«МК в Питере» узнал, где тянули лямку армейской службы знаменитости Петербурга

«Дембельский альбом» питерских звезд

Многие известные актеры и музыканты хлебнули солдатской жизни по-полной. «Опер» Алексей Нилов участвовал в ликвидации последствий чернобыльской АЭС, Евгений Сидихин воевал в Афгане, а звезда сериала «Физрук» Дмитрий Нагиев не раз дрался с «дедами».

«Дембельский альбом» питерских звезд
Фото из личного архива героев

Андрей Федорцов. Звезда воинской части

Со взрывчатыми веществами и стрелковым оружием Андрей Федорцов, сыгравший Васю Рогова из «Убойной силы», познакомился во время службы в железнодорожных войсках. Когда пришла повестка из военкомата, у парня даже мысли не было «откосить». Кстати, именно желание отдать долг Родине (а, как признается актер, для него это не пустые слова) открыли перед молодым человеком дверь в будущую профессию.

«Именно там я понял, что хочу быть актером. Сослуживцы ставили спектакль, и один из них неожиданно заболел. Меня попросили сыграть вместо него. Что была за роль, я не помню, но все зрители по полу катались от смеха. Так я стал звездой военной части», — вспоминает актер.

Тогда же Андрей создал свою рок-группу «Сокровенные мужики». И однажды вышел на сцену в кителе наизнанку, кедах 45-го размера, кальсонах и зеленой шапочке для плавания. «В общем, в армии мне понравилось», — резюмирует Федорцов. В запас он ушел сержантом, командиром минно-подрывного взвода. По словам актера, он и сейчас легко может изготовить взрывное устройство. Главное, знать «химию и пропорции».

Сергей Миронов. Доброволец в голубом берете

Знаменитый политик и руководитель одной из парламентских партий попал в армию в 1971 году. Более того, 18-летний Миронов добровольно пришел в военкомат. Ему предложили пойти в элиту — Воздушно-десантные войска.

«У меня тогда аж дух захватило от страха и радости, — любит вспоминать политик. — Страх, потому что сразу представил, как лечу к земле, а парашют не раскрылся. А радость, потому что драться научат, берет голубой, девочкам понравлюсь».

Армейскую лямку будущий политик тянул в Литве и Азербайджане. На дембель он ушел в звании сержанта. По сей день Сергей Миронов хранит свой голубой берет как драгоценную реликвию.

Виктор Сухоруков. Армейская репетиция

Фото из личного архива героев

Актер Виктор Сухоруков, проживший много лет в Петербурге, служил младшим командиром в полковой школе в Капустином Яре. Хотя числился в войсках связи.

«Грубо говоря, это был стройбат. Я окончил полугодичные курсы в полковой школе, так и остался», — говорит артист. Там же происходило становление Сухорукова как актера. Товарищи по службе стали первой аудиторией будущей звезды. Именно солдатам он читал стихи, басни и рассказы, которые готовил для поступления в театральный вуз. Те, что прошли «на ура», Сухоруков прочитал потом на творческом конкурсе. В итоге его готовы были взять во всех театральных вузах, куда он подал заявления. Будущий актер выбрал ГИТИС.

Михаил Боярский. Жизнь без усов

Фото из личного архива героев

Будущий Д’Артаньян желанием служить в армии не горел. В 25 лет, когда его призвали, он уже работал в театре им. Ленсовета. От тягот армейских будней молодого человека спасли... навыки игры на фортепиано. Парня определили в оркестр. Правда, вскоре ему пришлось привыкать к новому инструменту. Руководитель Боярского майор Березка, услышав, что солдат —

пианист, отрезал: «Ты что, рояль за собой будешь таскать?» Выдали рваный барабан, который Боярскому пришлось потом собственноручно заклеивать. Все прелести этого компактного инструмента Михаил оценил довольно быстро. Во-первых, под ним можно было прятаться от дождя. Когда остальные оркестранты мокли, барабанщики оставались сухими. Во-вторых, в инструменте оказалось удобно прятать неуставные напитки.

Удивительно, но актеру удалось во время службы сохранить свои длинные волосы.

«Зимой я собирал их под шапку, а летом бинтовал, чтобы их не было видно из-под фуражки. Мне тогда казалось, что моя свобода — в волосах», — признается Боярский.

А вот любимые усы пришлось сбрить. В первый и последний раз в жизни.

На дембель артист ушел в 1976 году. В его военном билете в графе «Воинская специальность» написано: «Большой барабан».

Александр Васильев. Сумбур в голове

Будущий солист группы «Сплин» ушел в армию, чтобы разобраться, как он сам признавался, с сумбуром в голове. В 1986 году Александр поступил в Ленинградский институт авиационного приборостроения, где вскоре познакомился со своей будущей супругой. Примерно тогда же он создает группу «Митра», с которой пытается вступить в ленинградский рок-клуб, но не проходит отбор. «Мне нужно было время, чтобы ото всех спрятаться, уйти от своего образа жизни — кардинально поменять его — и армия для этого как нельзя лучше подходила», — вспоминает певец.

