Случай с разбитыми бутылками вина в элитном ресторане Петербурга, где сумма ущерба составила около 6 миллионов рублей, заставил многих задуматься — кто и как должен компенсировать убытки, если вред был причинен неумышленно. О тонкостях этого дела «МК в Питере» рассказал Юрист Артем Швайка.
Вина ложится на посетителя ресторана или магазина, если он разбил что-то намерено — швырнул блюдо об стену, например, рассказал юрист. Если же в его действиях не было умысла, нужно разбираться. Бывают случаи, когда сам владелец испорченной вещи виноват — она некрепко висела или криво стояла. По его словам, у него в практике был такой случай — гость задел плохо висевшую картину, и она упала. Однако он смог доказать, что не виноват.
«Мы отказали в возмещении ущерба, просто что она была некачественно закреплена на болтающемся саморезе и падала от любого касания. То есть вред нанесен не вследствие того, что человек ударил или разломал ее, а сам ресторан не закрепил ее так, чтобы она не упала. Такая же ситуация может сложиться и в магазине, когда покупатель взял один товар и за ним посыпались другие», — объяснил юрист.
При этом он отметил, что в таких спорных ситуациях охрана заведения или магазина в праве попросить вас остаться до окончания разбирательства. Не стоит спорить и скандалить, лучше вместе спокойно все разрешить — с помощью камер видеонаблюдения.
«Кричать, сопротивляется и ругаться, если нет для этого веского повода, не стоит. Тем более, если вашей вины в действительности нет, тогда бояться нечего, и это 14 статья ГК РФ “Самозащита гражданского права”. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения», — заключил Швайка.
Напомним, ресторан на Крестовском острове лишился коллекции вин стоимостью около 6 миллионов рублей. Видеокамеры зафиксировали, как сомелье взял из шкафа бутылку, начал рассматривать этикетку, а со стеллажа посыпались одна за другой бутылки. Оказалось, что конструкция для хранения вина была ненадежной — лопнул один из тросов, на которой она висела. Владельцы бизнеса не стали наказывать сомелье.