У Питера новая «крыша»?
В начале октября полицейские задержали и поместили под стражу семерых дагестанцев, подозреваемых в перестрелке на Думской улице. У задержанных изъяли: два травматических пистолета, две бейсбольные биты, резиновую дубинку, пять пар наручников и экстремистскую литературу. Уголовное дело переквалифицировали с «хулиганства» на «хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору».
Сам инцидент произошел 21 сентября. По одной из версий, за сутки до этого парни из Дагестана не прошли «фейсконтроль» в баре «Пойзон» — охранники не пустили их в заведение. Дагестанцы собрали «подкрепление» и решили проучить придирчивую охрану дракой со стрельбой. Существует и другая версия. Якобы задержанные обложили данью водителей маршруток и в бар на Думскую тоже явились предложить свои услуги «крыши», но встретили сопротивление. Однако эта версия официально не подтверждается. А пока задержанные, если верить питерской полиции, дают «признательные показания», мы обратились за разъяснением к Сергею Никитину, тренеру Рустама Абдурапова, одного из подозреваемых в «хулиганстве» на Думской.
Справедливость вне закона
Сергей Никитин, чемпион Европы по боевому самбо, чемпион России по панкратиону. В последние три года он тренировал Рустама. Никитин признался, что пока находится в замешательстве. Он недавно вернулся со спортивных сборов из Америки и о том, что его ученик задержан, узнал из прессы.
— Меня очень сильно удивило, что среди подозреваемых Рустам. Я не знаю, как там все было на самом деле, а связи с Рустамом у меня сейчас нет никакой, чтобы спросить его самого. Но не могу поверить, чтобы он мог так поступить. Сейчас многие ребята приезжают с юга России и не работают, непонятно, на что они живут. Да, таких можно заподозрить, что они чья-то «крыша». Но Рустам работал охранником и зарабатывал деньги честным трудом. Видно было, что жил он по средствам. Жениться собирался. Конечно, всякое бывает, и люди могут измениться в силу обстоятельств. Но я же видел Рустама!
Видел, как он работал на тренировке. Как дружил с ребятами. Он всегда был позитивным и веселым парнем. И никаких конфликтных ситуаций не создавал. Я знаю и видел, как дагестанцы, например, на тренировках обосабливаются, сбиваются в «стайки». Но это все не о Рустаме. Среди его друзей много русских ребят. Допускаю, что какие-то его друзья вне спорта живут не совсем правильной или законной жизнью. У нас у каждого есть разные знакомые, но это не значит, что мы сами такие.
Даже в 90-е годы, когда был разгул преступности (я это точно знаю, я во всем этом жил), часто страдали ребята, которых сажали «за компанию», потому что они знали кого-то из тех, кто участвовал в «темных» делах. К сожалению, в 90-е спортсмены были близки к незаконным структурам. Может быть, и Рустам просто знал каких-то людей и «попал» вместе с ними.
— У вас на тренировках занимаются люди разных национальностей и конфессий, как они уживаются?
— Мне, как тренеру, не важно, кто спортсмен по национальности. Мне важно, чтобы он внутренне был хорошим человеком. И если он мне приятен, то я в него душу вкладываю. Неприятных я игнорирую на тренировке. Есть у меня и такие люди, но я стараюсь их не замечать. К Рустаму я всегда тепло относился, мне казалось, что он правильный парень.
— Отрицать конфронтацию между представителями разных национальностей невозможно, — продолжает тренер Сергей Никитин. — Но когда люди начинают заниматься в одной спортивной секции, то они начинают дружить и считают это нормальным. При этом к другим представителям не своей национальности могут относиться, мягко говоря, негативно. Такое очень даже бывает. Славянский парень к кавказцам, например, сам по себе тоже может относиться плохо, а на тренировке он об этом и не вспомнит. Потому что внутри спорта они друзья.
Они друг другу помогают готовиться к соревнованиям. Часто мы работаем на какого-то спортсмена всей группой. И русскому помогает дагестанец, а дагестанец — русскому. И мы сближаемся — получается коллектив. Спорт вообще сближает. Но в то же время мы видим, что происходит вокруг и что активно обсуждается в СМИ — то национальные танцы на площадях, то убийства. Таких случаев много. Это раздражает и формирует негативное мнение. Но лично я старюсь вложить в человека чувство справедливости вне зависимости от национальности. И тут очень важно понять мотив, почему Рустам оказался на Думской.
Никто из нас этого точно не знает. И если он действовал несправедливо, то я Рустама никогда не поддержу, как бы он до этого мне ни был дорог. А если справедливо, то я буду на его стороне. Справедливость важнее национальности. И если человек поступает по справедливости, даже и не очень законно, то это совсем другой разговор.
— Если они пришли в бар отомстить охранникам за своих друзей, которых те не пропустили, это справедливо?
— Нет, конечно. Если дело было так, то я не поддерживаю действия моего ученика. К тому же это повлечет за собой волну с другой стороны. И русские ребята будут поступать так же. Это будет кошмар. И эти стычки постоянно происходят. В том числе, как парни рассказывали мне, между самими кавказцами — например, между чеченцами и кабардинцами. И дело здесь не в религиозных разногласиях — о них говорят те, кто ничего не знает. Урегулирование конфликтов зависит только от государства. Если государство сильное, то конфликты быстро заканчиваются.
«Мирзаев ударил как мужчина»
— А если государство слабое? По какой «справедливости» мы должны жить? Кто защитит нас от спортсменов, таких как Расул Мирзаев?
— Каждый из нас, из мужчин во всяком случае, бывал в ситуациях, когда агрессия выливается в драку. Не буду говорить, что это нормально. И Мирзаев не как спортсмен ударил этого парня, а как мужчина. И если с этой стороны посмотреть на тот конфликт, то все национальные моменты стираются. Просто один мужчина «задел» другого. И это не было избиение или добивание. Вы знаете, как люди дерутся на улицах? Они прыгают на головах друг у друга. А у Мирзаева был один удар всего.
Я не оправдываю никого, но все парни хоть раз в жизни дрались, если они не слабые духом. Если их оскорбляют, они отвечают. Я сам был в ситуации, когда оскорбляли меня, или толпа русских, подчеркиваю: русских мужчин, пыталась обидеть мою маму. Зачем? Я не понимаю, что было у этих людей в их пустых душах, но мне приходилось драться. И это могло кончиться очень плохо для кого-то. Я не думал о том, что с ними будет, когда вступал в поединок.
В голове в этот момент творилось совершенно другое. И национальности тут вовсе ни при чем. В жизни бывает так, что мы деремся. Не всегда можем рассчитывать на то, что закон защитит нас или наших близких. Ладно бы оскорбление словами. Но у нас людей режут на дороге, а представитель власти говорит, что жертва сама себя пять раз «пырнула» ножом. Человек, у которого есть жена, дети и достаточно денег для достойной жизни, решил так оригинально «самоубиться».
Это смешно и горько одновременно. Это говорит о том, что во власти — трусы или продажные твари. Государство, которое не может быть справедливым и сильным, которое не способно рассудить по-справедливости, — оно не только не сдерживает межнациональную и прочую рознь, оно ее провоцирует. Так и получаются ситуации, когда мужчина, реагируя по-мужски, оказывается вне закона.
«Они показывают плюсы ислама»
За Мадина Юзбекова тоже нашлось кому вступиться. «МК» в Питере» связался со спортсменами, с которыми Мадин в 2012 году ездил в Китай завоевывать звание чемпиона мира по кунг-фу.
Раймонд Магомедалиев, чемпион России по рукопашному бою, чемпион России по кунг-фу — 2012, чемпион мира по ушу-саньда — 2012, ответил нам из Москвы:
— Уверен, что хулиганство и Мадин — несовместимы. Он сдержанный и умный молодой человек, который уже женат и имеет двоих детей. Я думаю, что хулиганство, которое ему приписывают, — это очередная провокация, которые так распространены в нашей стране. А по поводу межнациональной розни я скажу, что между спортсменами абсолютно никакого разделения нет. Я тренировался в разных залах в Питере и Москве. Не буду говорить за всех, но лично я никогда не сталкивался с этим.
Раймонда поддержала питерская спортсменка Светлана Галкина, вице-чемпионка Европы по ушу-саньда, серебряный призер чемпионата мира по ушу-саньда и серебряный призер чемпионата мира по кунг-фу:
— Когда мы с Мадином ездили на чемпионат мира, он показал себя как воспитанный, внимательный человек и как перспективный боец. Ничего плохого о нем не скажу.
— Светлана, вы замечали, чтобы в среде спортсменов пропагандировали националистические идеи? Возникают ли на тренировках конфликты на национальной почве?
— К счастью, в зале редко встречаются расисты и националисты. Дагестанцы, русские, узбеки, таджики, буряты, кабардинцы... Все вместе тренируются, вместе выступают на соревнованиях, поддерживая друг друга. Что касается религии, то, безусловно, большая часть спортсменов — мусульмане, но никто из них не ведет активной пропаганды, а скорее, своим примером показывает плюсы ислама.
— Какие плюсы?
— Уважают старших, внимательны к женщинам, редко имеют вредные привычки. У русских это тоже есть, но реже. А тех, кто «валит» на ребят уже и рэкет, наверное, тоже можно понять... Им нужна статистика раскрываемости.
Национальные особенности единоборств
Но, видимо, не со всеми Мадин был любезен, как со Светланой. «МК» в Питере» пообщался с тренером по единоборствам, который хоть и пожелал остаться неназванным, но признался, что в 2008 году сильно разозлился на Юзбекова и больше не пустил на тренировки за то, что спортсмен оказался «дерзким пацаном».
— Он, конечно, многого достиг в спорте, но социализация ему плохо дается, — сделал свой вывод тренер. Зато поспешил дать положительную характеристику третьему из задержанных спортсменов.
— Камиля Мусаева отлично знаю. Наблюдал за ним в 2008–2009 годах. Он трудяга. Пока не ушел из любительского бокса в профессиональный, я часто видел его в зале, он тренировался больше всех. Выдающийся мальчик. И такой спокойный, скромный.
— И что «выдающихся мальчиков» приводит к хулиганству? Имеет ли право спортсмен вступать в бытовые конфликты?
— Через меня прошли сотни человек. Боевые искусства — это не шахматы, они дают преимущества перед другими людьми и возможность выжить в экстремальных ситуациях. Кстати, дураков среди бойцов высокого уровня нет, и они не склонны к дракам на улице. Но расслоение общества очень сильно действует на всех этих мальчиков. Все дело в укладе жизни. Если живешь в европейском обществе, то сложно понять некоторых выходцев из Дагестана, где в отдельных районах до сих пор чуть ли не феодальный строй. А им сложно понять нас. Это столкновение цивилизаций.
Кстати, в мире единоборств есть свои национальные и социальные особенности. В виды, которые направлены на шоу — бокс, муай-тай, кикбоксинг, — идут русские. В те виды, которые требуют занятий с детства — карате, тхеквондо, капоэйра, — тоже славяне, преимущественно из богатых семей. А вот в контактные, более жестокие виды — кавказцы. И есть такие клубы, где перед тренировками совершают намаз, там одни «бородачи» занимаются. А в других клубах — в ходу православные молитвы.
Национальные и религиозные лозунги самым жестким боевым искусствам необходимы. Человек, который идет на ринг, не бегает и не прыгает на скорость, его могут покалечить или убить. И он решает для себя вопросы достаточно серьезные. За Сталина или КПСС не пойдешь на ринг, но идея должна быть. У всех разная. Толерантны только айкидошники и прочие буддистские товарищи. В принципе, любое общество должно не только себя развивать, но и уметь себя защищать. А сейчас нам, пожалуй, остается читать книги о том, как рождались и умирали цивилизации.
«Дал слабину — у кавказцев бунт»
Рассказы о молитвах перед тренировками оказались не только словами. «МК» в Питере» подтвердил этот «феномен» вице-президент Федерации боевого самбо России, председатель регионального отделения ФБСР в Петербурге Михаил Смирнов.
— В сентябре в «Юбилейном» проходили соревнования «Новая история», и я обратил внимание, что среди зрителей и участников дагестанцев почти нет. Спрашиваю у коллег: а что случилось? Мне посоветовали по сторонам посмотреть. И действительно, флаги со свастикой висят, ну, или знаком солнцеворота, как говорят. Клубы выступают с названиями типа: «Сварог», «Варяг», «Сечь» — видно, что тоже национальной направленности турнир, только славянской. А то, что намаз совершают, это правда.
На международном турнире как-то собрались мы все в спортзале, мусульмане наши смотрят, что специальной молельной комнаты нет. Бах на колени и давай прямо в зале поклоны отбивать. И что им сделаешь? Так принято. И они молятся, сколько там им надо раз в день. А бывает, что приходит батюшка на соревнования, окропляет площадку святой водой и говорит правильные слова.
— Федерации могут повлиять на то, чтобы, кроме физической подготовки, в спортзалах не было еще и религиозной? Все-таки мы живем в светском государстве.
— Федерация — общественная организация, она ничего не может. Только отстранить спортсмена от соревнований. Наверное, просто не надо выставлять религиозность напоказ. Чтобы не бегали и не кричали на соревнованиях: «Аллах акбар!» Как только такое крикнут — сразу дисквалификацию — и будут скромнее. Кавказцы такие — дай слабину, и сразу бунт. Но как только проявил жесткость — одного снял с соревнований, другому пригрозил, — так все ходят как шелковые и культурные. Хорошо на них действует только сила.
— Мы с такими спортсменами не вернемся в лихие 90-е?
— Нет, время изменилось. Естественно, что парни, у которых есть физическая сила, но нет денег, могут стать бандитами. Но полиция должна это все на корню пресекать. Не так, что правоохранители по факту кого-то схватили и «колоть» повезли. Надо вести профилактическую нормальную работу. Чтобы выходцы с Кавказа постоянно понимали, что они под контролем. Ведь, как только они поймут, что против них применят жесткие меры, так сразу становятся нормальными людьми.
— Дикий мир какой-то...
— Нашим ребятам надо тоже быть сильными. К таким всегда с уважением относиться будут.
Должно быть как во Франции или Японии — в школах есть единоборства как урок физкультуры. И если у нас самбо, например, национальный вид спорта, так давайте же его вводить в школы. Тогда на выходе у нас будут крепкие ребята, и никаких конфликтов не будет. Будет дружба между кавказцами и русскими, потому что они перестанут русских воспринимать как мальчиков для битья.
— Вы в Питере армию экстремистов не боитесь вырастить?
— Нет. Спортсмены постоянно под контролем. У меня у самого были и есть дагестанцы на тренировках: кто-то в полицию идет работать, кто-то в МЧС. Те, кто здесь вырос, привыкают к нашей жизни. А эти ребята, насколько понимаю, попали в дурную компанию людей, которые проходят своеобразный период развития — рэкет. Прямо как мы двадцать лет назад.
Фото - vk.com, kungfu-moscow.ru, action-force.net