РЕВИЗИЯ ПРОШЛОГО
Действительно, наши прошлогодние позитивные прогнозы в январе 2020 года с треском обнулил коронавирус (и борьба с ним). Сбылись только сдержанные и негативные. Перечислим только некоторые.
► «Бизнеса станет меньше». Это — да. «Ужались» или впали в анабиоз целые отрасли городской экономики. И это касается не только китайских сувенирных лавок (не к ночи будь помянуты) или концертных агентств. Нет. Мало кто заметил сокращение мелких и очень мелких торговых сетей (которые еще в 2019-м мечтали стать крупными). То же произошло с мелкими полукустарными производствами (как в пищевке, так и, скажем, в производстве одежды). Зато выросло количество самозанятых и официальных безработных. На что надеялись эти последние — в общем, понятно: на «ковидные» повышенные пособия, о которых так много говорилось еще весной 2020-го. Пособий больше нет, а безработные остались.
С другой стороны, и предприниматели надеялись на госсубсидии (помните про список «особо пострадавших» отраслей?). Обещали поддержать только тех, кто сохранит трудовой коллектив. Нет поддержки — нет коллектива. И это уже почти прогноз.
► «Будем возить дорого», писали мы в начале 2020-го. И уточняли: бензин Аи-92 может уже к концу 2020 года пробить «психологическую отметку» в 50 рублей за литр. Снова мимо! Как бы ни хотелось топливным компаниям «нагреться» на панике, резкий спад в экономике города понизил и спрос на бензин в рознице. И рынок худо-бедно сработал. Цены не выросли. Пусть на этом рынке и осталось, кажется, всего три независимых игрока, а более 50% его занимают две вертикально-интегрированные топливные компании (Роcнефть и Лукойл).
Свежий прогноз: стагнация на рынке продолжится.
► «Будем летать далеко». Здесь мы предсказывали, как аэропорт Пулково станет малобюджетным авиахабом (со всеми этими Wizz Air, Ryanair, EasyJet, Volotea, Air Baltic, Fly One). Опять двойка! Коронавирус отменил и вылеты, и прилеты. Впрочем, после отмены ограничений снова развернуть сеть авиаперевозок получится довольно быстро.
► «Будем покупать по-новому». Это мы писали о продуктовом ритейле. Прогноз по факту не сбылся, но это и к лучшему. С нами остались крупные сети (к счастью, выжил «Лэнд», с окраин подобрался жесткий дискаунтер «Светофор»). Так что шока не произошло. А что магазины по-прежнему торгуют отбросами вместо продуктов — ну, так от импортозамещения никуда не деться. «Скоро уже и их никто не купит», — писали мы… и ошиблись.
Впрочем, есть ощущение, что кого-то из игроков мы все же потеряем.
► «Будем строиться». Кажется, сбылось. При этом мы писали не об очередях к больницам, а всего лишь о строительстве. Переход на работу по эскроу-счетам не перевернул рынок, льготное ипотечное кредитование поддерживало спрос весь год. А где спрос — там и… хотя нет. Экономические законы в нашей экономике не работают.
Прогноз завязан на льготы по ипотеке. Их продлили до конца июля. Выдохнем (про «ипотечный пузырь» см. ниже).
► «Будем ездить без маршруток», писали мы. К счастью, полномасштабная реформа городского транспорта так и не случилась. Ставим жирный минус, по своему значению больше похожий на плюс. Ну, а 60 рублей за жетон метро — это просто горькая вишенка на торте.
Впрочем, о метро мы скажем кое-что и дальше.
► «Будем работать без офисов». Этот оптимистичный прогноз касался в основном развития коворкингов (офисов для бедных). Но сбылось не совсем то, что мы предсказывали. Да, пугающе огромная часть бизнеса во время пандемии перешла на «удаленку» — но вовсе не из-за «растущей мобильности населения и новых, прогрессивных моделей потребления», о которых так часто разглагольствовали с высоких трибун еще в конце 2019 года. И даже не из-за «цифровизации», а из-за цифр в коронавирусных сводках.
Прогноз, кстати, скверный. Структура рынка труда продолжит меняться. Пенсионеров оттуда выбьют окончательно (под благим предлогом заботы о здоровье). Вырастут ли зарплаты у остальных — догадайтесь с одного раза.
Что еще сбылось? Помнится, в начале 2020-го мы писали о том, чего в 2020 году мы в Петербурге не увидим (сетей 5G, национального паромного оператора, новоселья в «Лахта центре», федеральных субсидий на метро, депортации нелегалов…). Если не считать метро, где ситуация с главным строителем, кажется, сдвинулась с мертвой точки, то прогноз подтвердился полностью.
Грустно ли от этого? Скорее нет, чем да. Ведь давно известно: будущее надежнее всего прогнозировать как можно более мрачным. Тогда жизнь будет полна приятных сюрпризов, всем на радость.
СМОТРИМ ВПЕРЕД
После краткого подведения итогов нам пора заняться предсказаниями на новый год. И это, пожалуй, первый год за много-много лет, который вообще невозможно прогнозировать без постоянной оглядки на год предыдущий.
► Будем копать глубоко. Речь, конечно, о метрополитене. Этот прогноз касается абсолютно всех: метро в городе все же продолжат строить, и деньги на это будут. До сих пор сводки из тоннелей нужно было читать между строк, и из такого прочтения получалось, что строить метро некому и не на что. Но вот 14 декабря (после очередной встречи городских властей с руководством банковской группы BТБ) стало известно, что новый генподрядчик определен, и это — новое АО «Метрострой Северной Столицы» (а не прежний «Метрострой»). Город пообещал обеспечить новую компанию (цитата из выступления губернатора) «трудовыми, производственными и финансовыми ресурсами, чтобы она могла исполнять госконтракты по проектированию и строительству метро ускоренными темпами». А вот сдадут ли реально хотя бы пару станций раньше 2023 года — посмотрим.
► Будем надувать пузыри. Сейчас будет прогноз, который мы не сможем локализовать во времени. Речь идет сразу о нескольких пузырях — главным образом на кредитном и ипотечном рынке. Даже без всякой пандемии (хотя по факту, конечно, с ней) задолженность физических лиц будет увеличиваться, будет расти и количество банкротств — как корпоративных, так и личных.
Кстати, за 2020 год в Петербурге обанкротилось 7267 человек (источник — Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, ЕФРСБ). Рост числа физлиц-банкротов составил внушительные 74%. Такой рост можно объяснить упрощением самой процедуры личного банкротства (хотя это упрощение по факту так и не заработало). Однако эксперты свидетельствуют: в 2020 году появился новый тип банкротов, у которых до кризиса была отличная кредитная история, стабильный доход, а кредитная нагрузка была небольшой. Понятно, что среди них многие работали в индустрии или общепите, значительный процент составили неудачливые ИП.
Проблема в том, что и ипотечный пузырь — на подходе. Льготная ипотека позволила многим поверить в себя — но сказка кончается, как только заемщик начинает реально оценивать свою платежеспособность и запоздало бросается перекредитовываться.
Известно, что такие экономические пузыри (наподобие мыльных) в процессе своего надувания выглядят очень красиво, но лопаются очень болезненно — знать бы еще, когда? Рискнем предположить, что до осени, с учетом входа в электоральный цикл, пузыри продолжат спокойно надуваться, причем к ним добавятся пузыри новые, политические (вероятно, льготную ипотеку продлят и после 1 июля 2021 года).
Когда и где рванет — не знает никто. В этих условиях остается только позавидовать работникам разнообразных юридических фирм, которые специализируются на банкротствах.
► Будем торговать онлайн. Эксперты подсчитали, что за неполный «пандемический» год рост онлайн-продаж был примерно равен росту за предыдущие 5-6 лет — причем не только в сегменте общепита, но и в одежде, и в товарах длительного пользования. «Изоляция» приучила (или научила) людей новому потребительскому поведению, и они из него уже не выйдут.
Позитивный прогноз, однако, и для старомодной торговли офлайн — в магазинах и торговых центрах. Если вдруг пандемию удастся «обнулить» (с вакциной или без), люди вернутся к любимому шопингу и к посиделкам в кафешках. Если, конечно, останутся деньги.
► Будем обновляться. Надо отдать должное пандемии: некоторые отрасли экономики, в том числе и в Петербурге, перестроились довольно сильно. Речь не только о фармацевтических гигантах и не об отечественных производителях китайских масок. Мы могли бы отметить интересные процессы в сфере транспорта, где с ростом заказов на доставку возросла и конкуренция. Конечно, переформатировалась и сфера развлечений: еще никогда, наверно, на рынке не было такого разгула онлайн-кинотеатров, стриминговых сервисов и всего такого прочего. Немного жаль, что Петербург здесь не числится в лидерах. Однако не будем забегать вперед: кажется, в 2021 году к нам придут (или наконец заработают) серьезные компании-налогоплательщики. Новогоднее световое шоу на небоскребе «Лахта центра» было пусть и скромнее дубайского, но все равно как бы намекало на те же процессы: были бы деньги, а красота нарисуется.
► Будем праздновать. И это опять-таки не прогноз, а скорее пожелание. Да, в течение года мы обходились практически без больших концертов и массовых мероприятий. Но дальше так длиться не может (вспомним про грядущие осенние выборы). Можно прогнозировать, что после вынужденного затишья российский шоу-бизнес развернется в полную силу. Всем ли понравится этот бесконечный «Аншлаг» — мы предсказать не можем.
Остается и еще куча вопросов. Можно ли всерьез рассчитывать на летний чемпионат Европы по футболу? Вернутся ли в Петербург толпы китайцев? Не захочется ли нам самим после «карантина» поскорее покинуть город? На эти вопросы мы ответить не можем. И все же мы ждем праздника и на нашей улице.