Накануне Евро-2020 в Петербурге зачищают гостиничный бизнес

В России с начала года запрещено предоставление гостиничных услуг без свидетельства о присвое­нии «звездности»

Не дожидаясь этого момента, за последние три месяца почти 400 малых гостиниц в Петербурге (треть от общего их количества) полностью прекратили работу. Зачистка гостиничного бизнеса накануне петербургских матчей Евро-2020 и финала футбольной Лиги чемпионов выглядит довольно странно: рядовым фанатам «звездные» отели не нужны. Но звезды и не виноваты. Работает «Закон Хованской».

Весной 2019 года Госдума приняла Федеральный закон от 15.04.2019 №59-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации», который запретил оказание «гостиничных услуг» в жилых помещениях. По новому закону в жилом фонде запрещено предоставлять гостиничные услуги, в число которых (в зависимости от ранга отеля) могут входить питание и бытовое обслуживание, а также организация экскурсий и продажа сувениров. Кроме того, в так называемых «средствах размещения» нельзя сдавать койко-места — как минимум комнаты целиком (довольно странное требование, особенно если вспомнить практику подселения в обычных недорогих гостиницах).

ПОКА НЕ НАЧАЛОСЬ

Наиболее законопослушные из отельеров уже с 1 октября начали закрываться или менять профиль деятельности, переходя в формат посуточного найма квартир и комнат (пока еще разрешенный сектор экономики). Одновременно с этим участились проверки Роспотребнадзора и жилищной инспекции: ведь адреса мини-отелей по-прежнему находятся в открытом доступе. Тема проверок очевидна. Жилье, которое сдается внаем «покомнатно», уже по внешним признакам может быть признано нелегальным отелем.

На конференции сообщества малых отельеров, которая прошла перед Новым годом в Петербургском Фонде имущества, спикеры особо отмечали, что в городе закрываются даже «прекрасные отели в центре, классом вплоть до 4 звезд, площадью в 2 тысячи кв. м.».

В ответ заместитель генерального директора Фонда имущества Евгения Политова предложила отельерам с помощью Фонда выставить помещения отелей на продажу и затем купить другие помещения, подобранные Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга специально для открытия там мини-отелей и хостелов и изначально находящиеся в нежилом фонде. Или вообще «инвестировать в другой бизнес».

Предложение было встречено отельерами без энтузиазма. «Так называемый «Закон Хованской» противоречит духу Конституции, — отмечали спикеры. — Он запрещает предпринимателям распоряжаться своим имуществом для ведения бизнеса. Кроме того, город уже потерял 1,5 млрд рублей налогов, не считая косвенных трат. Да и бюджетному туризму, очевидно, придет конец».

В свою очередь, Тамара Буйлова, вице-президент Ассоциации малых гостиниц, прогнозирует: последствия «закона Хованской» Петербург ощутит уже в мае 2020 года, в начале высокого туристического сезона. «Туристический поток вырастет на 20 %, но одновременно закроется 80 % средств размещения», — подсчитала Тамара Буйлова. Собственно, турпоток может сократиться на те же 30 %, и тогда вместо 9 млн туристов, которые посетили город в 2019 году, в 2020-м будет всего 6 млн.

К тому же сам город мало что может предложить гостиничному бизнесу. В 2017–2019 годах заключено лишь 18 договоров аренды нежилых помещений, восемь из них — в 2019 году, однако в реальности заработали лишь четыре хостела (в остальных до сих пор ведется ремонт). Сейчас, по данным Комитета по развитию туризма, город предлагает под хостелы всего 17 объектов.

У КОГО ЛОББИ КРЕПЧЕ

Общее мнение малых отельеров сводится к тому, что все изменения в законодательстве происходят в интересах владельцев крупных сетевых гостиниц. Да, в масштабе и города, и страны они — серьезные и надежные налогоплательщики и работодатели (пусть и зарегистрированы в иностранных юрисдикциях). Но это еще не повод разорять собственных граждан-предпринимателей.

Ссылки законодателя на «интересы граждан» и на жалобы жильцов многоквартирных домов и вовсе выглядят некрасиво. Конечно, соседям, и особенно «непростым» соседям, собственникам дорогого жилья в историческом центре, не нравится постоянный трафик приезжих рядом с ними. Но с тем же успехом можно было бы жаловаться вообще на любую коммерческую деятельность, скажем, в цокольных этажах многоквартирных зданий. К тому же мини-отели и хостелы в большинстве случаев — это вовсе не общаги для нелегалов (закрыть которые вообще-то можно было и по прошлому законодательству).

ДАЛЕЕ — ВЕЗДЕ

И это еще не конец истории. Перед новым годом депутат Галина Хованская вместе с девятью коллегами по Госдуме внесла на рассмотрение ГД еще один законопроект, который запретит не только «гостиничные услуги», но и посуточный найм в жилом фонде. Речь идет об изменениях в Федеральный закон «О туристской деятельности в РФ», согласно которым теперь уже любые «средства размещения» (включая, судя по всему, и комнаты) должны функционировать только в нежилом фонде. Надо отметить, что петербургский Комитет по промышленности, предпринимательству и экономике, а также Комитет по развитию туризма уже отправили в Госдуму отрицательные отзывы на этот законопроект.

Ирина Иванова, член профильной комиссии по туриндустрии Законодательного собрания Петербурга, отметила, что он (законопроект) полностью противоречит заявленному статусу Санкт-Петербурга как туристического центра. «Это звоночки о том, что могут запретить любую коммерческую деятельность в жилых домах. Сначала запретят отели, потом парикмахерские. Это абсурд, но к этому все движется», — повторила Ирина Иванова.

Интересно, что Министерство экономического развития РФ сразу после принятия «Закона Хованской» попыталось хотя бы немного вывести из-под удара собственников арендуемого жилья: оно рекомендовало системам онлайн-бронирования оте­лей удалить с сайтов информацию о жилых помещениях, которые сдаются внаем. Говорят также, что в этом министерстве по инициативе то ли «Опоры России», то ли депутата Вячеслава Фетисова разрабатывается альтернативный закон о туристическом жилье, но его текст пока никто не видел.

 

По данным компании Maris в ассоциации с CBRE, в 2019 году в Петербурге насчитывалось крупных 147 оте­лей на 22 000 номеров. В это число входят отели с номерным фондом более 40, которые к этому времени уже прошли классификацию и получили категорию 3*, 4* или 5*. Из них 35 отелей (более 9 000 номеров) находятся под управлением международных гостиничных операторов. Если учитывать все средства размещения (мини-отели, хостелы и др.), то объемы будут значительно больше — 1200 отелей на 40 000 номеров.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 15 января 2020

Заголовок в газете: 5 звезд для фанатов футбола

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру