Осталась ли в армии дедовщина после сокращения срока службы

Историями своих друзей и родственников об их службе в армии я, признаюсь, заслушивалась.

Кто в ракетных войсках послужил, кто в погранвойсках, и горящие ракеты со складов вытаскивали, и спящих сослуживцев выстрелами холостыми пугали... О плохом говорилось мало и вскользь. «Прости, не мог написать, записную книжку украли», — так начиналось письмо от служившего в ракетных войсках друга после долгого молчания. Однако тогда служили два года, теперь только один. Это многое меняет.

Историями своих друзей и родственников об их службе в армии я, признаюсь, заслушивалась.
vk.com

Сообщений стало меньше, но они есть

Сейчас любая социальная сеть полна фотографиями ребят в форме. У каждого второго рядом с именем пометка «онлайн». При этом понятно, что парень несет службу по защите Родины. Неужели армия стала почти курортом с доступным Интернетом и массой свободного времени, позволяющим не вылезать из онлайна.

— По закону командир каждой части сам регламентирует время пользования телефонами. В большинстве случаев это вторая половина субботы. Но в некоторых частях срочникам разрешают ежедневное пользование в свободное время, то есть вечером, — рассказал «МК» в Питере» юрист-координатор отдела по защите прав военнослужащих организации «Солдатские матери» Санкт-Петербурга Антон Щербак. — Но бывает и такое, что парни, отслужившие полгода, свободно ходят с телефонами. Могу сказать по нашей практике и общению со срочниками: где-то и правда не знают, что такое дедовщина, но во многих частях она еще есть. В ВДВ и Ракетных войсках стратегического назначения — точно.

По словам Антона Щербака, количество случаев неуставных отношений все же уменьшилось. Говорят, раньше за неделю регистрировали нескольких «бегунков» (срочников, покинувших свои части), сейчас такие есть, но их мало.

Однако полностью искоренить зло у государства пока не получилось. Последний случай произошел с матросом-срочником из воинской части, расположенной на Васильевском острове. Парень с друзьями решил похулиганить в канцелярии. Бои линейками засняли на видео. Этот «фильм» увидели взводные, передали его ротному, а сами наказали солдата отжиманиями «до изнеможения». Ротный о наказании не знал, а когда увидел видео, нервы сдали. В казарму он влетел как раз в разгар отжиманий и, не разбираясь, ударил срочника по лицу. По этому случаю уже возбуждено уголовное дело.

Гораздо худшее наказание настигло парня, проходящего службу в Лебяжьем. Часть, по словам юриста «Солдатских матерей», всегда славилась неуставными отношениями. Один из последних случаев произошел накануне Нового года, когда друг, пришедший навестить срочника, угостил его алкогольным коктейлем. Офицер запах учуял, но на экспертизу не отправил. Поскольку солдат в состоянии алкогольного опьянения, это и его оплошность. Из-за безрассудности срочника лишиться премий и получать выговоры вряд ли кому-то хочется. В эту ночь солдата поочередно избили три старшины. История выплыла, лишь когда парень, попав в санчасть, сообщил матери об отбитых почках.

А недавно очередной срочник из Лебяжьего вскрыл себе вены. В причинах этого поступка организация «Солдатские матери» еще будет разбираться.

— В чем проблема? В том, что рыба всегда гниет с головы. Чаще всего такие происшествия случаются в больших частях, где командование по каким-то причинам делегирует определенную власть военнослужащим ниже уровнем, — уверен Антон Щербак.

«Деды» ушли, «земляки» остались

По мнению другого нашего эксперта — председателя первой городской независимой военно-врачебной комиссии Сергея Стрильченко, случаев проявления дедовщины стало значительно меньше по трем причинам.

Во-первых, уменьшилось количество призываемых юношей. Так, в прошлом году осенью армейские ряды пополнили 350 тысяч человек, в последнюю весеннюю призывную кампанию набрали лишь около 200 тысяч новобранцев. При этом увеличивается число служащих по контракту. А это, по мнению Стрильченко, люди взрослые, осмотрительные, адекватные. Они на службу ходят как на работу и получают за это деньги. А сейчас мало кто хочет пополнить ряды безработных, поэтому и риск неуставных отношений снижается.

Во-вторых, положительный эффект внесло само по себе сокращение срока службы до года.

— Сейчас уже нет того деления, что было раньше — «духи», «черпаки», «деды». Почему такое раньше было? Приходит молодой человек в армию, его те, кто заканчивает службу, начинают гонять, авторитет демонстрируют. Потом парень сам становится «дедом» и решает: «Меня гоняли — и я буду». А теперь разница между военнослужащими — полгода. Она несущественная, потому никто никого и не гоняет, — уверен эксперт.

В-третьих, оздоровило атмосферу в армии появление военной полиции, которая занимается предупреждением и расследованиями преступлений в воинской части и вне ее, если нарушения закона совершены военными. По сути она выполняет работу и прокуратуры, и дознания.

— Если такое подразделение создано, логично, что оно должно показывать результаты, — считает Стрильченко. — Сотрудников в него отбирали из числа самых достойных офицеров. Так что внимания тому, что происходит в воинских частях, сейчас начали уделять больше.

Если хоть как-то справиться с дедовщиной удалось, то другая беда армии — землячества — все еще время от времени проявляется. Да, военкоматы стараются отправлять ребят из одного региона в разные части и рода войск. Но земляки всегда будут держаться вместе.

— А если десять человек соберутся и решат побуянить, тут мало что сделаешь. И такое бывает не только в армии, но и на улице, в кафе, — говорит Сергей Стрильченко. — Раньше были гауптвахты, сейчас их отменили и, возможно, зря.

И все же в общем, по данным наших собеседников, ситуация в самой армии и отношение к ней в обществе изменились. Да, в юридические компании, помогающие официально получить белый билет, продолжают обращаться парни призывного возраста из семей с хорошим достатком. Но в то же время, стало больше ребят, которые хотят служить. В основном это юноши из деревень, которым не найти работу у себя в районе, а видеть, как все вокруг выпивают, они не хотят. Для них армия — возможность получить профессию, а потом и работу по контракту.

Теперь «убивают» морально

Побоев и унижений с избиениями в армии стало меньше. Однако, по словам военных правозащитников, зреет новая проблема. Все чаще к ним стали обращаться с жалобами на то, что ребят «убивают» морально. Вместо избиений сейчас могут назначать регулярные наряды вне очереди или просто не давать высыпаться. Это подавляет моральный дух солдат, ломает их настолько, что они готовы комиссоваться через психиатрический диспансер. И таких случаев, по словам юриста Антона Щербака, становится все больше. Но это уже совсем другая история...

Сокращается срок, уходят традиции

Сокращение срока службы не могло не сказаться на армейских привычках. Дембельский альбом, который раньше любовно собирался на протяжении двух или трех лет, уже заменили фотоальбомы в социальных сетях. Однако не стали менее любимы широко празднуемые ранее солдатами «100 дней до приказа». Некоторые, как и прежде, выкладывают для фотографии ремнями цифру «100». Но все чаще можно увидеть просто картинку в мобильном телефоне, которая показывает, сколько солдат уже прослужил, а сколько ему осталось. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру