Сласти из бычьей крови
Гематоген впервые был выпущен в Швейцарии в конце ХIХ века. В начале ХХ он пришел в Россию как лекарство от железодефицитной анемии — заболевания, при котором в крови не хватает железа. Изготавливался из бычьей крови — медики полагали, что ее употребление повысит содержание железа в организме человека. Польза от него была, но не слишком большая. К тому же, поскольку в гематоген добавляли сахар (для вкуса), ежедневно можно было съедать ограниченное количество батончиков.
— А железа в нем как раз не так много, — рассказывает провизор Дмитрий Резников. — Если посмотреть состав гематогена, то там значительно больше сахара, сгущенного молока и патоки.
Чтобы этот препарат реально восполнил дефицит железа, взрослому человеку нужно было съедать в среднем примерно 10 батончиков в сутки. А разрешалось не более двух.
С развитием науки, как рассказывает Дмитрий Резников, были разработаны специальные медицинские лекарства для лечения анемии. Содержание в них усваиваемого организмом трехвалентного железа в три раза выше, чем в сладкой плитке из аптеки. Гематоген же остался биологически активной добавкой и полезным лакомством для детей.
Гости из прошлого
Другой популярный раньше препарат, отживший свое в современной медицине, — левомицетин, которым бабушки любят пичкать внуков при диарее (то есть поносе).
— Левомицетин очень вреден для костей, — предупреждает Дмитрий Резников, — и, кстати, запрещен в Европе.
Причина пристрастия старшего поколения к этому лекарству — дизентерия, эпидемии которой случались в начале и середине прошлого века. Ее действительно лечили левомицетином, и тогда это было оправданно. Сейчас же диарею, как правило, вызывают совсем другие причины — чаще всего банальное отравление несвежими или немытыми продуктами. А случаи дизентерии, при которой показан левомицетин, почти не встречаются.
Смертельно опасны
В середине прошлого века больные зубы зачастую лечили мышьяком, особенно если требовалось удаление нерва. В зуб на пару-тройку дней закладывали яд, он «убивал» нерв, и его можно было спокойно удалить. Но мышьяк очень токсичен, он смертельно опасен. С развитием науки использовать его стоматологам запретили. Сейчас нервы умерщвляют лидокаином и электротоком.
До середины ХХ века очень опасным являлось и средство от сифилиса — свинцовая мазь. Эффект она давала, но и отравление организма было довольно сильным. Сейчас сифилис лечат антибиотиками.
Раньше повышенное потоотделение лечили мазями, содержащими алюминий. Она забивала поры, и человек меньше потел — до какого-то момента. Но это была временная мера. Сейчас потливость лечат ботоксом — тем самым, которым убирают «гусиные лапки» в косметологии. Это вещество вызывает временный паралич мышц — за счет чего исчезают морщинки на лице. Оно же, если его вколоть в подмышечные впадины, парализует сальные железы. Интересно, что вообще ботокс — это ослабленная бацилла ботулотоксина, вызывающая столбняк.
Самые большие перемены коснулись антибиотиков. Они стали значительно безопаснее и мощнее. Впрочем, последнее — суровая необходимость. Бесконтрольное применение антибиотиков в середине и конце прошлого века, когда они стали очень популярными, выработало у людей привыкание, а у бактерий — устойчивость к такому лекарству. Теперь, чтобы антибиотик был эффективным, его принимают по 2–3 миллиона единиц. Для сравнения, в 40-е годы ХХ века дозировка была не выше 100 тысяч единиц.
А как у них?
В Европе запрещен не только левомицетин, но также корвалол, бисептол и нафтизин, как неэффективные лекарства. А еще зеленка, поскольку наряду с инфекцией она выжигает здоровые нервные клетки. Собственно говоря, жжение при использовании зеленки как раз и возникает при гибели этих клеток.