Уходящий 2021 год запомнится жителям нашего города не только волнами пандемии коронавируса, но и грандиозным бедствием, которое наверняка можно назвать одним из крупнейших в новейшей истории Петербурга – пожаром на «Невской Мануфактуре». 350 пожарных и 70 единиц техники ее не могли потушить почти пять дней.
Корреспондент «МК в Питере» побывал на месте пожара в конце ноября и обнаружил, что никаких восстановительных работ на месте не производилось. Узнать, почему так происходит, стало возможным только спустя почти три недели, когда пресс-служба ответила на запрос издания и сообщила, что сейчас идет первый этап работ – обследование. Однако никаких сроков компании не обозначила. Чиновники, судя по публичной информации, бездействуют, а ход расследования пожара, которое брал на личный контроль глава СК Александр Бастрыкин, неизвестен.
Собственник «Невской Мануфактуры» Алексей Устаев, который обещал восстановить памятник архитектуры, в настоящий момент, по данным СМИ, проживает в Италии. По информации, опубликованной на сайте ЦБР, он имеет гражданство этой страны. Удивительным является тот факт, что пожар в комплексе произошел в день его рождения – 12 апреля. В этом году Устаеву исполнился 61 год. Несмотря на всю трагичность ситуации, собственникам пожар мог быть даже на руку – в случае полного разрушения (как это и произошло) владельцам не пришлось бы согласовывать снос зданий, территорию под которыми можно застроить элитным жильем с видом на Неву.
У Алексея Устаева в собственности есть объект, аналогичный «Невской мануфактуре», который еще стоит. Это комплекс «Гутуевской суконной мануфактуры» на Набережной реки Екатерингофки, 19. Кто знает, что может с ним произойти, ведь пожарные выявили проблемы с пожарной безопасностью (документ проверки есть в распоряжении редакции), устранять которые, похоже пока особо не спешат. Помещения комплекса сдаются в аренду. Несмотря на проблемы с пожарной безопасностью, там работают коммерческие структуры. Не исключено, что исторический памятник ждет судьба «Невской мануфактуры», которую в апреле 2021 года полностью уничтожил огонь на фоне планов застроить ее территорию жильем.
Помещения Общества Гутуевской суконной мануфатуры «Т. Л. Аух» появились на набережной реки Екатерингофки в 80-е годы XIX века. В наши дни большая часть помещений находится в ветхом состоянии. Корреспондент «МК в Питере» снял здания комплекса с высоты птичьего полета, и картина получилась по-настоящему удручающей. На одном из зданий бывшей фабрики даже нет крыши. Однако, жизнь там кипит.
Стоит заметить, что не все помещения бывшей суконной мануфактуры сейчас представляют из себя историческую ценность. В перечень выявленных объектов культурного наследия петербургского КГИОП входит только главное производственное здание с водонапорной башней. Место выглядит сейчас не лучшим образом, однако дефицит земли в городе фактически предрешил ее будущее – там появится жилье. Тем более, что эта часть Кировского района является одной из самых старых, и потому проблем с инфраструктурой и транспортом здесь нет. Рядом – заезды на ЗСД, уже готовые станции метро. По соседству – Стрельна и Петергоф с просторными зелеными зонами. Ну и конечно – вид на залив с верхних этажей.
Планы жилой застройки «Гутуевской суконной мануфактуры» обсуждаются уже не первый год. Так, в январе 2020 года Комиссия по подготовке изменений в Генплан согласилась отнести ее территорию к зоне жилого строительства, о чем сообщало издание «Недвижимость и строительство Петербурга». По данным этого же медиа, почти 2,6 га территорий принадлежит двум компаниям – АО «Невская Мануфактура» и ООО «Екатерингофка, 19». Обе структуры, в соответствии с данными базы «Сбис», практически полностью принадлежат одному физическому лицу – миллиардеру Алексею Устаеву. В первой компании, по данным «Сбис», у него 99 % акций в собственности, во второй – он единоличный владелец.
Согласно тексту документа, инспекторы МЧС во время проверки в 2021 году выявили в помещениях бывшей фабрики более 20 нарушений норм пожарной безопасности. В частности, как это говорится в предписании, производственные помещения на пятом этаже не оборудованы пожарной сигнализацией и системой управления эвакуацией. Специалисты МЧС обнаружили дополнительные недостатки и на четвертом этаже.
Чтобы узнать, какие планы у компании по устранению указанных нарушений, «МК в Питере» обратился с запросом владельцу «Екатерингофки, 19» Алексею Устаеву. Однако ответ мы получили за подписью генерального директора «Невской Мануфактуры» Геннадия Приходько. Компания-совладелец участка наличие проблем признает, но исправить их оперативно не обещает. Аналогичная ситуация с нарушениями и неустранением нарушений была и на «Невской мануфактуре», что подтвердил крупный пожар.
«Более серьезные замечания, связанные с конструктивными особенностями самого здания, находятся в работе. Устранить их быстро непросто, так как здание строилось по архитектурным нормам, которые были актуальны несколько веков назад и не подходят под современные требования безопасности», – сообщил Приходько.
Несмотря на то, что помещения сейчас могут быть небезопасны, они продолжают сдаваться в аренду. Корреспондент «МК в Питере» дозвонился до двух коммерческих структур, располагающихся на территории Екатерингофки, 19 – кузнечной мастерской и компании по стирке ковров. Обе подтвердили, что находятся по указанному адресу и работают. Да и фотографии говорят, что в зданиях кипит активная жизнь. Однако пожар в отсутствие соблюдения требований безопасности вполне может случиться, как это произошло в «Невской мануфактуре».
«Это общая проблема, системная. У нас отсутствует общая система понуждения и наказания. Они [владельцы подобных зданий] чувствуют полную безнаказанность. У нас очень плохо работают контрольно-надзорные органы... Когда они приезжают – они осматривают что-то локальное... Покупают, и потом говорят, что все – восстановить невозможно...», – рассказала «МК в Питере» градозащитник, член общественного совета по проблемам ЖКХ при вице-губернаторе Галина Белкова.
Впрочем, в нашем городе, да и вообще в стране в последнее время все чаще вопросы безопасности зданий и их сохранения решаются в судебном порядке. И не в пользу их фактических владельцев.
Так, в декабре 2021 года в Петербурге судебные органы наложили арест на имущество топ-менеджера ЗАО «Адамант» Бориса Берсона за нарушения требований сохранения объектов культурного наследия. Ранее владельцу разрушающегося памятника архитектуры «Дома Черкасского» запрещали по суду определенные действия – он не мог выходить на улицу ночью и посещать офис.
Буквально несколько дней назад суд поместил под арест совладельца холдинга «Сибирский деловой союз» Михаила Федяева по делу о гибели 51 человека в шахте «Листвяжная». Это произошло после того, как глава СК Александр Бастрыкин поручил установить роль собственников в аварии на производстве. Пожар на «Невской мануфактуре» председатель Следственного комитета России тоже брал под личный контроль, однако, как мы писали ранее, активных действий петербургских следователей заметно не было.
Что же касается владельца сгоревшей «Невской мануфактуры» и пожароопасной «Екатерингофки, 19» Алексея Устаева, то по данным «МК в Питере», он сейчас находится в Италии, гражданином которой он является в соответствии с данными, опубликованными на сайте ЦБР. В соответствии с публикацией «Делового Петербурга», Алексей Устаев еще в начале года покинул Россию. Огонь вспыхнул на «Невской мануфактуре» несколькими месяцами позже. Однако прецедент ареста совладельца шахты «Листвяжная» и ареста имущества собственника дома Черкасского может говорить, что олигарх может не спешить на родину, в том числе и из-за возможных опасений стать объектом судебного преследования после скандального пожара.