Одной из самых упоминаемых фигур в Петербурге после введения обязательных QR-кодов для посещения торговых центров и ресторанов, вероятно, стал Александр Коновалов. Он создал свою «карту сопротивления», где собрал список заведений, которые вместе с ним намерены открыто бойкотировать нововведение. Несмотря на благодарность некоторых петербуржцев, так быстро радоваться, наверное, все же не стоит. «МК в Питере» вспомнил самые известные и не самые однозначные факты о Коновалове, опубликованные в городских СМИ.
О себе он говорит открыто и не стесняясь. В своем Instagram аккаунте ресторатор еще в декабре 2018 года представился как «профессиональный юрист, бывший мент и коммерс с 20-летним стажем», который «прошел все круги ада российского малого бизнеса». Однако в полиции Коновалов, как он указал у себя на странице во «ВКонтакте», проработал не так долго, только год. После этого судьба повела его в коммерческий сектор: он уволился со службы и устроился заместителем управляющего в магазин «Пятерочка». Видимо, почувствовав вкус денег и власти, Александр ушел в бизнес.
В 2016 году журналисты «Делового Петербурга» провели расследование и выяснили, что некий Коновалов стал не просто предпринимателем: в широких кругах говорят, что, только он может помочь успешно заниматься уличной торговлей в Петербурге, причем не только легально. Издание не обвиняло в этом именно нынешнего героя, но намекало вполне прозрачно.
Как отмечают журналисты в 2016-м, в организации уличной торговли в городе какое-то время царил хаос. По словам анонимного источника издания, порядочные бизнесмены, да и сотни чиновников и полицейских о сложившейся ситуации знали, но выступать против не спешили — «иначе на следующий день неизвестные хулиганы выбросят торговую точку в Неву, а у него самого [владельца] в кармане обнаружатся наркотики. Такие случаи уже были, серьезно».
Помимо этого, в социальных сетях Коновалов представляется как владелец сети салонов красоты, сети пышечных и пельменных, сети саун, а также сети кафе-баров. Журналисты выяснили, через «ИП Коновалов Александр Николаевич» работали магазины по всему городу — на улицах Восстания, Крыленко, Авиаконструкторов, Тельмана. Однако 3 ноября 2020 года на сервисе проверки и анализа контрагентов Rusprofile опубликовали данные о ликвидации этого ИП. На момент подготовки материала информация, согласно сайту, остается актуальной. В беседе с изданием «Свое дело плюс» предприниматель объяснил, что был вынужден ликвидировать свое ИП из-за скопившихся штрафов, после чего пришлось перейти на ООО.
Мелькало имя Коновалова и в судебных делах. Так, в начале декабря 2019-го Смольнинский районный суд приостановил деятельность бара-кальянной «Огонек» на Таврической улице за нарушение санитарно-эпидемиологических норм 22 августа 2019 года. В здании был только один вход со стороны двора, музыка там играла в ночное время суток, а система вентиляции была оборудована с нарушениями нормативных требований.
В декабре 2020-го Коновалов впервые выступил с инициативой о бойкотировании ковидных ограничений — он опубликовал свой манифест, где заявил, что не будет подчиняться воли властей, передал 78.ru. В «карте сопротивления» быстро набрались заведения, которые были готовы поддержать идею. Однако почти сразу же к ним в гости наведались сотрудники Следственного комитета и Росгвардии, что часть предпринимателей не останавливало: они срывали печати и снова открывали двери для посетителей, сообщала «Фонтанка» со слов Коновалова. При этом схема была, кажется, не самой надежной: названия ресторанов в этот список мог внести практически любой человек, на что, конечно, реагировали правоохранительные органы. К тому же, по информации владельцев некоторых заведений общепита, рестораны довольно быстро разочаровывались в сопротивлении и старались уйти от бойкота как можно скорее.
И все же сопротивление просуществовало недолго, чтобы, видимо, спустя два года возродиться с новой силой. Толчком к этому стало введение системы QR-кодов, в частности, для общепита со 2 января. Уже через два дня Коновалов использовал свой Instagram для объявления новой волны бойкота. По его словам, сейчас наступила эпоха сбывшихся утопий «Скотный двор» и «1984».
«Для меня куриные коды — это последний рубеж, отделяющий нашу страну от цифрового концлагеря. Поэтому мои заведения и заведения моих партнеров никогда не будут спрашивать QR-коды у любимых клиентов», — высказался Коновалов.
Так появилась вторая «карта сопротивления», куда, по данным на 14 января, вошли 135 заведений, среди которых есть не только бары и рестораны, но и спортивные и оздоровительные центры, сервисы по ремонту и магазины. При этом одни рукоплещут и называют рестораторов и самого Коновалова «героями», другие не понимают всей шумихи и недоумевают. Но однозначно можно сказать одно, Коновалова заметили и информационный всплеск стал колоссальным. Теперь о нем пишут журналистские расследования, его приглашают на встречи к высокопоставленным чиновникам.
Так, 12 января уполномоченный по правам предпринимателей Александр Абросимов провел встречу с представителями ресторанного бизнеса, куда, конечно, был приглашен и лидер сопротивления Коновалов, а также глава объединения «Рестоград» Александр Ружинский и исполнительный директор Союза малых предприятий Владимир Меньшиков. Во время встречи выяснилось, что предприниматели понимающе относятся к QR-кодам и считают это лучшей мерой, чем полный локдаун. Такую позицию выразили многие, что, видимо, не изменило мнение Коновалова. Он по-прежнему настаивает на том, что ограничительные меры, которые вводит Смольный, нужно просто игнорировать и продолжать работать дальше. Несмотря на то, что прийти к общему мнению бизнесмены не смогли, Абросимов заверил собеседников, что все предложения и требования донесет до губернатора Петербурга. Простым жителям же остается решать для себя, как заботиться о своем здоровье и кого им поддерживать: противников кодов или меры Смольного, и ждать развития ситуации.