Шедевры промышленной архитектуры в Петербурге остались невостребованными

В новой части нашего обзора мы расскажем о двух крупных архитектурных объектах, у которых еще остался шанс избежать бесславной гибели

Хотя и о «возрождении» этих осколков старого Петербурга в привычном смысле говорить не приходится. Вот что странно: в годы экономических кризисов градозащитники не особенно волновались за судьбу старой городской застройки. Здания постепенно ветшали и превращались в руины, но как бы оставались в наличии — и это всех устраивало.

В новой части нашего обзора мы расскажем о двух крупных архитектурных объектах, у которых еще остался шанс избежать бесславной гибели
Солодовня «Баварии» может стать недорогим отелем. Скриншот: google.ru/maps

Между тем любой всплеск деловой активности в промежутках между кризисами сопровождался бурным и беспощадным «редевелопментом». Это мы наблюдали в 2005-2008 годах, замечали и в годы недолгого подъема перед введением «крымских» санкций. Но даже и в затишье перед пандемией многие «знаковые» объекты Петербурга переходили из рук в руки, и тогда за их участь становилось очень тревожно (все наши прошлые герои — СКК, «Северная корона», наконец, Дом Басевича — тому подтверждение).

Конечно, на самом деле городские власти обязаны сами заботиться об архитектурном контексте города, не раздавая объекты инвесторам направо и налево — но, как все понимают, такой сценарий близок даже не к фантастике, а к «городскому фэнтези». 
Следующий наш объект, кстати, и выглядит весьма фантастично. 

«КРАСНАЯ БАВАРИЯ»

Мы назовем старинный завод его «советским именем» только потому, что именно на советские годы пришелся его относительный расцвет. Хотя, конечно, работа в составе советского ЛПО (позже — «Пиво-безалкогольного комбината») почти полностью уничтожила «лицо» этого незаурядного предприятия.

На свою беду, завод был расположен на «золотой» земле — на Петровском острове. Уже в конце 90-х из унылой промзоны, куда вела всего одна дорога, остров стремительно превращался в девелоперский Клондайк. Даже бельгийский концерн «Sun Interbrew», который в 1999 году сложными путями получил контроль над «Баварией», не смог с этим ничего поделать. Ну, а банкротство было делом техники.

После массированного сноса (последняя волна пришлась на 2014 год) от промышленных построек на территории «Баварии» не осталось практически ничего. И только грандиозная семиэтажная солодовня красного кирпича (действительно в «баварском» стиле) осталась стоять немым укором для новых хозяев.

Но этот заводской корпус смотрелся слишком чужеродно посреди жилых корпусов разной степени «элитности». Было очевидно, что его ждет полная смена функционала (что, как мы знаем, не исключает и «случайного» обрушения). Как раз в 2014 году депутат ЗакСа Алексей Ковалев обращался по этому поводу к главе КГИОП, а также к начальнику Госстройнадзора.

«В части зданий уже оставлены только внешние стены, — сигнализировал депутат. — Внутренние перекрытия разрушены».

Между тем застройщик говорил именно «о развитии проекта». Хотя и не скрывал мотивов: «Мы не хотим, чтобы покупатели квартир видели в окно эту рухлядь». Итак, участок почти в 4 тыс. кв. метров и здание солодовни площадью 1,7 тыс. кв. метров предстояло превратить в «многофункциональный комплекс».

По последним («предпандемическим») данным, в солодовне решили устроить 
отель на 800 мест. Причем довольно необычный с точки зрения бизнеса. Практически — «капсульный отель» для кратких пребываний.

«Это будет двухзвездочный отель для студентов или тех, кто приезжает в город на два-три дня, — рассказывал глава компании-девелопера. — Мы руководствуемся двумя вещами: во-первых, вышел закон о запрете хостелов в жилых зданиях, и мы решили занять эту нишу, ведь наше здание нежилое. Во-вторых, город получил статус открытого неба, а значит, к нам полетят лоу­костеры со всей Европы» (о том, почему этого не будет, «МК» в Питере» писал уже не раз. — Ред.).

Кое-что будет напоминать и об истории места. На первом и втором этажах здания, по словам застройщика, можно будет сделать пивной магазин и даже бар с пивным залом — в память о том, что когда-то здесь работал прославленный пивоваренный завод.

Отмечается, что концепцию перестройки здания под подобные нужды еще два года назад рассмотрели в КГИОП, но отправили на доработку. Еще в конце 2020 года застройщик сообщал: как только снимут пандемические ограничения, обновленная концепция будет отправлена на новое рассмотрение. Так или иначе, отель в здании бывшей солодовни пивзавода «Бавария» планируют открыть в январе-феврале 2022 года.

«КРАСНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК»

Корпуса «Треугольника» вряд ли дождутся прихода больших инвестиций. Фото: pikabu.ru

Здесь мы тоже сохраним «коммунистический» оттенок в названии старинного предприятия — исторического наследника российско-американского товарищества «Треугольник» (первой в России фабрики по изготовлению резиновых изделий). Предприятие выпускало резиновую обувь вплоть до 1990-х годов, когда и было обанкрочено и растащено по кускам. Сегодня из 150 корпусов, входящих в промзону, более или менее живой вид имеет около половины. На набережную Обводного канала выходит сравнительно сохранная «деловая» зона, защищенная статусом «выявленного регионального памятника». Однако с ней соседствует и полная «заброшка» (на углу Обводного и улицы Розенштейна).

Проблемы здесь имеют глубокие корни. Несмотря на то, что основным собственником промзоны все еще является город, участки в госсобственности перемежаются участками частных владельцев. Более половины зданий (как в гос-, так и в частном секторе) не используется, зато разрушается и разворовывается.

Так, осенью 2020 года рухнула крыша корпуса № 8, который также был признан выявленным объектом культурного наследия. Ранее по той же причине обрушилась крыша цеха № 4 и частично разрушился корпус № 26. Представители Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) с тревогой сообщали, что консервация фабрики даже затруднила контроль за объектом.

«Пока окна не были заколочены, мародёров можно было легко заметить, — объясняли в ВООПИиК. — Теперь они могут действовать незаметно, а масштаб и дерзость преступлений возросли в разы».

Как писал «МК» в Питере», самый вопиющий акт мародёрства на закрытой фабрике был отмечен летом 2019 года, когда банда гастарбайтеров под видом рабочих срезала и вывезла на металлолом фактически целый этаж корпуса № 26. Поймать воров не удалось. Другой случай произошел в июле 2020-го. Несущие балки перекрытий первого этажа 22 корпуса были срезаны и похищены с применением тяжелого газорезного оборудования.

Также в Обществе напомнили, что КГИОП до сих пор официально не присвоил объекту статуса памятника, хотя самая подробная историко-культурная экспертиза была проведена здесь еще в 2016 году.

По последним данным из КГИОП, сейчас решается вопрос о включении 80 корпусов бывшей мануфактуры в реестр в качестве памятника регионального значения (уже не «вновь выявленного», но полноценного). Это будет означать и определенный охранный статус. Однако работа комиссии в 2020 году сильно замедлилась — конечно же, из-за пандемии коронавируса.

Что же касается нового применения старым корпусам, то здесь городу похвастать нечем. В августе 2017 года оператором «Красного треугольника» стал Фонд имущества, который позже заключил контракт стоимостью 500 тысяч рублей на разработку концепции развития территории с архитектурным бюро «Герасимов и Партнеры» (в партнерстве с Институтом урбанистики ИТМО и московским КБ «Стрелка»). Однако, как выяснилось позже, амбициозный проект заглох. До настоящего времени (сообщали в 2020 году в КГИОП) заявления о выдаче заданий на проведение работ по комплексному приспособлению объекта, а также проектная документация на выполнение таких работ в Комитет не поступали.

В отличие от предыдущего случая (с «Баварией»), перспективы у промзоны «Треугольника» не выглядят радужными. С точки зрения жилищного строительства участки на Обводном совсем не так привлекательны. Поэтому на влиятельных инвесторов рассчитывать тут не приходится.

Значительная доля госсобственности в этой промзоне (и даже охранный статус многих объектов) — вовсе не благо, а скорее проблема. Шанс на помощь со стороны города все же остается — осталось подключить к этому проекту серь­езных и увлеченных (а не только амбициозных) управленцев. Но эта проблема выходит далеко за рамки нашего рассказа.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 17 февраля 2021

Заголовок в газете: Несносный Петербург. Часть 3

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру