ПРОВЕРКА СОСУЛЯМИ
История борьбы со снегом в нашем городе насчитывает немало побед и поражений. Причем совсем недавних.
Так, метеорологическая статистика напоминает, что зимы 2009/2010 и 2010/2011 в Петербурге были холоднее нормы и выдались небывало снежными. Так, например, за период с 21 по 26 декабря 2009 года в виде снега выпало 69 мм осадков, и это составляло более 1,5 месячных норм. А к началу марта 2011 года снежный покров в среднем по городу достиг 73 см, побив рекорд 1966 года (тогда было 68 см, а в первую блокадную зиму — «всего» 60 см).
Эти адские снегопады десять лет назад «завалили» рейтинги губернатора Валентины Матвиенко (ее непримиримая борьба с «сосулями» тоже стала городским мемом, хотя и завершилась относительной победой, уже после ее ухода: массовая реконструкция кровель в старом фонде позволила серьезно снизить «сосулечную» опасность).
Улучшилось ли в остальном управление жилкомхозом — вопрос дискуссионный, зато и снегопады в последние годы как-то присмирели. Тем не менее, еще осенью 2020 года «МК» в Питере» предупреждал, что грядущая зима может стать серьезным испытанием как для городских коммунальных служб, так и для чиновников (как раз тогда на этом направлении была отмечена локальная «кадровая революция»).
Первый настоящий «обвал» случился в ночь на 21 февраля, когда в городе выпало почти 40 % месячной нормы снега. Конечно, со снегопадами 2010 и 2011 годов этот запоздалый «залп» не сравнить. Но вопросов тоже появилось множество.
СНЕГ НЕ ЗНАЛ И ПАДАЛ
Свежие сводки со снежных полей больше похожи на бодрые боевые рапорты. Краткая рабочая неделя (с 24 по 27 февраля), если судить по отчетам Комитета по благоустройству Петербурга, была целиком и полностью посвящена ликвидации последствий «залповых» снегопадов, которые случились в прошедшие праздники. Да и в выходные колеса коммунальной машины крутились не вхолостую.
По крайней мере, 1 марта в Комблаге рассказали, что с 24 по 28 февраля с петербургских дорог было вывезено почти 255 тысяч кубометров снега, причем больше всего — в «постпраздничную» среду, 24 февраля. В тот день на снегоплавильные пункты «Водоканала» отгрузили свыше 59 тысяч кубометров, всего же с начала зимы — более 1,1 миллиона кубометров снега.
Горожане сообщали в соцсетях, что грузовики даже выстраивались в очередь к снегоплавилкам. Излишне напоминать, что такой простой способ утилизации снега, как сброс его в Неву прямо с набережных (так ярко показанный в советском фильме про «иронию судьбы») в черте города больше не используется.
В тот же день (1 марта) вице-губернатор Петербурга Николай Бондаренко лично контролировал ситуацию в Центральном и Адмиралтейском районах Петербурга. Претензии были высказаны по шестидесяти участкам (остальным повезло больше: вице-губернатор до них не добрался). Коммунальщиков попросили срочно заняться очисткой Кирочной, Моховой, Чайковского, Тверской и других улиц города от завалов снега, а также от льда, намерзшего под ледостоками. От исполнителей также потребовали отчитываться о своей работе ежедневно.
Сработало это или нет — придется разбираться позже. Зато известно, что «авральная» работа по сбросу снега с крыш уже принесла немало сюрпризов горожанам и их автомобилям.
УДАРНАЯ РАБОТА
Массовая очистка кровель кое-где проводилась настолько сурово, что была похожа на ковровую бомбардировку. Местами даже прицельную.
Так, еще 26 февраля в соцсетях наблюдался взрыв активности — особенно это касалось, конечно, исторического центра с его пологими кровлями.
«Прямо сейчас на Ленина, 26 скидывают снег с крыш, прямо на машины! — взывал к здравому смыслу участник группы «Петроградская Диаспора» в Facebook. — Я проезжал [мимо на транспорте] и заметил свою. На недоумение с моей стороны, коммунальщики сказали, что «надо оставлять номер, и мы стучали по машине, никто не выходил, все вопросы к начальству».
Некоторым автовладельцам повезло больше: их машины эвакуировали на соседние улицы. Хотя и тут не обошлось без нелепостей.
«Вчера с Чкаловского убрали, — огорчается еще один житель Петроградской стороны. — Искали через 112. Два с лишним часа. Нашли на набережной Карповки. Почти в километре от места, где стояла машина».
С другой стороны, понятно: если снег не сбрасывать, прогулки по старой части города будут похожи на «русскую рулетку». Соцсети ретранслируют и другие крики о помощи с уже упомянутой тихой набережной: «Вчера шел по Карповке. По узкому тротуару — но два человека могут разминуться. Навстречу мужик — вдруг как подпрыгнет. Прямо за ним упала снежная каша с крыши. Обратно шли примерно там же, вплотную к дому — [повторилось то же самое]».
А вот еще сухие строки «снежной» хроники: 28 февраля ледяные глыбы «прилетели» в пешеходов на Удельном проспекте и на проспекте Елизарова, один из пострадавших — 16-летний подросток. К счастью, обошлось без серьёзных травм.
Приходят жалобы и от автомобилистов. На улицах Декабристов, на Садовой, на Восстания, на 10-й линии — везде зафиксированы разбитые стекла и помятые крыши. Коллеги-журналисты цитируют феерический ответ пострадавшей автовладелице Катерине (с ул. Декабристов) от жилищной службы Адмиралтейского района: «А зачем вы вообще здесь ехали?»
Также попало в соцсети захватывающее видео «гонок на снегоуборочных машинах» в Кировском районе.
На момент подготовки этой статьи снегопады отступили, но обещали вернуться. Зато, как мы видим (а порой и ощущаем на себе), сошедший с улиц снег обнажил новую проблему.
ПОМНИМ ВСЕ ТРЕЩИНКИ
Как это бывает чуть реже чем всегда, в первую же оттепель вместе со снегом с улиц сошел и асфальт. И на проезжей части, и даже на тротуарах образовались зияющие ямы. Причем это случилось как на узких улочках в центре (чей ремонт из года в год заключается в подсыпке в «черную дыру» нового щебня и наложении асфальтовой заплатки), так и на новых магистралях.
Так, в последний день февраля в группе «ДТП и ЧП» в соцсети «ВКонтакте» пользователи приводили довольно мрачные факты: «На съезде с КАД на проспект Культуры огромная яма, — жаловалась водитель Дарья. — Нас уже 7 с пробитыми колесами».
Кстати, участник той же группы по имени Влад в конце января обращался к губернатору с жалобой по поводу другой ямы — на проспекте Энгельса по направлению от КАД до Суздальского проспекта. «Десятки автомобилистов меняют пробитые колеса. Сколько можно это терпеть?» — писал он. И, что интересно, получил сразу несколько ответов: сначала из Комитета по развитию транспортной инфраструктуры, где ему рассказали о капитальном ремонте, который пройдет «в этом году». Затем неравнодушному пользователю соцсетей ответил и Комитет по благоустройству, который сообщил, что на проблемном участке «выставлены предупреждающие знаки» и «рекомендовано снижение скорости». Также горожанина поблагодарили «за неравнодушное отношение к городу» — что, конечно, приятно, хотя и не компенсирует затрат на ремонт машины.
Зато в том же комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) 1 марта научно объяснили, почему же весной на дорогах появляются ямы.
«Основная причина — это частый переход температур через ноль, — сообщили там (цитируем по публикации в издании «Фонтанка»). — При положительной температуре снег на [дорожном] покрытии тает и просачивается во все, даже мельчайшие, трещины. В зимний период покрытие недостаточно хорошо просыхает, и при отрицательной температуре влага внутри асфальтобетона замерзает и расширяется, в результате чего нарушается целостность структуры покрытия (объем получаемого льда больше объема воды примерно на 10-12 %)».
К сожалению, об опыте соседних стран со сходным климатом (где на дорогах почему-то нет ям) в ответе КРТИ ничего не говорилось.