Сейчас в городе на Неве действует четкое правило: здания, построенные до 1917 года, сносить запрещено. Однако это, по мнению специалистов КГИОП, «приводит в отдельных случаях к ошибкам и неопределенности». Речь о том, что имеющийся закон не может защитить ценные для города дома более поздних годов постройки.
В разработанном законопроекте городские строения разделены на три категории: ценные средовые, средовые и несредовые.
К первой относятся объекты, которые формируют участки композиционно завершенных пространств. Таких зданий в Петербурге, согласно документу, 909. Все они архитектурно красивые и находятся в неплохом состоянии.
Вторая категория — постройки, в том числе восстановленные здания, которые соответствуют средовым характеристикам. В списке 6115 объектов. Это более простые дома, не столь вычурные, как попавшие в первую категорию, но они важны для создания и поддержания исторического облика Петербурга.
Сносить дома из первой и второй категории запрещено (можно лишь демонтировать отдельные, признанные аварийными, строительные конструкции). Менять внешний облик строений тоже нельзя (только КГИОП может дать разрешение на локальные модернизации фасадов подвального, цокольного и первого этажей). Однако в зданиях, относящихся к ценной средовой и средовой категориям, можно устраивать мансарды (но тоже при четком соблюдении определенных правил).
В список домов, отнесенных к третьей категории — несредовые постройки, — вошли 389 зданий. Они, по мнению специалистов, не формируют историческую среду города. В списке, кроме собственно домов, заброшенные дворовые флигели и гаражи. Именно их могут снести. К слову, пять объектов из числе несредовых расположены на Невском проспекте.
«Объекты застройки, в отношении которых не было принято решение об отнесении к одной из трех категорий в связи с недостаточной их изученностью, сохраняют статус исторических зданий при условии, если они построены до 1917 года», — отмечают в комитете.
Споры о том, сохранять исторические здания в городе или сносить, идут давно. Немало дебатов идет и на тему того, что значит сохранять. Производить какие-либо работы внутри и снаружи домов-памятников без разрешения компетентных органов запрещено. В итоге горожане сетуют: некогда красивые строения обтягиваются зеленой сеткой, за которой постепенно ветшают. Бизнесмены приводят свои доводы. Если хочется «исторической красоты», можно сохранить фасад, но заново отстроить сам дом. Пример такого симбиоза можно увидеть на Смольном проспекте.
По мнению профессора Северо-Кавказского института, филиала РАНХиГС Фармана Кулиева, если поправки в закон примут, историческая панорама города изменится.
«Многие сооружения, может, и в аварийном состоянии, но они являются объектами культурного наследия. В этом вопросе нужен очень аккуратный и взвешенный подход, чтобы не было возмущений со стороны жителей города», — отмечает эксперт.
Впрочем, обсуждение проекта еще не завершено и будет продолжено в следующем году.