Борщ как деликатес: за три месяца продуктовая корзина стала золотой

Не заметить скачок цен на продукты просто невозможно

Казалось бы, еще недавно килограмм бананов стоил 50 руб­лей, а упаковку молока можно было купить по акции даже за 49. Сейчас во многих супермаркетах стоимость бананов приближается к 100 руб­лям, а молоко в лучшем случае по скидке можно взять за 65–70. Чего ждать дальше? Цены так и продолжат расти или есть надежда, что они поползут вниз вслед за долларом? «МК в Питере» совместно с экспертами попытался разобраться в этих вопросах.

Не заметить скачок цен на продукты просто невозможно
Цены на продукты из всеми любимого борща заметно выросли. Фото: pixabay

Индекс борща

Наталья готовит борщ если не каждые три дня, то каждую неделю точно. Закупается, как и многие горожане, в супермаркетах недалеко от дома. «МК в Питере» решил вместе с петербурженкой посчитать, на сколько подорожал продуктовый набор на борщ с января по апрель.

«Я закупаюсь в разных магазинах. Ищу продукты со скидками, поэтому мясо могу взять в одном супермаркете, овощи и фрукты — в другом, а молочные продукты — вообще в третьем. Иначе, если брать продукты без скидок, никакой зарплаты не хватит. От говядины вообще отказалась. Вы цены видели на нее? Поэтому борщ последнее время варю на курице или на индейке, опять же если на индейку дают скидку», — рассказывает женщина.

«И это при условии, что я старательно ищу продукты по акции. Картофель, например, без акции доходит и до 80 руб­лей за килограмм, капусту я видела и за 150. А молочные продукты? Сметана очень много где стоит 90 руб­лей. А какой борщ без сметаны?» — добавляет Наталья.

Официальные данные Росстата

Согласно официальным данным Росстата, значительный скачок роста цен на продукты пришелся на начало марта этого года, если сравнивать с январскими ценами.

По данным статистики, больше всего в период с 1 января по 9 марта подорожали капуста и помидоры (на 29%), бананы (+24,21%), огурцы (+22%), морковь (+16,41%). Менее чем на 10% выросли в цене свекла (+9,28%), сахар (6,79%), яблоки (5,54%), макароны (+5%), сливочное масло (+4,77%), лук, сметана, молоко (+4%), гречневая крупа (+3,8%) и картофель (+3,54%).

Так что можно смело заявлять, что цена на такие блюда, как борщ, щи, салат «Весенний», морковка по-корейски и свекольный салат, растут на глазах. И то, что в начале года было рядовым и привычным, постепенно перемещается в разряд деликатесов.

Росстат также приводит отдельную статистику за период с 19 по 25 марта. Она свидетельствует: цены продолжают расти. В числе товаров, которые стремятся к званию «золотых», лук (подорожал на 18%), капуста (+15,9%), морковь (+11,5%), свекла (+9,5%), картофель (+4%), яблоки (+3,7%), рис (+3,4%) и бананы (+3%). Учитывая, что в тот же период подорожали мясо (говядина на 2,2%, курица на 1,6%, свинина на 1,5%), рис (+3,4%) и хлеб (+1,2%), в разряд праздничных блюд уже можно отнести голубцы, «ежики» и котлеты с картофельным пюре на гарнир.

Почему растут цены?

Жителям Петербурга не нужно заходить на сайт Росстата или Петростата (эксперты этой службы, к слову, до сих пор не посчитали, насколько изменились цены на продукты в городе за март), чтобы понять, что продукты дорожают. Достаточно посетить любой магазин. Пару недель назад это породило ажио­тажный спрос на некоторые виды товаров. Сейчас, как убедился журналист «МК в Питере», заглянув в ближайший супермаркет, полки полны.

«В последние дни спрос на товары бакалейной группы, в том числе на гречневую крупу и сахар, несколько стабилизировался», — подтвердили нашему изданию представители торговой компании X5 Group (в группу входят сети «Пятерочка», «Карусель» и «Перекресток»).

«Мы ведем непрерывный мониторинг магазинов в режиме онлайн и при поставках товаров отдаем приоритет тем торговым объектам, где фиксируется дополнительная потребность в продукции. Одновременно мы ведем плотную работу с поставщиками для устранения «узких мест» в логистической цепочке, в том числе с учетом пересмотра закупочных цен. По опыту предыдущих ажиотажных всплесков спроса мы ожидаем, что в ближайшее время ситуация нормализуется. При этом мы просим наших покупателей взвешенно подходить к созданию запасов», — рассказали «МК в Питере» представители X5 Group.

Комментировать рост цен на ряд продуктов питания сотрудники ­рознично-­торговой компании не стали. Это по просьбе «МК в Питере» сделал доцент кафедры финансов СПбГЭУ Дмитрий Жилюк, выделив комплекс факторов роста цен.

Россияне побежали скупать гречку, хотя ее запасов достаточно. Фото: «МК в Питере»

Во-первых, по словам эксперта, в любом товаре и в том числе продуктах питания, даже если они выращиваются и производятся у нас, есть импортная составляющая. Это может быть оборудование, удобрения или иные компоненты, которые могут казаться незначительными на первый взгляд, но без них не обойтись.

Второй фактор, который выделяет эксперт, — колебания валюты.

«Если вы посмотрите на динамику этой самой валюты, то у нас в моменте доллар доходил до 130 и даже до 150, сейчас он вернулся к более низким значениям. Но вот такие колебания очень серьезно влияют на цено­образование: в цену валютного товара закладывается максимально возможный курс», — рассказывает Дмитрий Жилюк.

Третий фактор, который выделяет эксперт, не является самым важным, но он тоже есть. Каждая торговая сеть, каждый продавец стремится максимизировать свою прибыль. И воспользовавшись моментом, наблюдая, что цены на все поднимаются, он тоже может поднимать стоимость своих товаров. Еще один эксперт, с которым пообщался «МК в Питере», выделил и такие факторы, как человеческий страх и паника.

«На фоне страха, что товары в магазине закончатся, люди побежали скупать большими тележками товары повседневного спроса, которые, как правило, в большинстве своем производятся в России и не зависят от внешней торговли. Например, гречка — это исконно русский продукт, нигде в Европе не едят кашу из этой крупы, и это можно заметить по иностранцам, которые, приезжая в Россию, заказывали в ресторане гречку с котлетой, чтобы попробовать русскую кухню. Выращивают гречку в разных регионах России: это и Урал, и средняя полоса. Она не связана с югом России или с Украиной. Но люди побежали ее скупать, хотя запасов достаточно. Соответственно, чем выше спрос, тем выше цена предложения. Это основные законы экономики. С сахаром похожая ситуация, но ФАС уже разбирается в этом вопросе», — говорит в разговоре с «МК в Питере» финансовый аналитик, экономист, специалист по оптимизации налогообложения Лилия Исянова.

Лилия также добавляет, что на рост цен на овощи и фрукты из ближнего зарубежья повлияли авиаперевозки: количество рейсов сократилось, а цена на перелеты увеличилась. Сам же товар относится к скоропортящимся, и на его цену очень сильно влияет именно логистика.

Ожидать ли снижения цен?

Увы, в глобальном плане порадовать тут нечем. Однако эксперты уверены, что отчаиваться не нужно: стоимость некоторых товаров может снизиться.

«К сожалению, тенденция такая: цены, поднявшись один раз, не упадут. Тут вопрос в том, кто какую ведет политику. Есть продавцы, которые более четко оценивают колебания валют. Нет никакого смысла завышать цену с целью снизить спрос на товар. Бывает и такое: розничные цены повышаются, чтобы сбить хотя бы немного ажиотажный спрос. Объясню на примере: обычная соль столовая стоит 10 руб­лей за килограмм. Если скупить по 10 руб­лей всю соль в городе, то ее можно выставить по 50 руб­лей за килограмм. Дабы такого не случилось, не было ажиотажного спроса и пустых полок, иногда продавцам приходится повышать цены, чтобы сбивать ажиотаж спроса на те или иные товары. Они как бы говорят: остановитесь, притормозите, завтра еще будет, но сегодня не надо больше покупать», — говорит Дмитрий Жилюк.

Эксперт также добавляет, что на это же направлена политика ЦБ по увеличению ключевой ставки по депозитам. Государство как бы говорит: не тратьте все деньги сейчас, отложите на потом.

«На ряд товаров снижение цен возможно, например, на бумагу. Компоненты для производства бумаги, целлюлоза — полностью российские. И даже в Финляндии использовалась российская целлюлоза. Но в целом снижения я бы не ожидала, если только на социально значимые товары, но на них в магазинах стараются и так держать цены», — добавляет Лилия Исянова.

Эксперты советуют сейчас не пытаться расходовать все деньги, чтобы скупить все возможное. Если и делать ­какие-то запасы, то в разумных количествах. А у многих, как показал опыт, граница этих самых разумных пределов сильно размыта.

«К­то-то считает индекс бигмака или ­какой-то другой, у меня, например, индекс зеленых яблок, потому что моя семья их постоянно потребляет. Ну нет на них роста цен глобального. Вариации между 90 со скидкой и 120 без скидки. Я всегда это знал, я хожу в супермаркеты, покупаю эти яблоки. Надо помнить, что магазины заинтересованы сохранить клиентов. Любые экономические изменения сказываются повышением цен. Мы должны к этому привыкнуть, быть к этому готовы. Пока наши доходы не повысились, но обещают, что будет ­какая-то поддержка социально незащищенным слоям населения, на детей будет ­что-то выплачиваться, правительство понимает, что нужно будет компенсировать рост этих цен. Но пока этого не произошло, не нужно тратить деньги, скупая все подряд, нужна финансовая подуш­ка безопасности», — резюмирует Дмитрий Жилюк.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру