ИНДИКАТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО БИЗНЕСА
Конкурс лучших проектов в области социального предпринимательства в 2020 году состоится уже в пятый раз. Впервые его провели в 2015 году, и с тех пор соревнование на лучший проект стало ежегодным.
— Конкурс стал своего рода индикатором развития социального предпринимательств в России. За пять лет в нем приняли участие более 3000 субъектов малого бизнеса из самых разных отраслей: здравоохранения, образования, культуры, сферы цифровых технологий, — рассказывает ректор Российского государственного социального университета Наталья Починок.
В первом конкурсе пять лет назад принимали участие всего 66 компаний из 16 регионов страны. С тех пор «Лучший социальный проект года» прошел долгий и успешный пусть. В 2019 году заявки на участие подали уже более 1600 компаний. Во многом это связано с тем, что компаний, которые могут отнести себя к этому виду бизнеса, стало ощутимо больше. В Петербурге, к примеру, работает уже 74 социальных предпринимателя. При этом, как отметил руководитель оргкомитета Всероссийского конкурса проектов в области социального предпринимательства «Лучший социальный проект года» Денис Богатов, в развитии социального бизнеса большую роль сыграло создание центров «Мой бизнес» и Инноваций социальной сферы (ЦИСС). Так, например, Дальний восток несколько лет был в числе аутсайдеров по количеству участников конкурса. Но как только там был запущен и начал работать ЦИСС, количество социальных проектов увеличилось вдвое.
В Петербурге, к слову, поддержка социального предпринимательства поставлена на системные рельсы. И это сразу заметно: от города немало лауреатов вышли на федеральный уровень конкурса, а лучшим социальным проектом 2019 года в стране был признан петербургский проект «Сколиолоджик» (компания, выпускающая инновационные протезы для людей с инвалидностью).
БИЗНЕС НА ОСОБОМ СЧЕТУ
Помощь, конечно, получают представители не только социального бизнеса, но эти предприниматели на особом счету. Как рассказала директор Фонда развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, председатель общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга Елена Церетели, социальный бизнес — это компании, которые улучшают мир. В целом есть четыре параметра, по которым предприниматель может считаться социальным. Первый — это трудоустройство людей с инвалидностью и социально незащищённых граждан. Второй параметр — это реализация товаров или услуг, которые производит эта категория людей. Третий — производство товаров и услуг, которые произведены людьми с инвалидностью и социально незащищёнными людьми.
— Четвертый параметр был принят только год назад, — говорит Елена Церетели. — Теперь социальным предпринимательством может считаться деятельность, направленная на решение социальных проблем.
По ее словам, социальных предпринимателей в Петербурге всегда хватало.
— Их называли благотворительными компаниями, просто людьми с доброй душой, но это все — социальные предприниматели, — поясняет Елена Церетели. — И когда мы в 2019 году создали Центр инноваций социальной сферы НО «Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге», у его руководителей не составило труда найти компании, которым как раз нужна была поддержка Центра.
К слову, в пандемию многие социальные компании не просто сумели сохранить свой бизнес, но и продолжили творить добро и помогать тем, кто нуждается в помощи.
— У социального предпринимательства большой потенциал развития, — считает Денис Богатов. — Оно становится все более востребованным, и это замечательно.
Кстати, в России по статистике социальными предпринимателями чаще становятся женщины 30 – 45 лет. Мужчин в этом виде бизнеса представлено вдвое меньше.
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ
Задач у всероссийского конкурса несколько. Во-первых, это «лакмусовая бумажка», которая показывает степень развития социального препирательства в стране, «подсвечивает» сферы интереса этого вида бизнеса и его проблемы. Государству, если оно желает помочь — а оно желает — становится понятно, куда надо направлять усилия.
Кроме того, организаторы конкурса смотрят на него, как на некий «лифт роста», который может дать шанс участникам развиться и стать лучше. Для компаний, которые стали лауреатами, но не выиграли соревнование, организуют менторство, помогают рекламой, маркетингом, рассказывают о проектах широким массам. После окончания конкурса организаторы пишут письма главам регионов, где поименно перечисляют всех участников конкурса из данного региона и просят губернатора встретиться с бизнесменами. Это отлично работает.
В этом году определены 8 основных номинаций для социальных предпринимателей (Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), Социальное обслуживание, Просветительская деятельность, Обеспечение занятости, Социальный туризм, Физическая культура, Разработка технических средств реабилитации и информационных технологий для людей с ОВЗ, Дополнительное образование детей) и 4 номинации для социально-ориентированных НКО (Дополнительное образование детей, Уход за пожилыми, Социальное обслуживание, Развитие территорий).
Помимо участия в конкурсе, для социального предпринимательства существуют и другие меры поддержки. В частности, государственные субсидии. В этом году в Петербурге на них выделили 10 миллионов рублей. Социальный предприниматель может получить до 50% (и до 700 тысяч рублей) возмещения своих затрат. К слову, социальный бизнес – практически единственный, кто может рассчитывать на субсидии в непростом 2020 году.
Социальные предприниматели, в свою очередь, тоже показывают хорошие результаты. Так, за последние пять лет социальный бизнес создал в городе 13 тысяч рабочих мест, из которых 3000 — рабочие места для людей с ограниченными возможностями здоровья и социально незащищенных людей. А создание даже одного места требует больших затрат и дает большую ответственность. Надо не просто выделить стул, но организовать доступную среду для наемного сотрудника. Это недешёвое удовольствие. Зато люди с ограниченными возможностями здоровья социализируются и начинают развиваться в профессиональном плане.
В прошлом году большую ярмарочно-выставочную поддержку предпринимателям оказывал центр «Мой бизнес» и в частности ЦИСС. В 2019 году ЦИСС провел очень много выставок, рассказав о большом количестве социальных бизнесов. В 2020 году пандемия помешала активной выставочной деятельности, но, по словам руководителя Центра инноваций социальной сферы НО «Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» Ольги Юркиной, еще не все потеряно, ЦИСС намерен во втором полугодии все наверстать. Ну и, конечно, кроме выставок и ярмарок, помощь бизнесу ЦИСС оказывает и иначе. Центр становится посредником между бизнесом и госорганами, дает консультации, являясь, по сути, единым окном для социальных предпринимателей. А во время пандемии ЦИСС создал для социальных предпринимателей бизнес-клуб, где регулярно обсуждаются самые важные и острые для бизнеса вопросы.
Социальный бизнес — вид предпринимательства, который пестуется государством. Эти компании не только пополняют бюджет, но и решают многие социальные проблемы, в том числе создавая рабочие места для инвалидов или же обеспечивая качественными образовательными, медицинскими и другими услугами социально незащищенных граждан.