«Жизнь умерла»: выживший в утонувшем автобусе петербуржец год спустя рассказал о трагедии

Год назад, 10 мая 2024 года, в Петербурге произошла трагедия: автобус 262-го маршрута упал в Мойку, погибли семь человек. Спустя год о тех жутких событиях в разговоре с «МК в Питере» вспомнили единственный выживший пассажир смертельного рейса Александр Тверитнев и капитан проходившего рядом судна «Борт № 1» Ян Карасев.

«Жизнь умерла»: выживший в утонувшем автобусе петербуржец год спустя рассказал о трагедии
В той жуткой трагедии выжили лишь двое: водитель автобуса Рахматшох Курбонов и пассажир Александр Тверитнев. Фото: «МК в Питере» / Александр Кайданов

10 мая 2024 года автобус, за рулем которого был 44-летний Рахматшох Курбонов, после неудачного маневра при повороте с набережной Крюкова канала на Большую Морскую улицу остался без управления. Тяжелая машина снесла у Военно-морского музея два якоря (каждый весом по 2,6 тонны), выскочила на встречную полосу, протаранила на Поцелуевом мосту два автомобиля, пробила гранитную ограду, смяла забор моста и рухнула в Мойку. Очевидцы сразу сообщили о произошедшем в Единую службу спасения и, не дожидаясь, приезда оперативных служб, бросились спасать пассажиров автобуса. Не раздумывая, в холодную воду с моста прыгнули Идрис Гаджиев, Мухаммад Гасанов, Шахбан Джабраилов, студент МГИМО Гаджи-Мурад Садуллаев и его друг Владимир (они приехали посмотреть Петербург), Илхом Эргашев и Ерхан Аханов. Они добрались до автобуса, сорвали люк на крыше и пытались достать людей из затопленного салона.

Спасение утопающих

На помощь поспешили и шедшие по Мойке суда.

«Мы с гостями были около арки Новой Голландии. Когда я рассказал гостям про нее, развернулись, пошли в сторону Поцелуева моста. Слышали с набережной какие-то звуки ударов, падения. А потом уже, когда стояли, пропускали теплоходы, увидели, как автобус пробил заграждение и упал в воду», — вспоминает капитан судна «Борт № 1» Ян Карасев.

Фото: «МК в Питере» / Александр Кайданов

Так как перед его судном было два теплохода, он, отвечая за безопасность своих пассажиров, не стал сразу подходить к месту трагедии.

«Чтобы не мешать их маневренности в достаточно узком пространстве, я стоял позади них. Сначала теплоходы сделали то, что положено по правилам безопасности и помощи утопающему. А там прыгали ребята с моста уже», — поведал наш собеседник.

По его словам, когда одно из судов максимально отошло, его капитан попросил Яна, чтобы он подошел на своем судне — более маневренном. «Борт № 1» — ниже и легче больших прогулочных кораблей. Он, подойдя ближе не смог бы повредить автобус.

«Мы подошли, и, кого могли, поднимали на борт, доставляли на теплоход, где было теплее, и возвращались на место ЧП», — говорит Ян.

Фото: «МК в Питере» / Александр Кайданов

В той жуткой трагедии выжили лишь двое: водитель автобуса Рахматшох Курбонов и пассажир Александр Тверитнев. Водолазы несколько раз спускались в затопленный салон. Несколько человек, которых они вытащили, находились в состоянии клинической смерти. Реанимационные действия специалисты проводили тут же — на борту катеров МЧС и стоявших вдоль Мойки реанимобилях. Но все усилия были тщетными. Вечером 10 мая Следком России сообщил: жертвами трагедии на Мойке стали 7 человек.

Через три дня «РКБ Петербург» сообщил, что родные погибших (дети, супруги или родители) получат компенсацию (чуть больше 2 млн рублей). Все ли получили положенные им выплаты, выяснить не удалось. Родственники погибших не хотят вспоминать пережитое и, как правило, отказываются общаться со СМИ.

Фото: «МК в Питере» / Александр Кайданов

На восстановление ушел год

Единственный выживший в трагедии пассажир Александр Тверитнев согласился пообщаться с «МК в Питере». Он вспомнил, что, только зайдя в автобус со своей невестой Еленой, почувствовал что-то неладное.

«Первый раз в жизни я посмотрел на водителя. С ним что-то было не так», — вспоминает мужчина.

При этом, по словам нашего собеседника, машина шла ровно и мягко. Пока не показалась Мойка.

«Он нормально вел до этого. А потом он начал все эти выкрутасы делать, — рассказывает Александр. — При падении в Мойку выбило лобовое стекло, и через него тут же выпал водитель, а мы [с невестой] находились сзади. Я по поручням передвигался, терял сознание уже, и случайно вынырнул через лобовое стекло, всплыл. И потом уже меня вытащили».

В той трагедии Александр потерял любимую женщину, с которой планировал сыграть свадьбу. Они держались за руки во время поездки, но когда в салон хлынула вода, их руки разъединились… Приходя в себя, он каждый раз спрашивал, что с его любимой, а спасатели и врачи боялись сказать, что ее уже нет в живых.

С водителем автобуса после всего произошедшего он виделся всего один раз, когда шло расследование. Говорит, так и не понял ничего из сказанного мужчиной.

По словам Александра, страховая компания выплатила ему всего 140 тысяч рублей. Эту сумму он считает несоразмерной с ущербом, нанесенным длительным пребыванием в холодной воде и потерей любимой женщины. Наш собеседник рассказал, что из-за проблем со здоровьем он в течение почти года не мог работать: его содержали сестра и дети. Так как с Еленой они не успели официально зарегистрировать отношения, страховую выплату по потере супруги он не получил.

«Я не мог работать ни морально, ни физически. Но сейчас более-менее пришел в себя», — сообщил Александр.

Кто виноват и что было сделано?

После произошедшего было возбуждено несколько уголовных дел.

Спустя три дня в Смольном торжественно наградили добровольных спасателей, бросившихся на помощь пассажирам автобуса. 15 человек были удостоены знаками отличия.

«Нас всех собрали: пришли ребята, которые прыгали с моста, капитаны теплоходов. Посидели, поговорили», — вспоминает Ян Карасев.

24 октября 2024 года водителя Рахматшоха Курбонова признали виновным в нарушении ПДД, повлекшем по неосторожности смерть семерых человек. Ему назначили наказание в виде лишения свободы на срок 6 лет с отбыванием наказания в колонии общего режима. После выхода на свободу ему в течение 2,5 лет будет запрещено садиться за руль.

Фигурантом еще одного уголовного дела (об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности) стал начальник автоколонны Джахангир Халилов. По версии следствия, он допустил нарушение, не предоставив водителю 11 часов на отдых между рейсами. Сам осужденный водитель в ходе расследования рассказывал: он смог поспать буквально пару часов, как его вызвали на работу. Точка в этом деле еще не поставлена.

По словам Александра Тверитнева, оглашение приговора ожидали до Нового года, но «движения пока нет».

7 мая 2025 года появилась информация, что петербургская компания «Такси», которой принадлежал упавший в Мойку автобус, находится в процессе ликвидации. Согласно данным, опубликованным на сайте ЕГРЮЛ, решение о ликвидации 30 апреля принял учредитель и гендиректор компании Павел Кузнецов. Срок ликвидации — 22 апреля 2026 года.

Фото: «МК в Питере» / Александр Кайданов

«Жизнь умерла»

Александр предпочитает говорить не о том, что пережил, а о погибшей Елене.

«Она была очень сильного характера женщина. И очень сильно меня любила. Я ее тоже. Мы планировали пожениться и уехать с детьми жить в Москву. У меня там была квартира. Но сейчас жизнь умерла. Она очень боевой человек была… Способной на такие поступки. Один я, конечно, никогда бы не решился», — рассказал Александр.

После длительного восстановления он нашел работу в типографии. От намерения переехать в столицу отказался — без Елены это не имеет смысла. Сейчас, немного придя в себя, Александр, по предложению своего юриста, планирует обжаловать сумму страховой выплаты.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру