состава в метрополитене города. Проект реализуется по инициативе Президента России Владимира Путина. В 2022 году на Кировско-Выборгской линии запущен инновационный поезд «Балтиец». Разработкой занимались «ТМХ Инжиниринг» и центр промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ. Производят вагоны на ОЭВРЗ и МВМ.
Вместе с этим в городе проходит расширение сети метрополитена. До 2050 года планируется строительство новых станций и дополнительных вестибюлей. А к 2040 году будут проложены 148 км линий метро.
Эксперты подчеркивают необходимость расширения географии присутствия метрополитена. Директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин отмечает, что в городе нужно построить кольцевую и дополнительную радиальную линии. А также важно развивать рельсовую триаду для эффективного трафика.
Высокотехнологичные поезда не только дополняют транспортную сеть, но и создают комфортное, безопасное передвижение. «Курс на постепенную замену подвижного состава вызван его моральным устареванием, так как он не удовлетворяет требованиям современного российского общества», — говорит директор центра транспортного планирования института транспорта НИУ ВШЭ Павел Зюзин. У пассажиров есть потребность в улучшении звукоизоляции вагона и эргономики сидений, в интерактивных системах передачи информации о поездке.
И этим требованиям отвечают новые поезда. Так, салон «Балтийца» сделали более просторным и увеличили количество сидений. За одну поездку состав может вместить до 1,5 тысячи человек. Для высадки и посадки установили широкие (1400 см) прислонно-сдвижные двери. Такое решение позволяет ускорить пассажирообмен на 17%.
В салон интегрировали цифровые решения — информация о движении и остановках размещена на LSD-экранах. Также установлена система обеззараживания воздуха.
«Балтиец» — новый этап отечественного метровагоностроения. Для создания уникального продукта Северной столицы используется более 90% российских комплектующих, которые поставляют со всей страны. Отдельное внимание уделено репрезентации символа инженерной и промышленной школы Санкт-Петербурга — разводному мосту», — рассказала Дарья Марку, генеральный директор «ТМХ Городской транспорт».
Эксклюзивный дизайн-код интегрирован в интерьер и экстерьер вагонов. На обивке сидений видны разводные мосты, они дублируются на декоративных элементах на полу и потолке. Кузов 25-го «Балтийца» украшен узором из красных линий, соединяющихся в очертания мостов. На боковой панели головного вагона изображены герб города и номер состава, на промежуточных — надпись «Сделано в Санкт-Петербурге».
Масштабный проект по обновлению подвижного состава продлится до 2031 года, когда в метрополитен поступят 950 вагонов. В 2024 году запланированы и будут поставлены 10 составов. А до 2026 года новый «Балтиец 2.0» поступит на 5-ю (Фрунзенско-Приморскую) линию метрополитена Санкт-Петербурга.