И пусть сегодня поэты и барды не так разрекламированы, как поп-звезды, политики или спортсмены, поэзия никуда не делась. Творчество Олега Митяева — еще одно подтверждение тому, что авторская песня не только жива, но и необходима людям.
О первом концерте
— Олег Григорьевич, ваши песни многим поклонникам помогают выжить в трудных жизненных ситуациях. А какие композиции в таких случаях слушаете вы?
— Стыдно сказать, у меня таких случаев не было. Я иногда думаю: а случись у меня что-нибудь, не приведи господи… Как себя поведу, неизвестно. То есть я какой-то непроверенный в этом смысле человек. Бережет меня судьба.
— Помните ли вы сейчас свое первое выступление?
— Конечно. Было это на конкурсе самодеятельности в Челябинском монтажном техникуме. Мы втроем стояли на сцене в белых рубашках с закатанными рукавами и, набычась, пели «Там вдали, за рекой…» Причем каждый пел в своей тональности. Баянист вообще стоял за кулисами. Стресс испытали невероятный.
Сейчас я артист с большим стажем. И когда выхожу на сцену, это теперь больше похоже на мобилизацию. Не волнуюсь, а мобилизуюсь. И даже если появляется какая-то безответственность, то это до первой помарки или ошибки. Или слова забыл, или не ту струну задел. Живой интерес слушателя заставляет тебя выходить на его уровень. И так «заваривается» взаимный обмен энергией.
О Москве и Челябинске
— Вы много лет живете в Москве. Стали столичным человеком или провинциал в вас еще жив?
— Я — «многостаночный», «многоотросточный» провинциал. Очень много городов в провинции стали мне дороги. Но в Москве я вынужден был осесть. Поскольку столица — это перекресток всех дорог. А Челябинск все-таки чуть в стороне. Но родина есть родина — там и детство, и юность… Другой не будет. И с родным Челябинском у меня по-прежнему крепкая связь.
О профессиях
— Вы с отличием окончили институт физкультуры и могли стать тренером по плаванию. Окончили ГИТИС и могли стать артистом театра и кино. Почему вы стали бардом, музыкантом, поэтом?
— Вы забыли упомянуть, что я окончил еще и техникум, мог стать монтажником-высотником. Но от судьбы никуда не уйдешь. В 1985 году, когда я уже собирал полные залы, меня пригласили на работу в Челябинскую филармонию. Я подумал: а зачем мне это нужно? Но директор привел железный аргумент (улыбается), пообещал выделить комнату в общежитии. Я согласился.
Где только не приходилось выступать: вузы, техникумы, совхозы, сельские клубы и дома культуры. Потом втянулся, пел, сочинял и уже не мыслил другой жизни.
О своем хите и чужих песнях
— Написав песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!», вы сразу поняли, что это хит? Или понадобилось некоторое время, чтобы вы осознали это?
— «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» — первая песня, которую я написал. Ну, написал и написал. Я не собирался продолжать сочинять песни и свой первый альбом выпустил только через десять лет. Пел песни Окуджавы, Визбора. Перед поступлением в институт физкультуры я работал в пионерском лагере и там погрузился в мир авторской песни. Открыл для себя таких исполнителей, как Ланцберг, Суханов, Егоров. Их песни были чрезвычайно популярны и совершенно непохожи на те, которые звучали по радио и телевидению. Та же самая история происходит и сейчас, авторские песни и то, что звучит на нашей эстраде, разительно отличаются друг от друга.
— У вас есть альбом на стихи Иосифа Бродского. Чем близок вам этот поэт?
— Этот диск я записал в «корыстных» целях, чтобы прочитать всего Бродского, его замечательные стихи, интервью, статьи о нем. Прошло десять лет, и летом прошлого года Министерство культуры Италии отметило это событие. Мне и Леониду Марголину, с которым я записывал этот альбом, вручили премию имени Иосифа Бродского. К сожалению, в России об этом альбоме почти никто не знает.
Есть у меня и диск, записанный на стихи Пушкина, музыку к которому написал Давид Тухманов. Он приезжал на юбилей Льва Лещенко, у нас сохранились теплые, прекрасные отношения.
О концерте в ЮАР
— С гастролями вы объехали множество стран и даже побывали в такой экзотической для нас стране, как ЮАР. Как принимали вас там зрители?
— В ЮАР я попал достаточно неожиданным образом. Мы пели на улице в Германии, и к нам подошел незнакомый человек. Он исполнял в кафе песни Окуджавы и пригласил нас на свое выступление. Как оказалось, этот бард работал в немецком банке. И он предложил нам выступить в Южно-Африканской Республике.
Дело в том, что он жил в этой стране и ходил там в детский сад. А его друзьями были два мальчика. Один из них сейчас консул в России. Другой стал артистом. Конечно, от такого предложения мы не могли отказаться. Мы с успехом выступали в ЮАР. А затем вышел альбом с записью песен, которые мы исполняли в национальном театре одного из самых современных городов Африки — Претории.
О телешоу
— Несмотря на большую популярность ваших песен, вы редкий гость на ТВ. Почему так происходит?
— Главный продюсер музыкальных и развлекательных программ Первого канала Юрий Аксюта, когда я в очередной раз отказался выступать на каком-то развлекательном шоу, сказал мне, что я неправильно выстраиваю взаимоотношения с ТВ. Возможно, он прав. Но, к сожалению, на нашем телевидении сейчас все меньше передач достойного уровня. Поэтому я и не стремлюсь на телеэкран.
О записках и эмоциях
— Во время концерта вам поступает много записок. Может быть, вспомните самую необычную?
— Некоторые, самые интересные записки входят в мои книги. Есть среди них и забавные. Вот записка, которую я получил от одной из зрительниц: «Год назад на концерте в Вологде вы обещали написать песню о нашем городе. Но вы сказали, что для этого вам нужны яркие впечатления. Так вот, я согласна!» Или такая записка: «Дорогой Олег, как жаль, что такие мужчины, как вы, не встречаются в жизни».
— Почему у вас так много песен-посвящений?
— Видимо, это для меня серьезный источник впечатлений от замечательных людей…
О воспитании
— Чему вы научили своих четверых детей?
— Да учить-то как-то всегда особо было некогда. Надеюсь, что самое лучшее воспитание — это воспитание своим примером. Я уверен, что если вести себя порядочно, то дети на это будут ориентироваться.
Об игре в театре
— В свое время в театре Моссовета в спектакле «Большой Владимир», премьера которого состоялась в Италии, вы сыграли роль Маяковского. Почему выбор пал именно на вас?
— Вероятно, об этом лучше спросить у режиссера спектакля Андрея Житинкина. В то время я был на гастролях в Германии, мне позвонили и предложили эту роль. Близилось столетие Владимира Маяковского, и тогда, во времена перестройки, такое событие особого ажиотажа не вызвало. С этим спектаклем мы поехали в Италию на театральный фестиваль в город Урбино. На спектакле присутствовал знаменитый немецкий режиссер, которому наша работа понравилась. Когда он пришел к нам за кулисы, артисты чуть не упали в обморок. И лишь мы с Костей Тарасовым оставались спокойны — мы не знали, кто он такой.
О пиратстве
— Говорят, у вас есть огромная коллекция пиратских дисков с вашими песнями. Вы боретесь с пиратством?
— Нет, наоборот, искренне радуюсь. Бороться с этим явлением бесполезно. Хорошо, что сейчас можно купить альбомы через интернет. Для этого достаточно нажать кнопку. Как-то мне захотелось подарить свой компакт-диск автору-исполнителю Семену Слепакову. Я переслал ему ссылку в интернете. Такой вот подарок. Но он потом сказал, что деньги, которые там обычно требуются за не пиратскую версию, мне все равно заплатит.
О бардах
— Как на ваш взгляд, все-таки чем бард отличается от певца?
— Наверное, я бы выбрал вместо определения «бард» более широкое и современное понятие — это автор-исполнитель. Под эту категорию могут попасть тот, кто пишет или музыку, или стихи, или и музыку, и стихи, и тот, кто сам поет… Это и рокеры, и шансон, и просто эстрадники, и, конечно же, барды. Мне всегда интересно наблюдать, куда меня относят. Куда отнесут — туда и ладно.