МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Не Европа и не Азия: почему Петербург выбрал свой формат развития платных парковок

Комтранс заявил, что пока не видит целесообразности включения новых районов в парковочное пространство. Таким образом, Васильевский остров стал четвертым и последним из районов Петербурга, где синяя разметка упорядочила хаотичную парковку. Дальнейшее динамичное расширение платной парковки по примеру Москвы могло бы обеспечить дополнительные доходы бюджету. Но Смольный говорит, что смысл не в этом.

Сегодня постоянная комиссия по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Заксобрания Петербурга рассматривает законопроект фракции партии «Яблоко» о платных парковках. По мнению авторов законопроекта, развитием парковочного пространства должны заниматься депутаты городского парламента. Именно народные избранники должны принимать решения, где и сколько будет платных парковочных мест, а также определять их стоимость. Как объяснил зампредседателя «яблочной» партии Борис Вишневский* (29.03.2024 признан Минюстом РФ иноагентом), регулированием платных парковок должен заниматься закон, а не чиновники.

Петербуржцы отмечают крайне запоздалую реакцию «Яблока», ведь проект Единого городского парковочного пространства (ЕГПП) реализуется почти 10 лет – с 2014 года, а вошедший в зону синей разметки Васильевский остров стал последним этапом запланированного расширения. Все эти годы партия была в составе Заксобрания, но с оформленными в законопроект предложениями выступила только недавно. На фоне заявлений Комтранса, что включение в ЕГПП новых районов не планируется, а стоимость парковочного часа увеличивать нет необходимости в ближайшей перспективе, депутаты «Яблока» решили перехватить инициативу дальнейшего развития проекта платных парковок. Открытым остается вопрос – в каком именно направлении?

В Заксобрании представлены различные политические силы, имеющие свое видение. В целом ожидаемые популистские призывы отменить платные парковки соседствуют со смелыми предложениями сделать въезд в центр Петербурга платным даже для тех, кто едет транзитом. Сетуя на непомерную нагрузку автотранспорта на улично-дорожную сеть, транспортные инженеры, действительно, называют платный въезд – эффективной мерой. Но Смольный даже не рассматривает такие радикальные сценарии, ограничиваясь мягкими мерами регулирования трафика в мегаполисе. По словам заместителя председателя Комтранса Дмитрия Ваньчкова, проект платных парковок – сугубо социальный, нацелен на обеспечение приоритета общественному транспорту и созданию комфортной городской среды для жителей.

Подчеркнем, что опыт организации платного въезда в центральные районы города применяется как в Европе, так и в Азии: в Сингапуре система работает с 1975 года, в Лондоне с 2003. Позже была внедрена в Стокгольме и Милане. Оценивая многолетнюю практику власти говорят о высокой эффективности системы и простоте регулирования трафика: растет стоимость, снижается поток желающих. При этом платный въезд не освобождает от необходимости отдельной оплаты парковки, стоимость которой весьма высока. Не удивительно, что на улицах этих городов доминирует общественный транспорт.

Мэрия Нью-Йорка использует иной формат регулирования трафика. Используя ландшафт местности как «природный шлагбаум» власти сделали платным проезд по ключевым мостам и тоннелям, которые ведут в центральные районы. Например, проезд только в одну сторону по мосту Джорджа Вашингтона обойдется в 17 долларов США всем, кто хочет попасть на личном авто в Манхэттен. Стоимость парковочного часа – до 7,5 долларов. Таким образом, трехчасовое посещение острова для деловой встречи обойдется автовладельцу свыше 50 долларов. Для сравнения, чашка кофе в Нью-Йорке стоит порядка 3 долларов, что эквивалентно 280 рублям. Даже при относительно высоком уровне жизни жители Нью-Йорка предпочитают общественный транспорт.

В Москве платными парковками охвачены не только центральные, но и спальные районы. Стоимость варьируется в зависимости от района и достигает 480 рублей за парковочный час, при этом въезд в центр – бесплатный. Штраф в размере 3000 рублей ждет всех, кто не успел оплатить парковку в течение 5 минут. Парковочное пространство платно 24 часа в сутки, исключение составляют воскресные дни и государственные праздники России – некоторые парковочные зоны становятся бесплатными.

В Петербурге платные парковки действуют на территории 4 из 18 районов города, плата составляет 100 рублей в час и взимается только с 8 до 20 часов. Вечером и ночью парковочные места могут занимать все желающие без оплаты. Штраф за неоплату, как и в Москве, составляет 3000 рублей, но бесплатное время больше в 3 раза – 15 минут. Зачастую четверти часа хватает для посещения магазина или пункта выдачи товаров, поэтому платит за парковку далеко не каждый. Со второго часа действует поминутная тарификация.

О максимально деликатной системной борьбе с хаотичной парковкой и избыточным трафиком в Петербурге говорят и эксперты. Так, политолог и руководитель образовательного направления «Политология» в Северо-Западном институте управления филиале РАНХиГС Виталий Горохов отмечает, что в Петербурге не применяются драконовские меры к нарушителям.

«Например, в Москве приостанавливается действие льготного разрешения, если у владельца есть 3 и более задолженностей по оплате штрафов в области дорожного движения и парковки. В Петербурге подобные санкции пока даже не обсуждаются», – поделился эксперт.

Ранее в администрации Василеостровского района прошла встреча с местными жителями по теме платных парковок. На вопросы горожан отвечали представители комитета по транспорту, администрации Василеостровского района и Центра управления городскими парковками. Темы для многих участников встречи оказались знакомыми. В частности, обсуждались порядок работы платных парковок, оформление льготных разрешений, обжалование штрафов и другие актуальные вопросы. Подробнее об этом читайте в материале «МК в Питере».

* 29.03.2024 внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов.

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах