Шумный сигнал тревоги
Первые тревожные звоночки «прозвучали» летом 2025 года. Пользователи соцсетей, в частности, паблика «Новости Купчино», обратили внимание на дискомфортный, а порой и опасный уровень шума на фиолетовой ветке метро. С помощью мобильных приложений активисты зафиксировали пиковые значения в 92 децибела. Это значительно превышает допустимые санитарные нормы, установленные на уровне 75 дБА (согласно СанПиН от 16 октября 2020 г. N 30).
«Это просто невыносимо! — жалуется пассажир Сергей. — После каждой поездки голова раскалывается, в ушах звенит. Неужели нельзя что-то сделать?»
Впрочем, вряд ли можно верить замерам, которые были сделаны таким образом: приложения на современном телефоне, несмотря на свою сложность, не могут дать точной картины. Поэтому редакция «МК в Питере» провела собственное журналистское расследование, чтобы разобраться в ситуации и предоставить читателям объективную информацию.

Официальный ответ: все в порядке!
Первым делом мы обратились за разъяснениями в Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, возглавляемое Наталией Башкетовой. В официальном запросе мы попросили предоставить информацию о периодичности и методах проведения замеров уровня шума, а также сообщить о результатах последних исследований.
Ответ ведомства несколько обескуражил. Как выяснилось, инструментальные измерения проводятся только в рамках контрольных мероприятий и производственного контроля, осуществляемого... (тут должна бы звучать барабанная дробь) сотрудниками метрополитена. Согласно последней плановой проверке, проведенной еще в апреле 2024 года, превышений нормативных значений выявлено не было.
«Обращения граждан на превышение предельно допустимых уровней шума на станциях и в салонах вагонов в 2024 году и за истекший период 2025 года в адрес Управления не поступали», — заявила заместитель руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области Ирина Заботина.
В этом ответе самое, наверное, замечательное заключается в том, что замеры шума проводятся сотрудниками метрополитена. У нас нет никаких причин не доверять уважаемым работникам подземки, однако хотелось бы, чтобы данные о таком важном показателе поступали из независимого ведомства. Как говорится, для большей объективности.
А еще возникает закономерный вопрос: если люди жалуются на шум, но по данным Роспотребнадзора (с опорой на измерения метрополитена) в подземке тишь да гладь, то кому верить?
«МК в Питере» проводит собственные замеры
Для получения объективной картины, редакция «МК в Питере» провела собственные замеры уровня шума в метрополитене, используя профессиональный шумомер Testo 816-2 2 класса точности. Он предназначен для замера шума в жилых и производственных помещениях, а также на открытом воздухе. Прибор имеет погрешность измерений ±1,0 дБА и может работать в режиме регистратора, записывая замеры с периодичностью в 1 секунду.
Мы начали производить замеры с фиолетовой ветки, проехав от «Комендантского проспекта» до «Шушар». Затем «послушали» центр города на всех линиях метрополитена.

Результаты неутешительны: шум превышает норму повсеместно
Результаты замеров оказались неутешительными: на всех линиях и станциях метрополитена, где мы побывали, зафиксированы превышения максимально допустимой нормы шума в 75 дБА. Но есть и настоящие антирекордсмены:
- самый шумный перегон на линии 5 (фиолетовой) — «Международная – Бухарестская». Прибор показал 103.2 дБА;
- самая шумная станция метро (из проверенных) — «Московские ворота». Здесь уровень шума достиг 103 дБА;
- самая шумная «фиолетовая» станция — «Международная». Ее пиковый показатель — 102 дБА.
По нашим наблюдениям, самые высокие показатели фиксировали на платформе во время прибытия поездов. В середине станции не на много тише. Так, уровень шума в центре платформы на станции «Комендантский проспект» составил 82.7 дБА.
Для наглядности мы представили результаты наших замеров в таблицах.

Таблица максимальных зафиксированных показателей шума на станциях метрополитена Санкт-Петербурга, линии 5.

Таблица максимальных зафиксированных показателей шума в перегонах между станциями метрополитена Санкт-Петербурга, линии 5.


Таблица максимальных зафиксированных показателей шума на станциях метрополитена Санкт-Петербурга, линии 2.


Таблица максимальных зафиксированных показателей шума в перегонах между станциями метрополитена Санкт-Петербурга, линии 2.

Таблица максимальных зафиксированных показателей шума на станциях метрополитена Санкт-Петербурга, линии 1.

Таблица максимальных зафиксированных показателей шума в перегонах между станциями метрополитена Санкт-Петербурга, линии 1.

Таблица максимальных зафиксированных показателей шума на станциях метрополитена Санкт-Петербурга, линии 3.

Таблица максимальных зафиксированных показателей шума в перегонах между станциями метрополитена Санкт-Петербурга, линии 3.

Таблица максимальных зафиксированных показателей шума на станциях метрополитена Санкт-Петербурга, линии 4.

Таблица максимальных зафиксированных показателей шума в перегонах между станциями метрополитена Санкт-Петербурга, линии 4.

После шести часов непрерывных поездок и нахождения на станциях метро мы ощущали тяжесть в голове (будто ее сдавили в тисках), звон в ушах и временное снижение остроты слуха. В голосе появилась хриплость: в метро постоянно приходилось кричать, чтобы услышать друг друга.
С кого спросить за шум?
Для получения полной картины «МК в Питере» направил официальный запрос в Комитет по транспорту Санкт-Петербурга на имя Валентина Енокаева. В нем поднимались вопросы о причинах «шумовой атаки» на фиолетовой линии, планах по принятию мер по нормализации уровня шума и текущей ситуации с обновлением подвижного состава.

Однако... комитет переадресовал наше письмо в ГУП «Петербургский метрополитен» на имя начальника Евгения Козина.
Такой «футбол» выглядит довольно странно на фоне того, что в стране, среди прочего, реализуются национальные проекты «Эффективная транспортная система» и «Технологическое лидерство», цели которых — создание единой, интегрированной транспортной сети, которая будет удобной и доступной для всех граждан. Это предполагает не только строительство новых участков, но и модернизацию уже существующих объектов. Можно вспомнить и слова, которые президент России Владимир Путин сказал, предложив замглавы Минтранса Андрею Никитину стать и. о. министра транспорта.
«Транспорт — одна из фундаментальных сфер деятельности, важнейшая в стране, сквозная, можно сказать, и сама по себе высокотехнологичная», — заявил глава государства.
О том, что развитие метро — важнейшее направление работы, говорил и губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов на майском совещании в Смольном.
Метрополитен: старые вагоны – не наша забота
Ответ, полученный из ГУП «Петербургский метрополитен» от начальника пресс-службы Юлии Шавель, оказался не менее интересным. В нем сообщалось, что подземка осуществляет производственный контроль уровней звукового давления, используя специализированные лаборатории и оборудование. Однако, как выяснилось, в первой половине 2025 года измерения уровней шума на станциях «Линии 5» не проводились.
Самым же удивительным стала информация о том, что санитарно-эпидемиологические требования к уровням шума, установленные СП 2.5.3650-20, не применимы к подвижному составу, эксплуатируемому по линии 5. Дело в том, что здесь используются вагоны моделей 81-717/714 и их модификации, техническая документация на которые утверждена до 01.01.2021. А согласно пункту 1.5 СП 2.5.3650-20, санитарные правила не применяются к транспортным средствам, техническая документация на которые не предусматривает установку или ремонт соответствующих систем, оборудования и материалов и утверждена до 01.01.2021.
Получается, метрополитен признает проблему шума, но при этом снимает с себя ответственность за ее решение, ссылаясь на устаревшие вагоны, к которым не применимы современные санитарные нормы?
При этом, как сообщается в ответе ведомства, «поставка нового подвижного состава для эксплуатации на Линии 5 предусмотрена в 2025 году, 2030 - 2031 годах». Так, ждем новые составы только через 5 лет! А пока запасаемся берушами и терпим?
На этом фоне почему-то вспоминается о том, что ГУП «Петербургский метрополитен», не спешащий модернизировать существующие объекты, регулярно лоббирует повышение тарифов. Проезд в шумном метро в 2025 году подорожал на 23% по сравнению с тарифами 2024 года. Стоимость разовой поездки при оплате картой или смартфоном увеличилась с 70 до 86 рублей. К слову, в Москве за проезд при оплате картой или смартфоном берут 74 рубля. Но выбора у петербуржцев нет: добираться наземным транспортом долго и столь же дорого (60 рублей по «Подорожнику»). Поэтому, несмотря на возрастающие аппетиты ГУП «Петербургский метрополитен», которым руководит Евгений Козин, горожане будут и дальше пополнять бюджет предприятия-монополиста. При этом сложно говорить о том, что компания бедствует: с 2020 года выручка и прибыль ГУП растут. За 2024 год выручка выросла на 12% и составила 6,6 млрд рублей, а прибыль возросла аж на 224% и составила 4 млрд рублей. Конечно, было бы хорошо, если бы эти средства пошли на текущий ремонт путей и их модернизацию с целью снижения шума, а не на создание развлекательных промороликов для VK и другую непрофильную деятельность.

«Трансмашхолдинг» умывает руки
В ходе эксперимента на перегонах мы замеряли шум как в старых вагонах, так и в новых поездах «Балтиец», которые были выведены на линию в 2022 году. Однако даже в них, при всей их инновационности и новизне, были зафиксированы превышения допустимых уровней шума.
Так, в перегоне между станциями метро «Пушкинская» и «Владимирская» шумомер показал 88,4 дБА.
«МК в Питере» направил официальный запрос в «Трансмашхолдинг», чтобы узнать, какие меры собирается предпринять производитель для улучшенной шумоизоляции в поездах.
Однако в «ТМХ» превышения норм отрицают, подчеркивая, что замеры необходимо проводить в специальных условиях: «При проведении испытаний необходимо не только использование поверенных приборов, но и обязательное выполнение ряда условий, которые отражены в соответствующей методике испытаний, а именно: скорость движения 45 км/ч и 65 км/ч, время измерений в каждой точке не менее 300 с, отсутствие помех в прохождении по соседнему пути подвижного состава, перемещение людей в помещении объекта испытаний, открывание и закрывание дверей, соблюдение порядка пользования конкретной измерительной аппаратуры».
Ну что ж, мы, может быть, и не специалисты в замерах, но вот студенты и педагоги профильных вузов наверняка знают, как все сделать правильно.
В 2024 году в интернете была опубликована работа трех студентов Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I под руководством кандидата физико-математических наук Ольги Суворовой: они провели исследование по оценке уровней шума в питерской подземке. Они производили замеры в разных типах вагонов на различных ветках метро. В итоге зафиксировали превышение уровней шума в вагоне «Балтиец» на красной ветке, в вагоне 81-717/714 на синей, в вагоне «Балтиец» на фиолетовой и в вагоне «Нева» на зеленой.
В своей работе они, среди прочего, сообщили, что источниками шума в вагоне метро являются:
- работающие двигатели поезда;
- пара «колесо – рельс», удары колес на стыках рельсов;
- движение воздуха, выдавливаемого из тоннеля при движении поезда.

«Повышенный уровень шума при движении вагона поезда метро при взаимодействии колес с рельсами увеличивается в местах стыков рельс и при наличии неровностей и дефектов. Уровень шума от вагонов метро при их движении зависит в основном от скорости движения поезда. Максимальный уровень шума возникает в области контакта рельсов и колес вагона. Под пассажирским вагоном, движущимся со скоростью 120 км/ч, уровень шума может достигать значений от 110 до 115 дБА», — пишут исследователи в своей работе.
При этом авторы статьи сообщают: 30-минутное воздействие шума на уровне в 90 дБА — это все равно что восемь часов находиться при шуме в 70-80 дБА. Исследователи отметили, что ранее замеры в петербургском метро проводили специалисты аккредитованной лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по г. Санкт-Петербургу». Они замеряли уровень шума в вагонах типа «Ем». При движении от «Проспекта Ветеранов» до «Девяткино» уровни шума составили 82-87 дБА по эквивалентному уровню, что не соответствует нормативам.
К слову, еще в 2017 году СМИ писали о том, что Москва нашла способ снизить уровень шума в метро. Там стыки между рельсами сваривают жидким металлом (алюмотермитная сварка), создавая ровный путь. Благодаря этому не только уровень шума снижается и составляет менее 70 дБА, но и колеса вагонов меньше изнашиваются.
Кстати, в своем ответе «ТМХ» не писал о том, что источником шума может быть пара «колесо-рельс», но мимоходом отметил, что обслуживанием рельсового полотна компания не занимается.
Цена шума: здоровье петербуржцев
Казалось бы, ну зачем поднимать шум из-за шума. Однако в метро среднестатистический житель Петербурга проводит, в лучшем случае, около часа. И все это время на него воздействует шумовое давление. Опрошенные редакцией врачи убеждены: пользование подземкой не проходит бесследно для организма.
«Длительное воздействие шума до 80 дБА считается безопасным. Однако при превышении этого уровня начинаются изменения. Человеческое ухо оснащено мышцами, которые напрягаются в ответ на громкие звуки, чтобы замедлить их передачу. Это механизм защиты внутреннего уха от акустической травмы, но он не совершенен. Шум вызывает повреждение волосковых клеток в улитке, которые отвечают за восприятие звуков. Пограничным уровнем, вызывающим изменения, считается 90 дБА (блендер, газонокосилка, крик). При регулярном воздействии шума такой громкости (30 мин/день, 4 ч/нед) происходит постепенное разрушение клеток», — предупреждает врач-оториноларинголог, лор-врач Арина Хлытина.
Акутравма — не единственное последствие постоянного шумового воздействия на организм. Уровень выше 75 дБА (санитарной нормы) считается потенциально опасным для организма в целом.

«Шум — это не просто раздражающий фактор, а физиологический стрессор. При уровне шума свыше 65 дБА повышается уровень кортизола и адреналина, учащается пульс, возрастает давление. Это запускает хронический стресс даже без субъективного ощущения раздражения. Уровень выше 70–75 дБА при длительном воздействии повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний, нарушений сна, тревожности и когнитивной усталости, усиливает активацию симпатической нервной системы. Это ведет к тахикардии, гипертонии и снижению иммунитета», — говорит нейробиолог, психофизиолог Татьяна Смирнова.
Получается, что регулярное попадание в очень шумную среду — это прямой риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, которые, как известно, являются главными убийцами петербуржцев. В 2023 году, по данным Петростата, болезни системы кровообращения убили 31 627 жителей Северной столицы (это 52,64% от всех скончавшихся).
По словам Татьяны Смирновой, шум также увеличивает утомляемость, снижает уровень дофамина и серотонина, что ведет к тревожности, раздражительности и выгоранию. Особенно уязвимы дети, пожилые и люди с хроническими заболеваниями.
В 2018 году «Петербургский метрополитен», проведя опрос, выяснил, что «12% петербуржцев ездят в метро по 3-4 раза в день. 14% осуществляют поездки 3-4 раза в неделю». Эти данные были опубликованы в телеграм-канале ГУП и издании «Петербургский дневник». В августе 2022 года ГУП сообщило, что «около 2 миллионов петербуржцев каждый день пользуются метрополитеном».
Получается, что каждый день каждый третий житель города рискует своим здоровьем: физическим и психическим. А еще — будущим своей семьи.
По словам врачей, особую группу риска, если говорить про последствия шумового воздействия, составляют женщины. Оно напрямую влияет на гормональную регуляцию и возможность зачать ребенка, а также на развитие плода.
«Постоянное воздействие свыше 65–70 дБА может нарушать секрецию половых гормонов (эстрадиола, прогестерона), нарушать овуляцию, вызывать сбои менструального цикла. Есть данные, что женщины, живущие в шумных районах, чаще сталкиваются с нарушениями сна, предменструальным синдромом, снижением либидо и ухудшением фертильности. Все это связано с активацией стрессовой оси и подавлением нормального функционирования гипоталамо-гипофизарно-яичниковой системы», — предупреждает Татьяна Смирнова.
Также, как отметила эксперт, при уровнях шума выше 85 дБА возрастает риск преждевременных родов, гипотрофии плода и нарушений плацентарного кровотока.
«Исследования показывают, что дети, внутриутробно подвергавшиеся высокому шумовому воздействию, чаще имеют поведенческие нарушения, гиперактивность, трудности с концентрацией. Это связано с повышенным уровнем кортизола у матери и активацией воспалительных процессов. Также фоновый шум мешает полноценному восстановлению матери, что может влиять на течение беременности и послеродовой период», — объясняет Татьяна Смирнова.
Сотрудники петербургской подземки уже дважды принимали роды. В 23 сентября 2018 года женщина родила на станции «Технологический институт». Почти на месяц раньше срока. Роженице повезло: принимавшая малыша уборщица была бывшим медиком. 24 ноября 2024 года роддомом стала станция метро «Горьковская».
Шум бьет и по мужскому здоровью. Согласно исследованию, проведенному учеными Сеульского национального университета (Южная Корея), у мужчин, которые регулярно подвергались воздействию шума свыше 55 дБ, было установлено снижение фертильности.
«Из-за регулярного воздействия шума развиваются серьезные проблемы со здоровьем, в том числе бесплодие. Поэтому для сохранения способности к зачатию ребенка необходимо минимизировать воздействие шума», — предупреждают сеульские ученые.
Датчане, проведя свое исследование, выяснили, что для женщин старше 35 лет воздействие дорожного шума на 10,2 дБ выше среднего (55-60 дБ) повышает вероятность бесплодия на 14%.
По данным Петростата, с 2019 по 2023 год суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в течение жизни) в Петербурге снизился с 1,35 до 1,26. Если в 2019-м на свет появилось 58 870 детей, то в 2023-м всего 48 016.

Вместо заключения
«МК в Питере», проведя расследование, удостоверился в том, что проблема повышенного уровня шума в петербургском метрополитене действительно существует.
Мы понимаем, что являемся журналистами, а не специалистами в области акустики и метрологии. Поэтому мы готовы провести дополнительный, совместный тест с сотрудниками Роспотребнадзора и метрополитена, если они вдруг с нашими замерами будут несогласны. Чтобы развеять любые сомнения и получить объективную оценку ситуации.
Мы надеемся, что наши замеры и публикации привлекут внимание ответственных лиц к этой проблеме и станут стимулом для принятия мер по снижению шумовой нагрузки на пассажиров петербургского метрополитена. Ведь безопасность и здоровье горожан — это главный приоритет.