«Мы добровольно из России не уйдем»

Как подружить русских и дагестанцев

В 2013 году исполняется 200 лет со дня вхождения Дагестана в состав России. Сейчас это одна из самых неспокойных республик. То и дело там проходят спецоперации по уничтожению незаконных вооруженных формирований, случаются и громкие убийства. Не всегда мирно ведут себя дагестанцы и в других регионах России. То устроят свадьбу со стрельбой, то спляшут лезгинку в центре столицы. И в армии до недавнего времени с ними были проблемы, и футбольные фанаты «Анжи» одни из самых агрессивных… За что дагестанцы обижаются на русских, рассказал «МК» в Питере» поэт и переводчик, председатель Союза писателей Дагестана Магомед Ахмедов.

Лермонтов — дагестанский поэт

— Вы переводили на аварский язык русских поэтов. С кем из них было сложнее всего «работать»?

— Чем талантливее поэт, тем сложнее его переводить. Труднее всего было с Пушкиным, Лермонтовым, Блоком и Есениным. Русский язык вообще очень сложный, в нем много оттенков и символов. Возьмем, к примеру, стихотворение Сергея Есенина «Черный человек». Мне надо было читателям объяснить, что это за черный человек. Ведь они могли подумать, что это негр. Сложности были и с пушкинским «Пророком». Как вы знаете, в исламе есть свой Пророк. Все это мне приходилось объяснять. Это непростая работа. Ведь стихотворение — как цветущее дерево. И когда ты его пересаживаешь на другую почву, так легко сломать какую-нибудь ветку.

— На Кавказе вообще любят русскую поэзию? Читают Пушкина, Лермонтова?

— Еще как! Особенно популярен у нас Михаил Лермонтов. У каждого жителя Кавказа ощущение, что Лермонтов — это прежде всего дагестанский поэт, а только потом — русский. Мы относимся к нему не как к классику, который когда-то писал о Кавказе, а как к живому человеку. Как будто он до сих пор бродит где-то по горам Дагестана. И, кстати, у нас даже открыт туристический маршрут по местам Лермонтова на Кавказе.

— Русских в Дагестане много, или почти все они уехали из республики?

— Русские уезжали после развала СССР. Но вовсе не потому, что им было у нас плохо или их специально выгоняли. Просто тогда массово закрывались заводы, колхозы, и люди оставались без работы. Вот они и уезжали в другие регионы России, к родственникам. Но в последние годы русские возвращаются обратно. Потому что Дагестан стал их родиной, они скучают! У нас есть, например, огромный Кизлярский район, где они компактно проживают. В Дагестане среди простых людей никогда не было антирусских настроений. Есть люди, которые хотят, чтобы они были. Но их нет и быть не может! Потому что никто из нас не забывает, сколько добра русские нам сделали. В память об этом в Дагестане стоит памятник русской учительнице.

После Октябрьской революции в Дагестан приехало очень много русских учителей, врачей, рабочих, инженеров. Кто-то из них селился в аулах, кто-то в городах. Они внесли огромный вклад в развитие республики. Например, первыми учительницами у большинства горских ребят были именно русские женщины. Это они когда-то боролись с безграмотностью, открывали для детей русский алфавит, а потом и великую литературу. Памятник русской учительнице, который стоит в Махачкале, — на самом деле благодарность всей русской интеллигенции за ту помощь, которую она оказывала горским народам. Поверьте, мы не забывали об этом никогда. Мы будем помнить и дальше.

«Не надо науськивать нас друг на друга»

— Русские возвращаются в Дагестан, а жители Северного Кавказа едут в центральную часть России. Почему?

— Большая часть населения Дагестана живет высоко в горах. После окончания школы оттуда приезжает в Махачкалу целая «армия» выпускников поступать в вузы. Половина не проходит вступительные испытания. И тогда начинается «броуновское движение»: молодежь снует туда-сюда по городу, пытается найти работу. А ее в Дагестане мало. Вот и уезжают наши ребята: кто в Москву, кто в Петербург. Конечно, кто-то из них, вырываясь от родителей, бабушек и дедушек, начинает у вас безобразничать. Мы в Дагестане очень огорчаемся, когда слышим, что кто-то из наших стрелял из травматического пистолета или танцевал лезгинку в центре Москвы или возле Исаакиевского собора. Еще в Махачкале мы объясняем нашей молодежи, что если они уезжают в другой город России, то должны вести себя там очень достойно, уважать местную культуру и обычаи. Ведь по их поведению будут судить обо всем Дагестане. Ну зачем возбуждать ненависть к своим землякам?

— Что нужно сделать, чтобы убрать настороженность, которую иной раз чувствуют друг к другу русские и кавказцы?

— Мы должны лучше узнать друг друга. Как это сделать? Можно просто перенять опыт СССР. Тогда регулярно проводили дни Дагестана в разных областях России, выступали деятели искусства Северного Кавказа, рассказывали о республике, традициях. А можно пойти и еще дальше. В центральной части России много заброшенных деревень. Почему бы туда не переселить молодых людей с Кавказа, вместе с женами, детьми. Пусть они там работают, поднимают сельское хозяйство. Ведь дагестанцы не боятся сложностей. Они с детства знают, что такое труд, потому что в горах очень суровая жизнь. Если в России нужна рабочая сила, то лучше, наверно, не мигрантов приглашать из Таджикистана, а своих людей, таких же россиян. А еще у нас в Дагестане в советское время были потрясающие базы отдыха, где отдыхали люди от Владивостока до Балтики. Давайте их восстановим. Ведь у нас прекрасный берег моря, замечательный песок, а какие водопады, горы! Что такое Турция по сравнению с нашим Дагестаном? Давайте уже использовать весь потенциал Кавказа. Но, чтобы это сделать, нам надо разобраться с одним простым вопросом: мы с вами разрозненные народы, которые не имеют ничего общего, или все-таки одна страна, которая называется Российская Федерация?

— В Дагестане знают ответ на этот вопрос?

— Поэт Расул Гамзатов как-то сказал: «Мы добровольно в Россию не входили и добровольно из нее не уйдем». И мы в Дагестане с этим согласны. Но есть те, кто только и ждет, чтобы Россия развалилась так же, как в свое время Советский Союз. Вы думаете, Россию так любят в мире? Нет, у нее очень много врагов. Вы поймите, если в Дагестане спокойно, то и на Кавказе тихо. А если на Кавказе мир, то и в России тоже. Поэтому не надо науськивать нас друг на друга, давить на болевые точки. Мы один народ! В Великую Отечественную мы же объединились, стали настоящими братьями. Значит, и сейчас это возможно.

В армию — за деньги

— А в Дагестане сейчас спокойно?

— Вы знаете, не так страшен черт, как его малюют. Конечно, у нас есть проблемы, но они не такие ужасные, как вам об этом показывают по телевизору. Масса хорошего происходит в Дагестане — у нас открывают школы, строят мосты, дороги — но об этом почему-то не говорят.

Конечно, если постоянно твердить, что Дагестан — это проклятый край, где только и делают, что стреляют, убивают, то люди будут бояться его. Но это ведь не так!

— То есть в республике не убивают полицейских, не проводят спецопераций по уничтожению бандформирований?

— Я не говорю, что Дагестан — сплошной райский уголок. Да, идут спецоперации. Но чаще всего они проходят в лесу. Я вот смотрю сейчас в окно: в Махачкале теплый солнечный день, идет нормальная человеческая жизнь, как и в Петербурге. Конечно, есть проблема с экстремистскими организациями. В основном под их влияние попадает несмышленая молодежь. Причем зачастую родители об этом даже не подозревают. Вроде сын уехал на заработки, а потом вдруг он оказался в лесу среди экстремистов. Мы ведь уже толком не знаем, чем занимаются наши дети. Я говорю не только о Дагестане, но и о всей России.

— Чем завлекают молодых ребят в лес?

— Представьте: молодой человек не нашел работы, не поступил в институт, ходит-бродит по городу в безысходности. И тут к нему подходит его же сверстник и говорит примерно следующее: «Что ты тут болтаешься? Хочешь заработать денег? Хочешь почувствовать себя мужчиной? На тебе автомат». Сначала такой молодой человек пойдет просто посмотрит, а потом ему что-то пообещают, дадут задание, а дальше уже все: он связан с экстремистами кровно, никуда не денешься.

— В последние годы дагестанцев не хотят брать в армию. Якобы на службе они часто нарушают дисциплину, собираются в группы, «разводят» дедовщину, издеваясь над сослуживцами из других регионов России. Как относится дагестанская молодежь к тому, что их не пускают служить?

— Конечно, эта ситуация оскорбляет дагестанцев. Доходило до смешного: чтобы попасть в вооруженные силы, люди платили деньги в военкоматах! А как иначе? Ведь у нас традиционно считается, что если человек не отслужил в армии, то он не прошел школу мужества. Наверно, кто-то наверху боится, что после армии молодежь с Кавказа, уже наученная всему, может податься к экстремистам. Но этого не будет никогда. Дагестанцы очень верные люди. Если им доверяют, они до конца будут рядом, не предадут ни за что!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру