Именно по нашим улицам в 80‑е годы XIX века впервые в России проехал трамвай. Тогда, как писали газеты, публика с восторгом встретила необычное изобретение артиллерийского офицера и инженера Федора Пироцкого. К концу XX века, когда протяженность путей достигла почти 700 километров, Петербург уже называли «трамвайной столицей мира». Конечно, в начале 1990‑х маршрутную сеть порядком сократили. Но с середины нулевых она получила новый виток развития. Вместе с этим рос и престиж соответствующей профессии.
Детская мечта, ставшая реальностью
Водитель-наставник по техническому обучению СПб ГУП «Горэлектротранс» Евгений Стражев влюбился в трамваи, будучи еще семилетним мальчишкой. Появлению настоящей страсти, как это часто бывает, поспособствовал случай. Дело было в Смоленске, где наш герой учился в школе. Однажды, возвращаясь после уроков вместе с отцом, он встретил знакомую своего родителя. «Ну тетя и тетя», — подумал маленький Евгений. Каково же было его удивление, когда на следующий день, вынужденный добираться до дома уже самостоятельно, да еще и на общественном транспорте, он увидел эту женщину вновь — на месте вагоновожатого.
«Я подошел к кабине водителя и поздоровался. Кстати, это место часто притягивает детей. Некоторые их, скажем так, прогоняют. Дескать, не мешайте. А я — никогда. Потому что сам таким был. И вот тогда мне стало настолько интересно, что это определило мою дальнейшую жизнь», — вспоминает Стражев.
Выпустившись, Евгений устроился на работу в местное трамвайное депо, где сначала трудился слесарем и маляром. Когда стукнуло 19, выучился на водителя. Однако перевозить пассажиров стал не сразу. Пришлось подождать полгода. Дело в том, что право на управление общественным транспортом в те времена получали граждане не моложе 20 лет (сейчас категории tm и tb доступны с 21 года).
Набравшись опыта в родном городе, в начале нулевых мужчина отправился, как говорится, покорять столицы — сначала официальную, затем культурную. В период с 2004‑го по 2017‑й был водителем трамвая, а также наставником по техническому обучению, являясь сотрудником СПб ГУП «Горэлектротранс». Затем четыре года в качестве вагоновожатого и инженера-инструктора помогал обкатывать знаменитых «Чижиков». А в 2022‑м вернулся на предыдущее место, а именно в Трамвайный парк № 7.
«В депо стал поступать новый подвижной состав. Я его изучил, а теперь обучаю других водителей», — пояснил Стражев.
Речь в том числе о трамваях «Богатырь-М» производства «ПК Транспортные системы». Один из таких в середине июля представили губернатору Александру Беглову. Особенность этих вагонов — комплекс активной помощи водителю, установленный по техническому заданию СПб ГУП «Горэлектротранс». Он включает в себя системы активной безопасности и контроля бодрствования вагоновожатого. Так, при въезде в зону ограничения скорости, которую трамвай определяет по точкам геолокации, «автоматика» не дает возможности разогнать транспортное средство быстрее допустимого.
За свою карьеру Евгений успел посидеть за рулем порядка 30 видов трамваев. Были среди них «представители» Рижского вагоностроительного завода, встречавшиеся во многих городах Советского Союза (сейчас их почти не осталось, а в Петербурге нет вовсе), а также Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С. М. Кирова.
Тяжело ли в учении
Казалось бы, что может быть проще: знай жми на педаль и выдерживай курс. Однако освоить ремесло водителя трамвая, признается наш собеседник, по силам не каждому.
«Для этого нужен какой-то особый дар, что ли, — полагает он. — Что касается меня, то, я считаю, это мое призвание».
По словам наставника, будущие успехи в учебе в некоторой степени зависят от возраста абитуриента: «Я заметил, что быстрее схватывают молодые, сложнее тем, кто старше 35 лет. Вагон ведь не так прост, как может показаться на первый взгляд. Знать нужно многое».
Справка «МК»
Водительское удостоверение за последние несколько лет претерпело изменения. Если раньше его категориями были «мотоцикл», «легковое авто», «грузовик», «автобус» и «прицеп», то теперь список шире. Он насчитывает 16 позиций, часть которых доступна обучающимся управлению общественным транспортом. Так, tm и tb являются условными обозначениями, применяемыми в отношении трамваев и троллейбусов соответственно.
Чтобы стать водителем петербургского трамвая, необходимо пройти подготовку на специальных курсах, организованных СПб ГУП «Горэлектротранс» в рамках Учебно-курсового комбината. Среди требований — возраст от 21 года, образование не ниже основного общего, обязательное прохождение медицинской комиссии.
Обучение по профессии «водитель трамвая» занимает 5,5 месяца. За это время, рассказывает Евгений, вам расскажут об устройстве вагона (его электро-, пневмо- и механическом оборудовании), попросят вызубрить от корки до корки должностную инструкцию, содержание путевого хозяйства и контактной сети, основы безопасности движения, ПДД и многое другое. В этот же срок входит учебная практика на специальном вагоне — такие можно узнать по букве «У» на бортах. Ну и конечно, экзамен в ГИБДД — каждый автолюбитель знает, что без него не получить водительское удостоверение.
Но, несмотря на все сложности, желающих сесть за руль «Витязя», «Богатыря» или другого трамвая, отмечает Евгений, довольно много. И неудивительно. Профессия, считает он, перспективная и хорошо оплачиваемая — 60–70 тысяч рублей в месяц. К тому же треть этой суммы составляет стипендия на период теоретического обучения и около половины — на время практического. Кроме того, после успешного окончания курсов вас гарантированно трудоустроят в ближайший трамвайный парк.
Типичный день водителя трамвая
3:00–3:30, наверное, для большинства — середина ночи. Вот так проснулся, взглянул на циферблат будильника (если такими еще кто-то пользуется) или на экран телефона и с облегчением понял: еще спать и спать. А для Евгения это нередко время подъема. Конечно, если на работу в первую смену.
Именно такой график мужчина и предпочитает. Вставать ни свет ни заря, говорит, привык: «Даже в выходной, когда, кажется, нужно бы отдохнуть. Но биологические часы срабатывают где-то около четырех. Ворочаешься, ворочаешься и в итоге поднимаешься».
Во сколько бы ни начинались трудовые будни, у всех водителей трамваев они протекают по одному сценарию. Сперва вагоновожатые проходят предрейсовый медицинский осмотр. Его цель — убедиться в том, что человек хорошо себя чувствует. За получением у диспетчера парка допуска к работе следует проверка исправности оборудования: тормозов, стоп-сигналов, габаритных фонарей, звонков из салона и многого другого. Если все хорошо, согласно расписанию вагоны выходят на линию. Посадка и высадка пассажиров, стоянки на конечных остановках, обеденный перерыв — все должно быть минута в минуту. В конце смены, которая, к слову, может длиться от 6 до 10 часов, все повторяется: медосмотр, проверка, сдача инвентаря.
Кстати
В структуре СПб ГУП «Горэлектротранс» находятся пять трамвайных (№ 1, 3, 5, 7, 8) и четыре троллейбусных (№ 1, 2, 3, 6) парка, а также один совмещенный — трамвайно-троллейбусный. В одном только Трамвайном парке № 7, где работает Евгений Стражев, эксплуатируется более 150 вагонов.
Трамваи vs автохамы
Наверное, единственное, что порой расстраивает Евгения как водителя трамвая, — это отсутствие в Петербурге культуры вождения. Речь, в частности, об автомобилистах, не считающихся с «рогатым» транспортом. Такие нередко останавливаются прямо на путях, поворачивают, не дождавшись соответствующего сигнала светофора, перестраиваются, не включая световые указатели, совершают опасные маневры и так далее.
«Видимо, рассчитывают на наш профессионализм, — вздыхает собеседник. — Водители трамваев всегда стараются не допустить возникновения ДТП и делают это таким образом, чтобы сберечь собственные нервы и время, а также технику и здоровье пассажиров. Последние в приоритете. Пусть лучше железо страдает, а не человек».
Но, несмотря ни на что, мужчина обожает свою работу и не променял бы ее ни на какую другую: «Мне нравится весь общественный транспорт, включая метро. А сейчас в рамках транспортной реформы появились новые автобусы, благодаря которым город заметно похорошел. Если не трамвай, то я водил бы, наверное, троллейбус. Все-таки душа лежит больше к электрическому транспорту».
Если хотите понять, тянет ли к нему вас, обязательно посетите день открытых дверей Учебно-курсового комбината СПб ГУП «Горэлектротранс», который в этом году будет приурочен к 115‑летию петербургского трамвая и состоится 29 сентября. Желающих посвятят в еще большие тонкости профессии вагоновожатого и даже разрешат заглянуть в тренажерные классы.
«МК» факт
С 2019 года самым длинным трамвайным маршрутом в Петербурге является 40‑й. Он начинается на Тихорецком проспекте и заканчивается на кольце улицы Кораблестроителей острова Декабристов. Его протяженность — почти 22 километра.