Через месяц после провала на отборе Васильев пошел служить. В стройбате он написал несколько песен, которые потом войдут в дебютный альбом «Пыльная быль».

Дмитрий Нагиев. Испытание дедовщиной

Фото из личного архива героев

Во время учебы в Ленинградском электротехническом институте Дима активно подрабатывал. Однажды его поймали с валютой. Встал выбор: либо нары, либо казарма. Нагиев, конечно, выбрал второе. Его направили в войска ПВО в Огарково под Вологдой.

Русских в части, где всем заправляли узбеки, грузины и азербайджанцы, не любили. И били нещадно.

«Меня отправили из учебки в эту страшную точку «поднимать культуру». Я ведь из Петербурга был. В институте учился. Мастер спорта. Смазливый. Это все сыграло зловещую роль в службе... Над нашим призывом издевались год. А когда узнали, что я мастер спорта по самбо, мне пришлось еще хуже. Против лома нет приема. Ничего не помогало, били страшно», — вспоминает об ужасах своей армейской жизни Дмитрий Нагиев.

По словам актера, некоторые парни из-за дедовщины калечили себя, надеясь хоть на какое-то время попасть в больницу. Были и самоубийства. Запомнилось Дмитрию и скудное питание. Почему-то в части считали, что одна банка консервов на шесть солдат — это нормально. Как и бесконечная перловка с вареной селедкой.

Домой Дмитрий Нагиев вернулся с отбитыми почками и испорченными от постоянных побоев зубами.

«Но зато столько книг, сколько я прочел в армии на ночных дежурствах, я не читал никогда в жизни. Я пришел в театральный институт с абсолютным осознанием того, что делаю», — говорит Нагиев.

Евгений Сидихин. Законы войны и Афганистана

Евгений Сидихин (6-й слева) на встрече с сослуживцами. Фото из личного архива героев

Ленинградец Женя с детства занимался вольной борьбой и даже пять раз становился чемпионом города. Но свою жизнь он решил связать со сценой. После окончания 202-й школы поступил на актерский факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Но проучился недолго. С первого же курса Сидихина призвали в армию. Шел 1983 год, и молодого бойца ВДВ сначала отправили в Туркестанский военный округ, а оттуда — в Афганистан, где шли боевые действия. О них Евгений Сидихин вспоминать и говорить не любит: «Что тут вспоминать? Помню, бежит враг, выстрелил, он упал, я расстроился... Не надо об этом. На войне другие законы».

В Афгане Евгений прослужил год. Потом заболел тифом и попал в госпиталь. В 1985 году его уволили в запас и вскоре восстановили в институте.

Андрей Князев. Разрисованный БАМ

Князев (справа). Фото из личного архива героев

Солист группы КняZz, автор текстов и бывший вокалист «Короля и Шута», по распределению попал в железнодорожные вой­ска. Его часть строила Байкало-Амурскую магистраль. Впрочем, сам Князев отвечал совсем за другое. Будучи отличным музыкантом и художником, он оформлял стенды, рисовал плакаты и участвовал в показательных музыкальных выступлениях.

Алексей Нилов. Борец с радиацией

Алексей Нилов (в центре). Фото из личного архива героев

Актер театра и кино в армию загремел почти сразу после окончания Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Будущая звезда «Убойной силы» и «Оперов» тогда как раз женился на красавице-однокурснице Анне Замотаевой, и та была «глубоко беременна». В ноябре Алексея призвали, а в середине декабря он уже стал отцом дочки Елизаветы. В армии Нилову предложили небольшой отпуск, чтобы съездить домой и повидать жену и ребенка. Но за это он должен был потом стучать на своих сослуживцев. Актер отказался и в отпуск в итоге не попал.

Армейскую лямку он тянул в Чернигове. Там и получил военную специальность «минер-подрывник». В октябре 1986 года, когда до дембеля оставалось совсем чуть-чуть, воинскую часть Нилова перебросили в Чернобыль. Напомним, авария на местной АЭС произошла в апреле, за полгода до прибытия туда Алексея.

«Ни справок, ни особых отметок в военном билете у меня нет. Официально в то время Чернобыль уже был чист от радиации. Мы смотрели телевизор, слушали всю ту лапшу, которую развешивали советским гражданам на уши, и откровенно веселились, — мы-то знали правду», — вспоминает Алексей Нилов.

К счастью, ликвидатором последствий чернобыльской аварии актер был недолго и на его здоровье это не отразилось.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 21 февраля 2018

Заголовок в газете: «Дембельский альбом» питерских звезд

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру